5 февраля (Велесовы малые святы) – Ряжен-день, Волосожары, Полухлеба, Хлебосправы
Все дни Велесовых свят делились на те дела и обряды, которые делали все селяне и те, на которые решался не каждый…
В этот день в «домашних справах» делили хлеба на «яровое и едовое», то есть которое посадят и которое съедят до нового урожая. Пересматривали и искали порченное зерно.
Его относили в овраги и пади, возвращая Земле с просьбами простить за то, что не уберегли её ценный дар…
Чинили сбрую и инструмент, чистили дома, латали сети – тихая домашняя работа на Полухлеба…
Зерно, признанное годным, пробрызгивали специально хранимой талой водой первого дня Водокрещей, и «семь жменей» раскидывали по сельским полям, которые в этот год отойдут под пары.
В этот день парятся в банях мужчины, а женщины собираются на нешумные посиделки.
«Когда парятся отцы и братья, пояса с кушаками вешают у притолоки. Дух мужской крепкий, да дух банный парной, да дух Волоса старый свивают пояса, потом же отдадут в нужде женам да девкам, если приключится у них тоска или унынье»
Распарив тело, в этот день много не едят, а по-прежнему стараются много пить самой разной воды, особенно замоченной с сырыми ягодами и яблоками
Другим были заняты те – кто чувствовал что-то большее и хотел «ведати Мир»
Отобранное яровое зерно раскладывали на земле на тканых рушниках и зорили одной ночью.
Считалось, что в этот день выпускается из Подземного мира древний змей Ящур, который «пращур всего мира» и несёт в себе силу плодородия и оплодотворения всего, а также силу «собого (особого) сна».
По поверью, в тот час, когда рождался наш мир – в этих родах помогал сам Ящур, и новорожденный мир начал погибать. Тогда древний змей примешал к миру все свои силы и удержал его в Живи.
Добровольна была эта жертва – но Ящур стал с той поры почти бессилен и потому вынужден «от веку до веку» таиться в Подземном мире, поближе к самому сердцу Земли, где остатная сила греет его
При гибели нашего мира первым погибнет Ящур, которого покинут последние силы
По поверьям, с тех чудесных родов жить долго в нашем мире Ящур не может – лишь «едину ночь» на Велесовы святы, когда сила «стара Власта держит его в белом мире»
Ящур ползёт столько, сколько сумеет проползти оп нашему миру – а потом проваливается в яму до самого дна Земли и спит там, копя новые силы, до следующих свят.
В вещем сне он поднимется к самой корке Земли весною - с внутренней стороны её – и будет во сне ткать помощь рожающей Матери, «плододаря её снутри»
Древний змей обязательно должен был проползти, вспоминая белый свет и тоскуя по нему, мимо ярового зерна – потому около него раскладывали подарки:
самое старое огниво в семье, в знак того, что люди не забыли огонь, но пользуются дедовым наследством
солнечный круговой крест (равноконечный, не нательный, у которого нижняя часть длиннее), из железа или хотя бы из дерева
и побитый старый горшок, который снимают с дымоходной трубы, в знак того, что печи на земле топятся и род
По краям разложенного зерна с обеда и до полуночи разжигают костры – каждый свой и какой выйдет. Костер обладает особой «силой Власта», дающий «силу перву – силу над собой» и питающей ею того, кто разжег и сколько мог, поддерживал костер
Ровно в полночь все костры во всех селениях должны быть затушены – чтобы поберечь глаза полуслепого подземного Змея…
Затушив костры – надевали одежу наизнанку и уходили кто в лес, кто в поля, кто домой на печь, но другой дорогой…
Проложенная дважды человеком, она «сломает лад неведом пути старого Ящура»
