Это киборги»: сборщики ягод рассказали о рекордных заработках в КарелииСезон сбора дикоросов в Карелии в самом разгаре. Немало слухов ходит о сборщиках: об огромных зарплатах, сорванных спинах, «завозных» гостях из ближнего зарубежья, которые отбирают хлеб у местных. Корреспондент «Республики» отправился в Костомукшу, чтобы лично всё выяснить.

Фото: из личного архива сборщиков
В Костомукше меня встретили три товарища, которые уже месяц зарабатывают на сдаче дикоросов. Степан здесь уже четвертый сезон. Помимо ягод он собирает данные для своей научной диссертации о народных промыслах. Иван — преподаватель истории, и летние каникулы решил провести с пользой. А Никита — дипломированный философ, он хочет улучшить свои киберспортивные навыки, когда купит на заработанные в лесу деньги дорогой монитор.
Сборщики работают на компанию, которая специализируется на переработке ягод. Фирма организовала тут целую базу, где люди живут, отсюда выезжают на участки и сдают урожай по возвращении. Почти 200 человек с комбайнами и ведрами ежедневно отправляются в окрестности города на УАЗик
Подъем у моих собеседников в 05:00. Если день обещает быть жарким, то еще раньше. На умыться и позавтракать — час. Бригада сама определяет, сколько будет работать, а график выходных дней каждый составляет индивидуально.
В бригаде семь человек, столько вмещается в УАЗик, включая водителя. Самый опытный из членов команды — Степан — выполняет роль штурмана и выбирает место для выезда по карте.
Вопреки расхожему мнению, ягоды в промышленных масштабах собирают не в лесных чащах. Это не очень удобно: кусты там более ветвистые, а ягоды мельче и разбросаны по большой площади. Опытные сборщики едут на вырубки, оставшиеся после лесозаготовительных работ, и прилегающие к ним болота. Главное, чтобы дорога была.
«Если посмотришь на карту в районе Костомукши, она как шахматная доска. Вся в вырубах. Тут заготавливают много леса и опосредованно создают некую экосистему для ягод», — рассказывает Никита.

«Шахматная доска» вырубок вокруг Костомукши. Фото: Google maps
Дорога до места сбора занимает полтора часа. На делянках ягода растет кучнее, объясняет Степан: «Это вроде как доказанный факт, что за счет осветления покрова урожайность растет. С брусникой это точно так».
Ягоды собирают либо ручным комбайном, либо граблями, в зависимости от личного предпочтения. На ходу их закидывают в «ведро-собирашку» с отверстием под руку для удобства. Потом уже сгружают в большие емкости.
Бывает, что на вырубке уже кто-то есть. Можно, конечно, встать на расстоянии, но прямо рядом — это уже моветон для сборщиков. Даже между собой члены одной бригады стараются «не щемиться» друг к другу.
Делиться информацией о местах сбора с другими бригадами не принято, а выдать «жирное» место чужакам и вовсе считается страшным преступлением.
«Есть такое понятие «жиры», это когда на поляне очень много ягод. «На жирах» ты гребешь быстро и почти не тратишь время на ходьбу. Ягоды, как виноград, прямо гроздьями висят», — ребята начинают знакомить меня с «профессиональным» лексиконом.
В обратной ситуации, когда ягод мало, закидываешь в ведро по одной — «майнишь». В конце дня каждый сдает добычу. На базе ягоды взвешивают и по номеру телефона в специальном приложении тут же начисляют деньги. Можно сразу вывести. Есть даже статистика, сколько всего собрал, сколько заработал.

«Сколько ты зарабатываешь?»
Сейчас идет сезон черники. В данный момент ее принимают по 290 рублей за килограмм. В начале сезона она стоила гораздо меньше — 200 рублей. Но по мере того как ягоду собирают и ее становится меньше, вознаграждение растет.
«Я обычно два ведра до обеда собираю, потом музыку втыкаю и еще минимум одно «на добивочку». В среднем выходит 8-10 тысяч рублей в день. Бывает меньше, бывает больше. Личный рекорд — 15 тысяч за смену», — рассказывает Никита.
Чтобы «въехать», как правильно собирать ягоды, достаточно пары дней. Чтобы привыкла спина — еще неделя. Многое зависит от удачи, но по общему правилу более опытные, мотивированные и способные к монотонной работе собирают в разы больше других.
Бывалые сборщики плотно не обедают, потому что потом еще несколько часов работать внаклонку. Фото: из личного архива сборщиков
«Жирных мест не так и много, приходится «майнить». Это адски скучно и морально тяжело, когда не чувствуешь, что вес прибывает. Но есть среди сборщиков такие киборги, невозможные люди, помноженные на вечность, которые стабильно по 10 ведер в день собирают. Это 28 тысяч рублей в сутки и более полумиллиона в месяц, если они вообще берут выходные дни, — рассказывают сборщики. — Тут совокупность факторов. Они физически и психологически подготовлены к такому тяжелому труду и вдобавок знают ягодные места. Ну, и движет ими понимание того, что дома они будут работать месяц, чтобы получить столько, сколько здесь заработают за день-два».
Одной из легенд базы считается тетя Лена, которая в 2023 году и породила миф о самой себе. Она с бригадой приехала на делянку, но выруб оказался абсолютно «мертвый», т. е. пустой. Сборщики решили искать новое место, а тетя Лена осталась. Другие катались по делянкам, чтобы в итоге собрать по два ведра, а когда приехали забирать тетю Лену, увидели пять целых ведер.
«Она просто целый день без остановки по ягоде собирала. Это просто психически невозможно», — Иван считает, что к такому кропотливому методу больше предрасположены женщины.

