Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ  СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ -  СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ  kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 127640 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Шаня

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +10486/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 29 747
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 92827
  • - Вас поблагодарили: 138003

31 января - Летник, Летовей

В этот день считают, что Земля в первый раз вздыхает "по-вешнему", по весеннему

Тут, многие  это замечают...

что..  вчитываешься.. и всматриваешься  от твоего календаря
по другому на многое

и вдруг улавливаешь..что да..вот жеж оно оказывается как.

да..
и сегодня  было такое

утром  прочла...
и весь день это наблюдала.

возможно у всех  по разному это дыхание  Земли ощущалось
тут,было так.. словно Земля    открылась ... и заулыбалась...
и такой  аромат...
Солнце днем  так  разогрело камни,траву, землю.. что все было теплым..и нежным..и камни,и трава,и земля.


какое красиво название
ЛетоВЕЙ....
Записан

Т-Яна

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1777/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4 778
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 35992
  • - Вас поблагодарили: 21820

В этот день считают, что Земля в первый раз вздыхает "по-вешнему", по весеннему
Ловить первый весенний вздох Земли отправляются прямо с утра, семьёй, по одному, по двое..
Крепко ещё спит наша дальневосточная земля.
Холоден был вчерашний день.
Ветром обжигал лицо, руки, ноги стужил.

Утром ходила на кормушки, чуть больше часа смогла пробыть там и то, благодаря двум редким гостям.
Московка прилетела сало клевать и моя волшебная Белая Лазаревка объявилась!!!
Но и они не смогла удержать меня надолго, ветер поворотил домой.

Ближе к вечеру поехала в лес на реку, а там ветер на просторе ещё сильней!

Может и был вздох Земли, но я не услышала за песней ветра.
Записан
Пора уж подводить итоги?
Зачем?Лишь часть пути,
Всего лишь малость...
И впереди длина дорог осталась.

Шаня

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +10486/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 29 747
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 92827
  • - Вас поблагодарили: 138003

Цитата: Лирими от Вчера в 11:40:15
В этот день считают, что Земля в первый раз вздыхает "по-вешнему", по весеннему
Ловить первый весенний вздох Земли отправляются прямо с утра, семьёй, по одному, по двое..
Крепко ещё спит наша дальневосточная земля.
Холоден был вчерашний день.
Ветром обжигал лицо, руки, ноги стужил.

ох..как передала в  несколько строк..
все оттенки  Погоды!!!!!

Кажется Лирими  писала..что Календарь,имеет свои отличия, связанные с местностью?

возможно, в каждой местности были свои отличия.. по датам.
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

1 февраля - Песнь Синицы, Синица-девица поёт

В день, на который часто приходится в наших местах Слом-Зимы – чествовали «синицу-девицу, малую-птицу»
Син-птица песнь звонкУ поёт,
Синь-дух в небесах разгоняет,
Весне силушку даёт


Потому синице целый подсвистывали из свистулек, приглашая петь почаще – ведь год на Весну поворотился, развешивали на ветвях сало и рубленое мясо, просили синицу «подать свой знак». Услышанная чистая одиночная треть синицы (не посвисты) многое рассказывала о будущем годе.

Но услышать синицу, по поверьям, могли не все люди, а только те, кто «чисты нутром да  дети малые, синице братушки с сестрёнами». В этот день дарили детям новые игрушки, тряпичных кукол,  девчонкам ленты, и провожали за околицу села.
Дети сами шли, «ища синицину песню», а заслышав её – неслись к знающим людям, бобылям, бортникам или знахарям и рассказывали, как, при каких обстоятельствах услышали песенку и сколько ударов сердца она длилась.
Что, думается, служило не только для предсказания будущего, но и для воспитания у детей наблюдательности, живости, «приметливости» к соседям по местности…

Хозяйки после обеда  выпекали особое обрядовое «печиво» - клювОк – в виде распахнутых птичьих клювиков, посыпанное орехами и засахаренным мёдом. Его раздавали сначала «старшИм» - старикам рода, «старому банному духу и старому домовому, старому вод-духу и старому лешечьему»
Носили в овраги – «старому Журавлю, что там сон невесом дремлет»
Носили на вершины меловых сопок – «старому Волку, что оттуда вой неслышим воет»
Относили к Лесной опушке – где «старый Тур след невидим кладёт»

Затем ели сами – взрослый люд селения. Крошки и медово-ореховую присыпку отдавали детям и веяли на четыре стороны света –
всего миру синицам-девицам
в холода покормиться…



Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

Крепко ещё спит наша дальневосточная земля.
Холоден был вчерашний день.
Ветром обжигал лицо, руки, ноги стужил.

