Грей

Грей - необъезженный жеребчик-трёхлетка. С ним начала работать одна девочка, и я иногда помогала, потому как он был одним из моих любимчиков. А ещё - невероятно хотелось воспитать именно не обученную, необъезженную молодую лошадь с самого юного возраста. Именно с ним я обучилась лошадиным играм, его же - ещё необъезженного, мне посчастливилось первой оседлать.
Тренировали мы его по стандартной схеме - на недоуздке, когда пришла пора седлать - с уздечкой. Тогда у меня не было ещё опыта обучения без всех тех зверских приспособлений, да и своевольничать тоже не было возможности - хозяйка не поддерживала таких "глупостей". "Лошадь должна работать". При чём работать - "как положено" - строго, без никаких поблажек, тем более - молодая. А то "на голову сядет". Единственное, что было у нас с ним в свободном доступе - совместное времяпровождение, когда мы могли просто общаться. А однажды, наблюдая, как Грей играл со своим другом-ровесником полуарабчиком, мне захотелось хоть как-то стать для жеребёнка кем-то ближе и приятнее, чем просто надоедливое двуногое существо, которое принуждает бегать по кругу, набив рот "железом". И наше общение пополнилось играми. Сами игры выглядели примерно так же, как и с Сеней. Догонялки, брыкалки, кусалки - только уворачиваться надо было вовремя. А пригласить его к игре было не так сложно - жеребята очень открыты и за играми проводят почти всё свободное время.

Пока однажды хозяйка не сказала - "Пора." Пора было садиться верхом. Вероника погоняла Грея в манеже на корде и позвала меня, чтобы я подстраховала её, когда она сядет на него верхом. И что вы думаете? Ничего у нас не получилось. Она вся суетилась, из-за волнения много разговаривала и смеялась. Только попытается ногу в стремя поставить - Грей нервничает и начинает топтаться на месте, кружиться. А Вероника боится. Сделала несколько попыток и говорит - "Попробуем в другой раз". А самой ей надо было куда-то торопиться, и она попросила меня расседлать мальчика. И убежала, а мы остались с Греем вдвоём.
Мы с ним постояли немного, поговорили. Вижу - Грей спокойно стоит. А мне от произошедшего стало нехорошо, ведь я уже представляла, как будет выглядеть "другой раз". Придут другие девочки, тренер. Грея возьмут на корду, затянут оголовье потуже, обступят его всей толпой, кто-то взгромоздится верхом. Он начнёт нервничать - посыпятся удары и окрики. Нельзя, чтобы первая заездка так проходила для юного мальчика. Сломают.
Говорю ему: "Греюшка, мы должны это сделать раньше". Я собрала повод, поставила ногу в стремя, подтянулась на руках - ничего, стоит спокойно. Перебросила ногу и плавно опустилась в седло. Грей стоял как вкопанный. Лишь когда села - напрягся. Напрягся весь, аж спину выгнул вверх. Но с места не тронулся. Я начала его оглаживать, успокаивать. И он постепенно начал расслабляться. Добившись расслабленности, можно было начать шагать. Но как? "Грей, ша-агом". Он стоит. Прижала пятками - ничего, снова прижала, нос его в сторону повернула, показывая направление - тоже ничего, стоит. Напрягся опять, подсобрался, но что делать - не понимает. Опять стоим и расслабляемся. Постояв несколько минут - решительно подбираю повод, показываю направление, прижимаю шенкель (пятками за подпругой), голосовая команда - и он отставляет одну ногу в нужном направлении. Я тут же бросаю повод, отпускаю его. Он не пошёл, но похвалу получил - ведь начал действовать правильно. Мы снова постояли, я его вслух и всем естеством упрашивала и подсказывала - нам надо было начать и сделать первые шаги, так было лучше для него.
Очередная попытка - собрали повод, нос в сторону, моя внутренняя нога толкает его вперёд, внешняя - сгибает его корпус, и - наконец! Мы пошли шагом. Пошагали несколько кругов и пошли расседлываться. Тихо, спокойно, без суеты, скачек, взбрыкиваний и попыток избавиться от всадника.
Что ж, я не знаю, как с ним будут обращаться дальше, но ему уже легче будет предугадать требования людей под седлом. И, возможно, меньше наказаний будет.
Довольно яркий пример, когда за суетой, страхами, отвлечением на рядом стоящих людей - мысли летают какие угодно и где угодно. Но не на предстоящем деле. Посыл этих мыслей на животное даёт свой результат - оно начинает нервничать, беспокоиться, бояться. Совершает много ненужных для человека действий, и получает наказание. За что - понять не может. От страха и бессилия начинает паниковать больше. И получает больше. И рождается ломанное, искаженное "взаимодействие" с самыми печальными последствиями для всех участников.