Брусника уже созрела, но официальный сезон сбора начинается позже.
«Ведро для дяди» или сопутствующие расходыЧтобы заявиться на сбор ягод и получить место в общежитии, нужно заплатить три тысячи рублей. Еще около 1,5 тысячи потратишь на минимальную экипировку — комбайн или грабли.
День проживания в общежитии стоит 350 рублей, или 10 500 рублей в месяц. За эти деньги вы получаете место в комнате общежития, а также общий душ и туалет.
«Смысла нет снимать квартиру в складчину где-то в городе. Вся инфраструктура у общежитий находится, оттуда «буханки» стартуют, туда же возвращаются. Время — деньги», — объяснили парни.

Комната в общежитии.
Суточная аренда места в машине выходит в 585 рублей на человека, еще рублей 200 — на бензин. В роли водителей выступают рядовые сборщики. Привилегия шофера — экономия около 500 рублей в день за счет уменьшенной таксы на аренду автомобиля и топливо.
«Водилы тут — на вес золота. Но у них сомнительные бонусы, учитывая, что спят они на три часа меньше: пока они крутят баранку, остальные кемарят в салоне. Ну и материальная ответственность за машину. Бывает, что разбивают УАЗики. Один вот торчит сейчас 100 тысяч конторе, обещает с брусники отдать», — рассказывает Иван.
На еду каждый тратит, сколько хочет. В магазин можно ездить хоть каждый день, с этим проблем нет.
Общие расходы при максимально аскетичном образе жизни составят около 30-35 тысяч в месяц, или около 1 тысячи рублей в день.
Среди сборщиков давно бытует понятие «ведро для дяди», которое означает минимальное количество собранных ягод, которое ты сдаешь для покрытия ежедневных расходов. С нынешними ценами это уже не ведро, а максимум его треть, но выражение устоялось.

Специальное приложение компании-приемщика ягод.
У каждого своя цель«Времени на досуг нет, иногда даже еду готовить лень. Но мы тут всё равно как в летнем лагере. По вечерам сидим, угораем в своей комнате. Народ максимально разномастный, весело», — отмечает Иван.
«У тех, кто уже не первый и не второй год приезжает, этот заработок встроен в некий сезонный цикл. Здесь они зарабатывают по 400-500 тысяч, а потом несколько месяцев ничего не делают», — рассказывают мои собеседники.
Фото: из личного архива сборщиков
Одни работают на ягодах, чтобы закрыть кредиты-ипотеки, другие зарабатывают на лечение зубов или покупку техники. Почти у каждого есть определенная цель.
«В прошлом году парень собирал на мощный компьютер, чтобы на нем майнить криптовалюту. Но коль скоро в этом году он снова здесь… — рассказывает Степан. — Сборщики ягод — это, как правило, люди, не имеющие постоянной работы. Из самых разных уголков страны, но чаще всего это анклавы дешевой рабочей силы — регионы с низкими зарплатами».
В основном народ из России. «Иностранных специалистов» почти нет, белорусов — единицы, несколько человек с ЛНР, ДНР и новых регионов.
Сами мои собеседники на вопрос, приедут ли снова, ответить пока не могут. С одной стороны, это хорошие деньги и кардинальная смена обстановки, но монотонность труда и тяжелый график работы выдерживают не все.

Напомним, ранее «Республика» опубликовала материал, в котором прогнозами на ягодный сезон поделились руководители карельских компаний-переработчиков. По их словам, сборщики в наших лесах зарабатывают до 750 тыс. рублей, а сезон 2025 года обещает быть ягодным.
https://rk.karelia.ru/social/eto-kiborgi-sborshhiki-yagod-rasskazali-o-rekordnyh-zarabotkah-v-karelii/