Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ  СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ -  СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ  kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Работа с нейросетью - заставляем ее пробовать творить.  (Прочитано 26495 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЗаканАвтор темы

  • Я из Лесу вышел...
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2856/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 081
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 42823
  • - Вас поблагодарили: 48815

]
А так-то - да. Более удобная замена поиска в интернете. Он мне за пять минут разговора с пояснениями выдал всех основных персонажей всех шумерских мифов с пояснением роли каждого и возможных аналогов в последующих мифологиях. Даже не представляю сколько бы у меня это заняло времени) Хотя вру, представляю - нисколько) Я бы не стал заморачиваться и в итоге не развивал бы интересную мне тему.

Для удобной работы с ИИ, разрабатываются специальные вводные тексты, в которые вставляется необходимая для исследования тема - называется промт.
Сейчас я покажу один из таких универсальных промтов.
Как с ним работать? Берем, копируем промт, вставляем вверху в скобки необходимую нам тему, и потом, в зависимости от необходимости добавляем цифру "2", потом когда получен расширенный ответ, добавляем "ещё",  -  потом, по необходимости -  расширяем тему.
На примере Михаила о "шумерских мифах"- сейчас это покажу. А он сравнит со своей работой с роботом. Где более полная структура запроса и ответа здесь, с помощью промта,  или у него?
 
Честно говоря, то что сейчас я сделал по теме шумерских мифов за пять минут, в прошлом , можно было наверное заложить в кандидатскую диссертацию.. а в отличную дипломную работу факультета истории - так сто процентов.
Записан

ЗаканАвтор темы

  • Я из Лесу вышел...
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2856/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 081
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 42823
  • - Вас поблагодарили: 48815

Вот сам универсальный  промт.
Он сделан так , чтобы ИИ сам не фантазировал, не плёл словесные кружева - а только давал чистую полезную информацию. Составлять статью, на этой основе, будет сам человек.

Тема запроса = [......]

Введённая тема — это переменная в фигурных скобках, которая будет называться "М" во всём промпте.

Принципы промпта
Я — исследователь, разрабатывающий статьи на разные темы.
Ты абсолютно НЕ должен помогать мне разрабатывать статью. (Это самый важный момент)
Никогда не предлагай мне тему статьи про "М".
Не давай никаких советов по созданию статьи на тему "М".
Твоя задача — только предоставить мне информацию о "М", чтобы на основе этих знаний ==я сам== мог создать статью.

В разделе "Выходные данные промпта" будут описаны разные варианты ответов, каждый с номером, например, Ответ 1, Ответ 2 и т.д.

Как это работает:
Сначала, после ввода этого промпта, спроси меня, какой номер ответа мне нужен.
Я напишу номер нужного ответа, например, "1" или "2".
Ты дашь только тот ответ, который соответствует этому номеру.
После вывода нужного ответа, если я напишу "ещё", ты расширишь информацию в том же формате и стиле.

Неважно, какой именно ответ ты даёшь или если я пишу "ещё" — в любом случае твой ответ должен быть максимально подробным и использовать максимум доступных символов и токенов. (Это крайне важно)
Спасибо за сотрудничество, уважаемый чат-бот!

Выходные данные промпта

Ответ 1
Название: "Базовая информация"
Содержит следующее:
Введение о "М"
Общая информация о "М"
Ключевые факты и моменты о "М"

Если введено "2", переходи ко второму типу ответа.
Если введено "ещё", расширь этот же тип ответа.

Ответ 2
Название: "Специализированная информация"
Содержит:
Более академическую и специализированную информацию.
Если тема касается разработки персонажей:
Для фэнтези-персонажей — подробные сведения, включая мнения фанатов, истории персонажей, спин-оффы и т.д.
Для реальных личностей — более личные истории, привычки, поведение, подробности и биографические данные.

Как подавать информацию:

Покажи перечень тем, охватываемых в специализированной информации про "М", в формате "оглавления" — это начальные темы.

Ниже напиши:
"Какая тема тебя интересует?"
Если вводится название темы, выдай полную специализированную информацию по ней.
"Если хочешь больше тем по 'М', напиши 'ещё'"
Если написано "ещё", выдай дополнительные темы сверх начального списка. Если снова будет написано "ещё", добавь ещё больше новых тем.