Утром ходила на кормушки, чуть больше часа смогла пробыть там и то, благодаря двум редким гостям.
Московка прилетела сало клевать и моя волшебная Белая Лазаревка объявилась!!!
Но и они не смогла удержать меня надолго, ветер поворотил домой.

Ближе к вечеру поехала в лес на реку, а там ветер на просторе ещё сильней!

Может и был вздох Земли, но я не услышала за песней ветра.
чуднО заговорила, Т-Яна, слышишь сама?)

все места разные - и ритмы в них разные, сложенные потом в единый и великий ритм Русской Земли
Как одна могучая и прекрасная песня - из общей мелодии, из подпевок, из деления на разные по высоте и партиям голоса...
А убери какие голоса или нотки - оскудеет и сама мелодия. Добавь фальши - собьётся и весь лад...

А может - у вас в эти дни не Земля вздыхает - рано ей просыпаться? Может-  у вас вздох Ветра или слово его слушать ходили? У нас его будут искать  позже-  "во вторые льды и вторые морозы..."
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

2 февраля - Приметы-Переметы, Перемет-День
Приметный день, день изменчивости погоды

В этот день в нашем крае снаряжали «три-по-три чреды» - три группы ведающих и просто разумных людей, которые три раза в день отправлялись за пределы села и шли туда, где им "слышались приметы" - и куда чувствовалось, что стОит идти

"Чредовники" могли встретиться, поскольку никто заранее не знал, каким путём им "пойдётся"
Ходили так три раза в день, утром, к обеду и под самый вечер. После каждых "ходов" устраивались "переметные посоветы", всегда в избе какого-либо мудрого старика или старушки, где припоминалось всё увиденное, истолковывалось и выносились "порешення"

Хозяин хаты не только давал советы, исходя из своего многолетнего опыта, но и обязан был три дня ложиться спать и на утро три раза говорить, не было ли тревожного знака во сне, что должно было  признать совершённые селянами Переметы «негодными»
Если такое случалось – то Переметы не повторяли, ведь лишь один такой день был в году. Но и на следующий год меняли состав участников или строже подходили к толкованию…

Остальные селяне старались лишний раз не выходить в этот день за околицу- границу человеческого мирка, чтобы "примет-дню лад не порушити"

В эти дни всё село ходило "жалеть чужую Долю" - к хатам, где жили сироты или вдовые, где "век вековали ветхие", выполняя нехитрую работу и даря нужные в хозяйстве дары.

В этот же день после вторых, обеденных "перемететных сходов" решали, какая нужда случилась у соседей по месту – нет ли погибших или "пухлых" от голода птиц и мелких зверей, не подал ли знак водяной, выкинув снулую рыбину у деревенских мостков, не услышалось ли чредовникам более чутких знаков, которые могли подать лешие, меловики, полевые духи

В последующие три дня решали, "каку суседнюю беду да  чем можно человеку поправити"

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

3 февраля – Малое Велесово Колесо, Сил-Волос, Власты, Канун Щуровых дней


На конец Зимосломов приходится ещё один зимний Велесов День, в нашем крае в разных сёлах называемый в старину по-разному. Предшествуют ему два «тихих дня», а после идут Велесовы святы (святки) и Велик Волос-день

По поверьям, ломаются замкИ Зимы, свободно дышит Земля до вторых льдов и потому

А как взвоет Серый Пастух,
Враз сменяется земной пОдух,
а стая серая мир сердИт,
мир сердит – упряжи стары воротИт,
Воротит и землю,
Воротит и подземье,
Ставит Землю колесом -
Тащить важко сани со Стар-Велесом


