Небольшое отступление от темы, но всё же связано с ней.
О том, что ребёнок черпает из семьи, из общества у А.Степаненко в "Мифологии здоровья" (но в ней не только о здоровье).
"....К сожалению, помимо отсутствия внимания есть и более глубокие, надчеловеческие проблемы, проблемы, чьи корни питают убожество и противоречивость современных общественных отношений. В России огромно число мальчишек, получающих воспитание от матерей-одиночек. А они понятия не имеют о мужской психологии. У них иначе, чем у девочек, начиная с песочницы, проявляется состязательность. При таком полу-воспитании дети вырастают вне понимания мужской иерархии и боятся её проявления. Раньше средой, в какой-то степени компенсировавшей отсутствие отцов, был двор, где в одном пространстве слоями крутились подрастающие поколения разного возраста. Современная городская застройка нарушила и эту связь. Бывшие в местах заключения рассказывают, что случается видеть таких «мамчиков», которые предпочитают быть «опущенными», они никогда не примут на себя ответственность, пальцем не шевельнут в борьбе за лидерство. Ещё хуже дело обстоит в семьях, где слишком остро переживают, что чем-то обделили ребёнка.
Это ложное и вредное чувство, потому что ребёнку нужна любовь, а всё остальное он будет добывать своими силами. Если же родители видят себя виноватыми перед дитём, то он сразу это чувствует и ощущает себя на месте животного, в стае которого потерян вожак. Он инстинктивно включается в борьбу за первенство. Он его ищет посредством, например, истерик. Крики, вопли, истерика для ребёнка – это всё способы достижения одной цели. И если в семье, действительно, чувствуется слабость связей, то осадок напряжённых эмоциональных сражений за первенство накапливается в виде извращённой логики типа: «Меня не любят, а вот когда я болею, меня все жалеют. А вот когда я умру, будут и жалеть, и любить». Этот страшный изъян психики встречается всё чаще. И всё больше детей сводят счёты с жизнью потому, что им ясно, что мёртвых их будут жалеть и любить.
Ребёнку свойственно искать модель поведения. Для него очень важна привязка к идеалу: будь мужчиной; разве так мужчины поступают? все мужчины в три часа уже спят, и т.д. В традиционных обществах далее по мере становления душевного строя чувствующего самостоятельность человека образ идеала персонифицируется, скажу, ликом Святого вождя и осознанному соблюдению традиции.
В распадающихся обществах выветриваются общепринятые нормы воспитания и взрослым людям просто некому напомнить, какими они были в детстве, сколь серьёзными были требования и отношение к жизни у ребёнка. В блокадном Ленинграде известен случай, когда шестилетняя девочка, Сабина Кузьминская, убежала с транспорта, когда её хотели эвакуировать. Она вернулась домой, чтобы ухаживать за своим умирающим отцом, она сама возглавила семью. Приняла на себя обязанность отоваривать карточки, приносить воду и тому подобное. И выжила! И помогла выжить родным.
Она же потом вспоминает случай, когда ей по карточке достался кусок колбасы, а на улице какой-то дядька выхватил его у неё из рук и стал убегать. В проезжавшей мимо машине с солдатами это заметили и набили дядьке морду.
Но пуще того девочка запомнила, как тот пожирал колбасу под градом ударов. Но «защитники Отечества» так и не включили мозги и не поделились с ребёнком даже сухарём из своего пайка.
Память стойко держит результаты экзаменов, формирующих личный стандарт поведения и допуски к дальнейшим испытаниям на человечность: спас старика бомжа или прошёл мимо, вступился за кого-то или спасовал, оказал помощь пострадавшему или оставил в безпомощном состоянии. Эти реакции спонтанны и идут из детства. Жизнь человека зависит от того, как он воспитан – эта истина очевидна. Если человек приносит с собой в большую жизнь два «богатырских» желания: набить кому нибудь морду или «набить кишку», то эти рамки будут осенять его поведение всю жизнь, вынуждая в иных случаях впадать в крайности, переступая через близких, доверять врагам и чужим пророкам. И тогда последнее готов отдать «хорошим и верным товарищам, живущим в соседнем дворе», действуя в ущерб своим глобальным интересам, не говоря уже о личных и семейных. Предел инверсии чувств и поведения высветила гражданская война, когда по идеологическим мотивам брат шёл на брата, сын на отца. Только нормальное воспитание способно удержать от соблазна увидеть простоту и ясность картины жизни там, где её нет и в помине..."
О книге я уже упоминала (у автора свой взгляд, сильно отличающийся от общепринятого, на многие вещи)
http://filens.info/forum/index.php?topic=2051.msg234476#msg234476Единственное, что её уже сложно найти в инете, т.к некоторые люди специально заходили ко мне на форум за книгой. Поэтому, кому надо пишите почту в личку, скину.