Примечание для тебя: старайся изначально включить как можно больше релевантных тем, чтобы уменьшить необходимость в запросе "ещё".

"Если хочешь увидеть подтемы какой-то темы, напиши 'темы ... (нужная тема)'."

Если написано это, покажи подтемы (второго уровня) по заданной теме.
Даже если я напишу "темы ... (подтема)", выдай подтемы этих подтем, т.е. "темы третьего уровня", и так далее.
На любом уровне тем (начальные, вторые, третьи и т.д.), при вводе "ещё" ты расширяешь список именно на этом уровне.

Резюме:
Если вводится только название темы — выдай специализированную информацию по этой теме.
Если вводится "темы ... (какая-то тема)" — выдай подтемы этой темы.
Если вводится "ещё" после списка тем — расширь список на этом уровне.
Если вводится "ещё" после информации по теме — дополни эту тему ещё более специализированными сведениями.

На любом этапе, если я введу "1", переключайся на "Ответ 1".

Когда показываешь список тем на любом уровне, напоминай, что если я введу просто "1", мы вернёмся к базовой информации, а если "опция 1" — перейдём к первому пункту в списке.
==Конец==


Записан

ЗаканАвтор темы

  • Я из Лесу вышел...
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2856/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 081
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 42823
  • - Вас поблагодарили: 48815