В этот день смотреть за былым порядком – старым ладом в Мире выходит старый, забытый вещий дух Волос
Если найдет много "старого поладу" – то пронесутся его  зимние сани по всему Миру

В этот день в упряжи велесовой бегут два вожака – "и лишь един раз в году так свершаетсяЙ. Правый вожак, вожа – человек в волчьем обличье. Левый вожа – волк в человечьем обличье

Сидят в тех санях со стар-Волосом те, кого нет в этом мире: старые забытые вожаки людского племени – "старшие общего Роду, старшие старшинного Роду", вожаки  старых забытых ремёсел, которых тоже  нет уже в этом мире – те, кто "ростил перв стар-лес, правил крыла перв стар-птице, пускал по норам перво стар-зверя"

Своим ходом замыкает Волос круг силы по всей Земле, во все ее края и стороны. Наполняется его невиданной подземной мощью весь Мир – и так будет до Великого Волосова Колеса, когда сила эта распустится и снова уйдет под Землю

Когда замыкается круг – Стар-Волос кричит "невиданным воем, в котором крик птичий, вой волчий и вещее слово смешаны". И отзывается, по поверьям,  этот крик иногда и в душах человеческих

Во все дни Велесовых святок играются волчьи свадьбы и идёт "великий заповед на тревогу серого племени в лесах". После Велесовых святок устанавливаются заповеды на охоту на волчиц, а массовые облавы начнутся лишь осенью…

Но только в Малое Велесово Колесо играются особые свадьбы – идет не-каждый человек в лес и ходит кругом – и пока ходит, то венчается с волчьим племенем… А далее играются лишь свадьбы промеж волков…

Простые люди, которым сила Волоса без надобности, сидят в эти дни дома, занимаясь человеческой работой. Потому что "тяжко бремя силы Волосовой – кого не наполнит, того враз сломает"…


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Т-Яна

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1777/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4 778
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 35992
  • - Вас поблагодарили: 21820

Услышанная чистая одиночная треть синицы (не посвисты) многое рассказывала о будущем годе.
В воскресенье, накануне 1 февраля на кормушке слышала необычную песенку, отметила тогда, что уже весенние напевы зазвучали.
Пела или Синичка, или Гаичка (она тоже из отряда синичковых).
Их много было углядеть певунью не смогла)))

чуднО заговорила, Т-Яна, слышишь сама?)
Давно уже заметила, что стала иногда употреблять слова забытые.
Они сами приходят и ложатся в строчку.
А ещё заметила такую особенность, что заменить пытаюсь эти слова современными и не могу, потому что сразу смысл бледнеет.
Получается, что современный язык беден оттенками, которые могут передать нужные состояния.
Записан
Пора уж подводить итоги?
Зачем?Лишь часть пути,
Всего лишь малость...
И впереди длина дорог осталась.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

4  февраля - Полузимник, Пол Зимы вышло, Разговей

Закончилась «година хищного зверя и птицы хищной», начались Велесовы (Волосовы) святы.
На Полузимник считали, что "вышло да ушло" ровно половина Зимы, прошли и вторые морозы, настают морозы третьи, полузимные, не такие суровые, как на Водорещи. Морозы третьи, а льды только вторые заковывают реки.
«Пеленал вторый лёд реку, пеленал ручей да старицы пеленал – чтоб не выходила из них живь да тепло, береглося до вешних вод» - так приговаривали

Точно также, как береглась вода речная – береглась и «вода унутренняя». И вообще – все Волосовы святы посвящены оздоровлению и вниманию к телу, а также сну человеческому

Во все эти дни хозяйка дома практически прекращала готовку для всех, готовя общие привычные блюда лишь совсем слабым старикам и детям. Ставились "воды" - травяные отвары и настои, настои на сухофруктах, медах, орехах, на подмороженных ягодах рябины и калины, простая вода, родниковая - любую воду нужно было пить, сколько захочется
Устанавливался «разговей» -   ели кто что хотел, что «на потребу вышло», учитывали желания тела.
Особенно  «ладным» считалось, если какая-то еда приснится ночью, тогда старались её особенно добыть, даже ища по родичам или соседям.

