16 февраля – Починок, Почин дел, Починки
Название дня несёт двойной смысл. Во-первых, с этого дня, считают – начинается (идёт почин) нового лада – вешнего лада.
Входят в полную силу ветра вешний и шепотник, начинают «дышать ровно пашни», «ворохаться» покосные луга, переворачивает корни лес, глубоко-глубоко в листовых почках начинается «живый ход». Земля-дева дышит по-новому, по-вешнему и готовится просыпаться.
Потому в этот день женщины украдкой ходили в приметные месте, укрывая землю рушником или просто расшитым отрезом, приговаривая –
«
на сон вешен,
землицу-девицу тешим»….
Как бывает часто и в жизни – становление мира на новый лад показывает «прорехи разны с осени, нелады да стравы», которые всё в мире начинает чинить – починять. Птицы летают высоко – латают невидимые глазу человеческому воздушные пути в небе, синицы и воробьи вовсю поют-чирикают – песней латая ткань мира, дятел «стучит да гукает в прорехи старые, миру знак подаёт», рыбы «живятся, чинят дыры водны", волк песней-воем «кидает на место Лугу да звёзды»
«Кто к чему приставлен миром – тот то на Починки и ладит» - так говорили
В Подземном мире Стар-Власт роняет и тут же перехватывает заново мир, не давая ему «порушиться»
Всякая «неведомая нечисть» тоже занята своим скрытным делом, чиня в мире то, что неизвестно человеку и неподвластно ему
Потому в этот день далеко в «чужие пределы» не ходили
И в хозяйстве человека всяк чинит инструмент и сбрую, утварь, одежду и мебель…
Кто готов и умеет – уходит далеко от селения и этих бытовых дел –
починять мир работным делом,
вещим соном
да старым словом- расчищал роднички и ладил сходни в обрушенные за зиму крутые овраги, чтобы не попали в беду звери, ломал лёд на реках, если еще не прошёл ледоход или заморозки просинца зальдили всю поверхность водоёма
Или засыпал в одиночной заимке или сторожке – «починяя сном неспознаное»
Или творил заговоры (старо-слово), пел «песни таёмные», говорил на языке птиц или зверей – «поновляя старые знаки мира»
Молодые женщины и взрослеющие девушки ходили с обеда собирать обломанные веточки ивы и вербы – их поставят в талую воду «на отрост», а затем возьмут на Починки реки (мелкие разносроковые в разных сёлах обряды по засаживанию брегов местных рек или ручьёв)
Старушки засыпают в мешочек семена плодовых дичек – яблонь и груш – которые с этого дня станут греть теплом угасающего тела, даруя им «крохи остатные тепла да несостраченной жизни» - а затем отдадут выбранным бобылям и отхожим бортникам – разбрасывать по лесным полянам...
В этот и последующие дни – «треба сладко спать, во сне тело починять», до тех пор, пока «тело само работы не запросит»…
«Всё на Починки ладится да чинится» – чтобы быть готовым к Весне…