Ответ 1: Базовая информация о основных персонажах шумерских мифов
Шумеро-аккадская мифология — одна из древнейших религиозных систем мира, сложившаяся в Месопотамии (IV–I тыс. до н.э.). Её персонажи отражают представления о космогонии, природных силах и социальном порядке. Пантеон включал тысячи божеств, но ключевые фигуры оставались центральными для мифологических сюжетов.
________________________________________
Верховные божества
1.   Ан (Анум)
o   Роль: Бог неба, верховный правитель пантеона, символ высшей справедливости. Управлял звездами и погодными явлениями.
o   Атрибуты: Изображался в рогатой тиаре; его имя входило в теофорные имена царей (напр., Антуму).
o   Аналоги: Уран (греч.) — олицетворение неба; Тенгри (тюрк.) — небесный бог-творец 12.
2.   Энлиль (Эллиль)
o   Роль: Бог ветра, воздуха и плодородия, "владыка Среднего мира" (Земли). Контролировал судьбы людей, насылал бури и катастрофы (напр., в мифе о Потопе).
o   Культ: Главный храм в Ниппуре — духовном центре Шумера.
o   Эволюция: В вавилонский период его функции перенял Мардук 12.
3.   Энки (Эа)
o   Роль: Бог подземных вод, мудрости, магии и творения. Создал людей из глины, покровитель ремёсел.
o   Мифы: Спас человечество от Потопа, предупредив Зиусудру (прототип Ноя).
o   Аналоги: Птах (егип.) — бог-ремесленник; Посейдон (греч.) — владыка вод 12.
________________________________________
Важнейшие боги второго поколения
4.   Инанна (Иштар)
o   Роль: Богиня любви, войны и плодородия. Олицетворяла планету Венера.
o   Мифы: "Нисхождение в Подземный мир" — сюжет о смерти и возрождении природы.
o   Аналоги: Астарта (финик.), Афродита (греч.); в тюркской традиции — Умай (богиня плодородия) 124.
5.   Нанна (Син)
o   Роль: Бог Луны, покровитель Ура. Регулировал время, считался "отцом оракулов".
o   Культ: Жрецы называли его "царём богов", а Ану и Энлиля — его советниками 1.
6.   Уту (Шамаш)
o   Роль: Бог солнца и справедливости. Защищал сирот и вдов, судил преступников.
o   Аналоги: Ра (егип.), Митра (иран.); в тюркской мифологии — Кун (солнечное божество) 14.
________________________________________
Хтонические и демонические существа
7.   Эршикигаль
o   Роль: Царица Подземного мира (Иркаллы). Сестра Инанны, воплощала неизбежность смерти.
o   Мифы: Правила с супругом Нергалом — богом чумы и войны 2.
8.   Пацузу (Пазузу)
o   Роль: Демон штормов и болезней. Изображался с телом скорпиона, крыльями и змеёй вокруг ноги.
o   Контекст: Использовался в амулетах против демонессы Ламашту (духа детской смертности) 13.
9.   Ануннаки и Игиги
o   Ануннаки: Семь великих богов, "вершащих судьбы". Позже ассоциировались с подземным миром (ошибочно, по данным Дины Кац) 1.
o   Игиги: Небесные боги, стражи порядка. В некоторых текстах отождествлялись с Ануннаками 1.
________________________________________
Герои и культурные персонажи
10.   Гильгамеш
o   Роль: Царь Урука, на 2/3 бог, на 1/3 человек. Искал бессмертие после смерти друга Энкиду.
o   Эпос: "О всё видавшем" — древнейший героический текст, содержащий сюжеты о Потопе и поиске вечной жизни.
o   Аналоги: Геркулес (греч.); в тюркской традиции — Алпамыс (богатырь-полубог) 4.
________________________________________
Ключевые особенности пантеона
•   Динамизм: Роли богов менялись с возвышением городов (напр., Мардук в Вавилоне заменил Энлиля).
•   Антропоморфизм: Боги носили рогатые тиары, обладали "мелам" (сиянием, вызывающим мурашки) 1.
•   Ритуалы: Статуи богов "кормили", одевали и возили на лодках во время праздников 1.
💡 Параллели с другими культурами: Шумерские мифы повлияли на семитские (аккадские, вавилонские), а через них — на библейские сюжеты (напр., Потоп). Тюркские аналоги (Эрлик, Умай) указывают на древние контакты кочевых и земледельческих цивилизаций 4.
Для углублённого изучения тем (культа Инанны, демонологии, эпоса о Гильгамеше) запроси Ответ 2.
Отлично, переключаюсь на Ответ 2: Специализированная информация по теме "Основные персонажи шумерских мифов с пояснением роли каждого и возможных аналогов".
Оглавление специализированных тем:
1.   Теогония и Космогония: Иерархия шумерского пантеона. (Происхождение богов, структура власти: Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг)