Первый день, полузимный, готовил тело – «прямил его». С утра топились жарко бани, да не простыми поленьями, а специальным древесным сбором, который «древесным духом да огнём» должен был здоровить дыхание
В этих же банях топили весь день снега – которые на Волосовы святы считались наполненными особенной силой
В этот день парились совместно взрослеющие девочки и женщины, не утратившие сил плодородия, мужчины будут париться назавтра, в «воде после жён», растапливая печи заново, но на тех же дровах и не выливая воды из оставшихся ушатов

А сегодня вечером мужчины устраивали свои, «таёмные братчины», собираясь в избе одинокого дедка или бобыля, а то в омшанном сарае у бортника. Посидев некоторое время, отправляли одного самого доверенного – у кого «погляд дикий», то есть кто не смутит женщину нескромным взглядом – «до жен и дев сходити, крики слушати да силы просити»

В это время самые смелые из парившихся бросались  (и с тем самым криком, полагаю)) с разбегу в сугробы и заскакивали обратно в баню. Снег сугробов с «жиночьей силой» набирали и топили на братчинах, смешивая с мёдом. Эта вода, а также «материнин хлеб» составляли всё угощение…
Туда же взрослые мужчины в случае необходимости вызывали парня или взрослеющего подростка – разговоры-«полады»…

Когда поздно вечером утихнут бани и разойдутся девочки и женщины, мужчины  выгребали горячие ещё угли из банных печурок и относили к лесной опушке – «братцу-лешему погреться»


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

К слову.

Материнин хлеб – хлеб, выпеченный матерью, как правило, только сыновьям (или сыновьям и дочерям, т.е. всем детям, но никогда только дочерям). Женщина, чувствовавшая, что скоро умрёт, напекала как можно больше «материнского хлеба», который высушивали и употреблял сын или сыновья лишь в особых случаях.

Хлеб у одного сына мог закончиться ранее, чем у другого, тогда тот ходил «просити материн хлеб» - и отказа не ведал…

Это немного другое по смыслу – чем хлеб из родной печи

Отец тоже делал "собые даринки" - ритуальные подарки, но только дочерям (никогда сыновьям): плёл «отцову плеть», рассекая которой воздух – дочь рассекала свои беды и обиды. Считалось горем для женщины, если отцова плеть изнашивалась, лопалась раньше срока….
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

5 февраля (Велесовы малые святы) – Ряжен-день, Волосожары, Полухлеба, Хлебосправы

Все дни Велесовых свят делились на те дела и обряды, которые делали все селяне и те, на которые решался не каждый…

В этот день в «домашних справах» делили хлеба на «яровое и едовое», то есть которое посадят и которое съедят до нового урожая. Пересматривали и искали порченное зерно.
Его относили в овраги и пади, возвращая Земле с просьбами простить за то, что не уберегли её ценный дар…
Чинили сбрую и инструмент, чистили дома, латали сети – тихая домашняя работа на Полухлеба…
Зерно, признанное годным, пробрызгивали специально хранимой талой водой первого дня Водокрещей, и «семь жменей» раскидывали по сельским полям, которые в этот год отойдут под пары.

В этот день парятся в банях мужчины, а женщины собираются на нешумные посиделки.
«Когда парятся отцы и братья, пояса с кушаками вешают у притолоки. Дух мужской крепкий, да дух банный парной, да дух Волоса старый свивают пояса, потом же отдадут в нужде женам да девкам, если приключится у них тоска или унынье»

Распарив тело, в этот день много не едят, а по-прежнему стараются много пить самой разной воды, особенно замоченной с сырыми ягодами и яблоками



Другим были заняты те – кто чувствовал что-то большее и хотел «ведати Мир»

