29 декабря – Синь-День, Синеиней, Иней, Иней-Зимоуказчик.
С этого дня зовут в гости до весны «младших зимних сестриц» - метель-бабку (которой в подарок варят жидкую кашу), вьюжницу-молодицу (которой рассыпают пуховое перо из отложенного на перины) и метелюшку-девицу – которой сыпят за околицей в подарок бусины и бисер… Благодарили за службу в старом году и надеялись на встречу в новом…
Казалось бы – зачем они? А вот мало того, что звали – так ещё и различали… Сумеем ли мы, современные – метель от вьюги распознать?)
Весь день потом слушали посвисты зимнего ветра – ответили ли на людское приглашение зимние сёстры?
Иней-Зимоуказчик был одним из «говорящих» дней календаря - по нему узнавали почти все важные для человека в старину признаки будущей зимы и ранней весны, а особенно крупного обрядового пика года – Зимних Святок. С рассвета за нужными приметами отправлялись знающие люди, покидая селение, в леса и луга, на берега рек, в им только известные места.
Прочие не ходили, оставаясь дома и занимаясь повседневной работой. Человека, не наделённого знанием «читывать мир», а тоже отправившегося за приметами - могли и высмеять всем людом, не поощрялось тогда – дилетантство, видимо)
После обеда Зимоуказчика был «малый жиночий ряд», праздник домашнего огня и очага в семейном женском кругу (а «мужской ряд» будет завтра):
Иней горит –
Печи топить велит Женщины совместно, с песнями и шутками, со словами благодарности печке – отмывали её добела, подкрашивали, сами чистили и чинили заслоны и ухваты, прибирались в бабьем куту – месте, куда не мог заходить мужчина с 7 лет…
«ЧЕстили» огонь и печные уголья, ходили к соседям, что жили дружно – просить «дружных угольков ваших для лада нашего», в надежде, что это поможет и самим обрести лад и спокойствие в доме. Старый год умер – в приметное место, куда будет ещё много чего складываться до Масленицы, относили на Зимоуказчика старые уголья, собирали и растапливали печи сызнова – прося разжечь новый огонь знахаря или ведуна, самую старую женщину рода, беременную или кормящую - в разных сёлах по-разному.
(а в некоторых крупных слободах края, имеющих церкви – на Зимоуказчика было своеобразное соревнование «кто первее» - священник освятит огонь в избах поселян или селяне успеют «дедов огонь развести»)))
В «новой печи» ставили «нову кашу» - которую потом ели не только домочадцы, но и раздавали всем ближним суседушкам, не забывая ни спящего зимой овинника, ни хлопотника-погребника
С Инея-Зимоуказчика переставали выпускать сторожевых псов за двор, привязывали и запирали – холода наступают, с ними к селению подходят мелкие и крупные звери и птицы, которых негоже в эту трудную пору гонять собаками…
И нас сегодня на Синеинея - иней