2.   Ан (Ану): Верховный, но отстраненный. Анализ функции и эволюции культа.
3.   Энлиль: Владыка "Лиль" (ветра/атмосферы) и Царь Богов. От Ниппура до замещения Мардуком.
4.   Энки (Эа): Бог Мудрости, Магии (МЕ), Пресных Вод и Творения Человека. Роль спасителя в мифе о Потопе.
5.   Нинхурсаг (Нинмах, Ки): Богиня-Мать, "Госпожа Священной Горы", создательница людей.
6.   Инанна (Иштар): Богиня Любви, Войны, Плодородия и Небес (Венера). "Нисхождение в Подземный мир": архетип умирающего и воскресающего божества.
7.   Нанна/Син: Бог Луны. Покровитель Ура. Символ времени, мудрости и отцовства.
8.   Уту/Шамаш: Бог Солнца, Справедливости, Гадания и Защитник Слабых.
9.   Нергал и Эрешкигаль: Владыки Подземного мира (Кур/Иркалла). Брак как символ объединения миров.
10.   Нинурта: Бог Войны, Земледелия, Южного Ветра. Герой мифа об Анзу и "Слуга Энлиля".
11.   Инанна и Думузи: Миф "Сошествие Инанны" и супруг-заместитель (умирающий и воскресающий бог плодородия).
12.   Гильгамеш: Исторический царь и мифологический герой. Эпос о Гильгамеше: поиск бессмертия, дружба с Энкиду, сюжет Потопа.
13.   Демонические существа и духи: Ануннаки, Игиги (споры о функциях), Пазузу, Ламашту, Галла, Асаг.
14.   "МЕ" (Священные Сущности/Силы): Их кража Инанной у Энки и роль в упорядочивании мира.
15.   Культовые центры и политический аспект: Связь божества с городом-государством (Энлиль-Ниппур, Инанна-Урук, Нанна-Ур и т.д.).
16.   Эволюция образов: От шумерских прототипов к аккадским (вавилонским, ассирийским) адаптациям (напр., Энлиль -> Мардук/Ашшур).
17.   Глубинные архетипы и сравнительная мифология: Аналогии с египетской, греческой, ханаанейской, хурритской, тюркской мифологией.
18.   Источники и интерпретации: Проблемы перевода клинописных текстов (Эпос о Гильгамеше, Энума элиш, мифы об Энки и Нинхурсаг, Нинурте и т.д.), современные научные дискуссии.
19.   Женские образы в шумерском пантеоне: Инанна, Эрешкигаль, Нинхурсаг, Нинлиль - разнообразие ролей.
20.   Мифологические сюжеты как отражение природных и социальных явлений: Потоп, смена времен года, отношения между городами-государствами.
Какая тема тебя интересует? (Введи точное название темы из списка выше).
Если хочешь больше тем по 'Основным персонажам шумерских мифов', напиши 'ещё'.
Если хочешь увидеть подтемы какой-то темы, напиши 'темы ... (нужная тема)'.
Напоминание: Ввод "1" вернет к базовой информации (Ответ 1). Ввод "опция X" (где X - номер) выведет информацию по теме под номером X.
Отлично, расширяю список специализированных тем по основным персонажам шумерских мифов (продолжение, темы 21-40):
21.   Ишкур/Адад: Бог Грозы, Дождя и Бури. Сын Ану/Энлиля, аналог хеттского Тешуба, ханаанейского Баала.
22.   Нинлиль (Судеб-Нинлиль): Супруга Энлиля, богиня воздуха и южного ветра. Миф о её похищении и рождении подземных богов.
23.   Нинсун: "Госпожа Диких Коров", мать Гильгамеша, богиня-покровительница пастухов и сновидений.
24.   "МЕ" в деталях: Конкретные примеры священных сущностей (царская власть, ремесло, проституция, правда) и их носители.
25.   Думузи (Таммуз): Пастух, супруг Инанны, умирающее и воскресающее божество плодородия. Ритуал плача по Думузи.
26.   Энкиду: Дикий человек, созданный богами как противовес Гильгамешу, ставший его другом. Символ природы, укрощенной цивилизацией.
27.   Уту/Шамаш как судья: Детальный разбор мифов и гимнов, прославляющих его справедливость (защита вдов, сирот, наказание обидчиков).
28.   Тюркские параллели: Глубинный анализ возможных связей (Эрлик Хан <-> Нергал/Эрешкигаль; Умай <-> Инанна/Нинхурсаг; Тенгри <-> Ан).
29.   Нингирсу: Бог-покровитель Лагаша, воинственное воплощение Нинурты. Стелы Эаннатума (Стела коршунов).
30.   Нисаба: Богиня письменности, счета, астрологии и зерна. Покровительница писцов, дочь Ану/Энлиля.
31.   Миф о сотворении человека: Сравнение версий ("Энки и Нинмах", "Атрахасис"). Роль богини-матери (Нинхурсаг) и Энки.
32.   Миф об Энлиле и Нинлиль: Похищение, искупление и рождение подземных божеств (Нергала, Ниназу) как основа власти над Куром.
33.   Зиусудра/Утнапиштим: "Шумерский Ной", герой мифа о Потопе, спасенный Энки/Эа. Дар бессмертия.