Отобранное яровое зерно раскладывали на земле на тканых рушниках и зорили  одной ночью.
Считалось, что в этот день выпускается из Подземного мира древний  змей Ящур, который «пращур всего мира» и несёт в себе силу плодородия и оплодотворения всего, а также силу «собого (особого) сна».
По поверью, в тот час, когда рождался наш мир – в этих родах помогал сам Ящур, и новорожденный мир начал погибать. Тогда древний змей примешал к миру все свои силы и удержал его в Живи.
Добровольна была эта жертва – но Ящур стал с той поры почти бессилен и потому вынужден «от веку до веку» таиться в Подземном мире, поближе к самому сердцу Земли, где остатная сила греет его
При гибели нашего мира первым погибнет Ящур, которого покинут последние силы

По поверьям, с тех чудесных родов жить долго в нашем мире Ящур не может – лишь «едину ночь» на Велесовы святы, когда сила «стара Власта держит его в белом мире»
Ящур ползёт столько, сколько сумеет проползти оп нашему миру – а потом проваливается в яму до самого дна Земли и спит там, копя новые силы, до следующих свят.
В вещем сне он поднимется к самой корке Земли весною - с внутренней стороны её – и будет во сне ткать помощь рожающей Матери, «плододаря её снутри»

Древний змей обязательно должен был проползти, вспоминая белый свет и тоскуя по нему, мимо ярового зерна – потому около него раскладывали подарки:
самое старое огниво в семье, в знак того, что люди не забыли огонь, но пользуются дедовым наследством
солнечный круговой крест (равноконечный, не нательный, у которого нижняя часть длиннее), из железа или хотя бы из дерева
и побитый старый горшок, который снимают с дымоходной трубы, в знак того, что печи на земле топятся и род

По краям разложенного зерна с обеда и до полуночи разжигают костры – каждый свой и какой выйдет. Костер обладает особой «силой Власта», дающий «силу перву – силу над собой» и питающей ею того, кто разжег и сколько мог, поддерживал костер

Ровно в полночь все костры во всех селениях должны быть затушены – чтобы поберечь глаза полуслепого подземного Змея…
Затушив костры – надевали одежу наизнанку и уходили кто в лес, кто в поля, кто домой на печь, но другой дорогой…

Проложенная дважды человеком, она «сломает лад неведом пути старого Ящура»


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

6 февраля (Велесовы малые святы) – Весновейка, Заграй-день, Материнка

Этот день, входящий также в зимние святы, также был немного разным для обычного человека и для человека «ведающего»
В память об уже сгинувшем в своей яме Ящуре, «в родах Мира помогавшему, у родов Мира стоявшему» и который ещё подберётся повыше из Подземи, когда станет рождать и мать-Земля, носят небольшие подарки матерям

«Носят муки хорошего намолота, сбережённого с лета да непотраченного мёду, да отреза или плата, а то сдобного угощения снесут, если мать беззуба по старости»

Умершей матери несут «памятное» на могилу, раскладывая  вышитый когда-то её руками рушник, и укрывая поверх шубой. оОставляя так на один день - «мамке для тепла», а лишь назавтра забирая
Матери, умершей в другом краю – сыплют отборного зерна птицам с просьбами положить на её могилу «в неведомой человеку, но ведомой крылатому  племени дАли ненужно пёро своё»…

В этот день гадают о близящейся Весне, готовят нужное для земледельческих работ

А ещё - больше пьют: «как вода вешняя полнИт землю сонну, так и тело человеческо пусть пьёт до силы». Вчера ставили и пили талую воду на свежих и мороженных ягодах – с сегодняшнего дня вдобавок мочат в воде натертую репу, брюкву, капусту – и так пьют «свежину»

Больше спят – и «особо спят». Разлад сна на Малые Велесовы святы давал тревожный знак, требующий обязательного посовета со знающими старшими или даже обращения к знахарю.