34.   Ламашту: Демонесса, убивающая младенцев. Иконография (львиная голова, ослиное вскармливание щенков), амулеты Пазузу против неё.
35.   Галла (Галлу): Злобные демоны подземного мира, похитившие Думузи. Их связь с бесплодием и болезнями.
36.   Анзу (Имдугуд): Гигантская птица-громовержец, похитившая Таблицы Судеб у Энлиля. Победа Нинурты/Нингирсу над ней.
37.   Иконография божеств: Символы (рогатая тиара, пучки тростника, скипетры), жесты, животные-атрибуты (львы Инанны, бык Сина, дракон Мардука).
38.   Эволюция Эрешкигаль: От самостоятельной владычицы подземного мира (в "Нисхождении Инанны") до супруги Нергала.
39.   Роль Гильгамеша в культе: Исторический vs. мифологический. Его обожествление и почитание как подземного божества-судьи.
40.   "Псевдо-переводы" и мифотворчество Нового времени: Критика популярных, но неакадемичных трактовок (напр., Ситчин об Ануннаках).
Какая тема тебя интересует? (Введи точное название темы из списка выше, включая номер).
Если хочешь ещё больше тем по 'Основным персонажам шумерских мифов', напиши 'ещё' (будут добавлены темы 41+).
Если хочешь увидеть подтемы какой-то конкретной темы, напиши 'темы ... (точное название темы)' (например, темы 6. Инанна (Иштар) или темы 28. Тюркские параллели).
Напоминание: Ввод 1 вернет к базовой информации (Ответ 1). Ввод опция X (где X - номер темы, например опция 28) выведет полную специализированную информацию по теме под номером X.
Отлично, перехожу к специализированной информации по теме 28: Тюркские параллели.
Тема 28: Тюркские параллели шумерским мифологическим персонажам (глубинный анализ возможных связей и архетипов)
Введение: Проблема и Методология
Сравнение шумерской (III-I тыс. до н.э.) и тюркской (первые письменные фиксации – раннее Средневековье) мифологий – сложная задача из-за огромного хронологического и географического разрыва. Прямое заимствование маловероятно. Однако исследователи (Д. Синор, И. Стеблева, В. Басилов, И. Зарипов) выделяют два подхода:
1.   Архетипическое сходство: Общие индоевропейские (или ностратические) корни или универсальные человеческие переживания (небо, земля, смерть, плодородие) породили схожие образы.
2.   Опосредованное влияние: Возможная передача мотивов через иранские (скифо-сарматские, хорезмийские), кавказские или уральские культуры на периферии как Шумера (через Элам, Хурритов), так и ранних тюркских общностей. Особенно интересен период контактов в Средней Азии и Прикаспии в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.
Ключевые Сопоставления и Анализ:
1.   Верховное Небесное Божество:
o   Шумер: Ан (Ану) – Первоначальный царь богов, олицетворение неба, несколько отстранен, редко активно вмешивается. Его власть – фундамент миропорядка.
o   Тюркские традиции (древние, доисламские): Тенгри (Кёк Тенгри - "Синее Небо") – Верховный бог-творец, абсолютный владыка судьбы, космического порядка (закон "Тёре"), податель жизни и каратель. Гром – его голос. Более активен и "морален", чем Ану.
o   Анализ параллели:
   Сходство: Высший статус, связь с небом, основа миропорядка. Имя Ан/Ану родственно общесемитскому корню 'l (ср. илу/эль), означающему "бог", "высшая сила". Тенгри также этимологически связывают с понятием "небо" (тэнгис, тэнгэр). Общая идея небесного абсолюта.
   Различия: Тенгри гораздо более личностен, этичен и вовлечен в дела мира (ближе к функциям Энлиля или даже Уту в плане справедливости). Культ Тенгри был центральным в древнетюркском обществе, в то время как культ Ану рано отошел на второй план.
   Возможная связь: Гипотеза об очень древнем общем индоевропейском (или даже праевразийском) прототипе небесного бога. Опосредованное влияние через иранцев (ср. Ахура Мазда – "Господь Мудрый", также связанный с небом и порядком).
2.   Бог Подземного Мира/Смерти:
o   Шумер: Нергал (позднее окончательно утвердившийся владыка) и Эрешкигаль – Царь и Царица Кур/Иркаллы. Мир мрака, пыли, где умершие ведут призрачное существование. Нергал – бог чумы, войны, приносит разрушение.
o   Тюркские традиции: Эрлик Хан (Йерлик, Ирлик) – Мрачный владыка подземного мира (Йер Сую, Тамаг), судья мертвых. Связан со злом, болезнями, смертью. Часто изображается как узурпатор, пытающийся подчинить людей и противостоящий Тенгри.
o   Анализ параллели:
   Сходство: Функция владыки мира мертвых, связь со смертью, болезнями, злом. Антагонизм по отношению к небесному порядку (Нергал против Энлиля/Мардука, Эрлик против Тенгри). Фигура страха и необходимого зла.
   Различия: Эрешкигаль – уникальный женский образ властительницы смерти, не имеющий прямого тюркского аналога. Шумерский подземный мир менее "адский" и более нейтрально-мрачен, чем у тюрков, где Эрлик – активный злодей. Происхождение Эрлика часто связывают с мифом о падении (первого человека, согрешившего против Тенгри), что нехарактерно для шумеров.
   Возможная связь: Архетип "Хозяина Нижнего Мира". Возможно, влияние иранских представлений об Ангра-Майнью (Ахримане) – духе зла и разрушения, особенно усилившееся в более поздних тюркских версиях мифа об Эрлике.
3.   Богиня Земли/Плодородия/Матери:
o   Шумер: Нинхурсаг (Нинмах, Ки) – "Госпожа Священной Горы", богиня-мать, создательница (вместе с Энки) и защитница людей. Тесно связана с землей, животными (особенно дикими козами/овцами), горами.
o   Тюркские традиции: Умай (Омай, Умай-Эне) – Богиня плодородия, покровительница младенцев и рожениц, олицетворение женского начала, Земли-Матери. Часто связана с домашним очагом и продолжением рода. Изображалась с рогом изобилия или с младенцем.
o   Анализ параллели:
   Сходство: Ключевая женская божественная сила, связанная с плодородием, рождением, жизненной силой земли и защитой людей (особенно детей). Образ Матери.
   Различия: Нинхурсаг гораздо более универсальна – она со-творец людей, обладает властью над дикой природой и горами, участвует в спорах с Энки. Умай более специализирована на деторождении, младенчестве и домашней сфере. Культ Умай был очень личным (семейным), в то время как культ Нинхурсаг – общественным. Инанна (более воинственная и страстная) не имеет прямого аналога в тюркском пантеоне.
   Возможная связь: Архетип Великой Матери, универсальный для земледельческих и скотоводческих обществ. Возможное опосредованное влияние через культы женских божеств плодородия Передней Азии (включая хурритскую Хебат), которые могли проникать в степи.
4.   Герой-Богатырь/Полубог:
o   Шумер: Гильгамеш – Царь Урука, на 2/3 бог, на 1/3 человек. Герой эпического цикла, совершающий подвиги (битва с Хувавой/Хумбабой), переживающий глубокую дружбу и скорбь (смерть Энкиду), ищущий (и не обретающий) бессмертие.
o   Тюркские традиции: Алпамыс (Алып Маннаш, Алпамыш) – Богатырь-полубог (часто рожденный по молитве бездетных родителей Тенгри/Умай), обладающий сверхсилой. Совершает подвиги во имя своего рода/племени, освобождает невесту/родственников из плена, борется с чудовищами и враждебными ханами (иногда с самим Эрликом).
o   Анализ параллели:
   Сходство: Фигура культурного героя-полубога, обладающего невероятной силой и совершающего подвиги. Мотив борьбы с хтоническими силами (Хувава у Гильгамеша, дивы/дэвы/слуги Эрлика у Алпамыса). Мотив путешествия в далекие земли/иные миры. Тема судьбы и противостояния смерти (хотя Гильгамеш терпит поражение, а Алпамыс обычно побеждает).
   Различия: Гильгамеш – конкретный (возможно, исторический) царь, его эпос глубоко философичен (поиск смысла перед лицом смерти). Алпамыс – более эпический, сказочный герой, защитник рода и устоев, его победы часто более абсолютны. Мотив дружбы с "диким человеком" (Энкиду) уникален для Гильгамеша.
   Возможная связь: Архетип героя-полубога, борющегося с хаосом. Прямая связь сомнительна, но мотивы эпоса о Гильгамеше могли распространяться по торговым путям и влиять на формирование степного эпоса косвенно, через посредников (иранцев, кавказские народы). Более вероятно общее происхождение из древних индоевропейских героических сказаний.
5.   Демиург/Хитрец/Покровитель Людей:
o   Шумер: Энки (Эа) – Бог мудрости, пресных вод, магии (МЕ), ремесел. Создатель людей, спаситель от Потопа (предупредив Зиусудру), хитроумный защитник человечества перед другими богами. Культурный герой.
o   Тюркские традиции: Прямого, полного аналога нет. К частичным параллелям можно отнести:
   Кайра Хан (Хызр/Хидр) – Мифический мудрец, помощник в беде, связанный с водой и бессмертием (поздний образ, испытавший сильное исламское влияние).