Больше играют – все, от мала до велика, не на улицах села – а за околицей уже, утром, днём и до вечера играют «до седьмого пота, чтоб костром жгло снутри, чтоб искры с человека летели».
Так играть, разогревая и тренируя тело – будут от этих свят до самой весенней страды, когда работа закономерно сменит «лад игры». Но начинать – не медля – после расправления тела баней, водой и «свежиной»  нужно уже сегодня

Те, кому мало было этих, вполне объяснимых и смысловых занятий – уходили в леса за неведомыми встречами, ища «пути старого Ящура да томясь силой старого Власта»
С полуночи предыдущего дня и до конца свят они  теперь будут ходить «в ряженом» - в вывернутой наизнанку одежде, в берестяных «ликах» (масках) с нарисованным углём «чужим» лицом. Если в роду был «непростой» человек- его наследник старался нарисовать его облик- чтобы «там» его признали…

Уходили далеко, иногда оставаясь в лесах по два, три дня, не смотря наличие семьи и домашние нужды. Иногда селились даже на далёких лесных заимках, но всегда по одному…




Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

И к слову.
Наверняка известно всем, что при встрече с Лешим нужно переобуть обувь и(или) надеть наизнанку верхнюю одежду. А колядующие на святки (или танцующие на маскараде, у которого тоже древние корни) надевают маски.
И это неслучайно. Как и все в мировоззрении предков
Потому что леший и другие духи и сущности – они не нашего мира, а «миру изнанного» (подземного, нечистого, таёмного). В котором всё по-другому, «кручено-верчено, вывернуто-свернуто» (очень на сновидный мир похоже, кстати)
И беря чужое лицо, меняя изнанку одежды – человек подаёт знак этому изнанному миру – что он тоже туда вхож, что он тоже – какой-то частью-родом оттуда…

Из утраты этого древнего смысла – идёт современное суеверие-примета, что если надеть случайно наизнанку одежду, то будешь битым, или беда случится, или даже «чёрт заберёт"))))

И нужно сразу же переодеть. Даже если это нательняя одежда - никому не видная...
И правильно (с точки зрения древних)
Потому что не надо случайно давать знаки «изнанному миру»
Лишнее это тебе, если ты не готов – и ничего хорошего с того не выйдет.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

7 февраля (Велесовы святы) – Туров-хлеб, Перекуй-Зима, Поминай-хлеба

Этот день считался также приметным, но особым – указывал на то, какой будет будущая Зима…
Говорили так –

Куёт молот Волосов,
Куёт Зиму грядущу
Из опадев нынешних…


В этот день по всем селеньям края замолкали наковальни и молоты кузнецов человеческого рода -  чтобы не «сбивати перестуковый лад старого деда Волоса»

Считалось, что невидимые искры чудесного молота падают на снег и наполняют его особой силой – потому в эти дни собирали с утра (после первых искр) снег и ставили «воды талые», на которых затем с обеда пекли хлеб.
Хлеб делали особым, «с рогами» - «туров-хлеб». Туров-хлеб сами не ели – а разносили всем встреченным на улице, всегда в молчании. И так обменивались с каждым  встреченными своим хлебом и брали чужой.

По поверью -
 в самую «стару старь люди жили своим единым родом, а как раскололся род старый, так только хлеб и молчанье еднали людей»

Собирали «туров-обоз» и отправляли хлеб в другие селения, с которыми были кровные связи

В малых отделённых сёлах края и на хуторах сохранился такой обычай – «зорили» туров-хлеб, подставляя на вытянутых руках солнцу и держали так, кто сколько продержит – от старшего в семье до самого маленького –

«до дрожей вязкой в руках тянул всяк ко злат-солнушку»

Потом брали туров-хлеб и клали за пазуху. Грели теплом человеческого тела и носили столько, сколько нужно, чтобы «хлеб человеком пропёкся поперёк». Тогда оставляли ломали руками, без ножа – и клали ломти у полыньи – духам водным, у окраины леса – лесным, у полевой стержни – полевикам и полуденницам…


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Алина

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +182/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 261
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 1278
  • - Вас поблагодарили: 1472

По поверью -
 в самую «стару старь люди жили своим единым родом, а как раскололся род старый, так только хлеб и молчанье еднали людей»

Собирали «туров-обоз» и отправляли хлеб в другие селения, с которыми были кровные связи
Так и представилось: такими ниточками - единение до самых далёких краёв, от селения к селению..
Записан