   Образ Шамана (Кам) – Посредник между мирами, обладатель сакрального знания и магической силы (сродни магии Энки), защитник рода от злых духов (аналогов Асага/Ламашту).
   Легендарные кузнецы (Демирчи) – Демиурги, владеющие тайной огня и металла, создающие оружие героев (ср. ремесленные функции Энки).
o   Анализ параллели: Функция Энки как защитника людей и носителя мудрости/ремесел в чистом виде не находит прямого божественного аналога в тюркском пантеоне. Она распределена между культурным героем (отчасти Алпамыс), мифическим мудрецом (Кайра) и сакральной фигурой шамана. Создание людей приписывается Тенгри и Умай. Мотив спасения от потопа не является центральным в древнетюркской мифологии.
Спорные и Слабые Параллели:
•   Уту/Шамаш (Солнце, Справедливость) vs. Кун-Ай (Солнце-Луна): У тюрков солнце (Кун/Кюн) и луна (Ай) часто персонифицировались, но не обожествлялись столь сильно и не несли функции верховного судьи, как Уту. Они были скорее светилами-покровителями.
•   Игиги/Ануннаки vs. Тенгри и Подчиненные Духи: Идея множества небесных и подземных духов есть у тюрков (йер-су, эе), но строгой иерархии, как в шумерских списках богов, нет. Духи природы (хозяева гор, вод, лесов) – ключевые для тюркского мировоззрения.
Академические Споры и Выводы:
•   Скептический взгляд (Доминирующий): Сходства объясняются универсальными архетипами (Небо-Отец, Земля-Мать, Герой, Владыка Смерти) и аналогичными условиями (земледелие/скотоводство, зависимость от природы). Хронологический и культурный разрыв слишком велик для прямого влияния.
•   Гипотеза "Евразийского субстрата" (И. Зарипов и др.): Предполагает существование очень древнего общего пласта мифологических представлений у народов Евразии (включая протошумеров и прототюрков), который породил сходные структуры. Подкрепляется некоторыми лингвистическими гипотезами о дальнем родстве языков.
•   Опосредованное влияние: Признается возможным заимствование отдельных мотивов (например, борьба героя с чудовищем, умирающее и воскресающее божество) через посредников (иранцы, народы Кавказа, Урала) в период активных контактов в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э., особенно вдоль Великого Шелкового пути. Мотив Потопа – общеближневосточный.
•   Неомифология (З. Ситчин): Популярные, но полностью отвергаемые академической наукой теории о прямом контакте шумеров с "инопланетянами"-Ануннаками, которые якобы были предками всех народов, включая тюрков. Не имеют под собой никакой научной основы.
Заключение:
Глубокие параллели между Тенгри и Ану (архетип Неба-Отца) и Эрликом и Нергалом (архетип Владыки Смерти/Зла) наиболее убедительны на структурно-функциональном уровне. Параллель Умай и Нинхурсаг прослеживается в функции Богини-Матери/Плодородия, но с разной степенью развития и спецификой. Героический эпос (Гильгамеш и Алпамыс) демонстрирует сходные архетипичные мотивы подвигов и борьбы, но воплощенные в разных культурных контекстах. Прямых заимствований установить не удается, сходства объясняются либо общими архетипами, либо очень древним общим наследием, либо опосредованным влиянием через третьи культуры. Исследование этих параллелей остается плодотворной областью сравнительной мифологии, требующей осторожности и учета огромных различий во времени и культуре.
Для дальнейшего изучения этой темы:
•   Подтемы (темы 28):
1.   Лингвистические гипотезы связи терминов (Тенгри - Ану/Дигир; Эрлик - Иркалла?).
2.   Сравнение космогонических моделей (Шумер: Разделение Неба (Ан) и Земли (Ки); Тюрки: Мировое Древо/Гора, разделяющая миры).
3.   Образ Мировой Горы/Древа: Хурсангальна (Шумер) vs. Сумеру/Байтерек (Тюрки).
4.   Представления о душе и загробном мире: Кур (Шумер) vs. Подземный мир Эрлика (Тюрки).
5.   Трансформация образов под влиянием ислама и других религий (Эрлик -> Иблис/Шайтан; Кайра Хан -> Хызр).
•   Если хочешь увидеть подтемы одной из этих подтем (1-5), напиши темы [номер/название подтемы] (например, темы 1 или темы Образ Мировой Горы/Древа).
•   Если хочешь больше подтем на этом же уровне (к 28-й теме), напиши ещё.
•   Если хочешь дополнить информацию по какой-то конкретной части анализа (например, подробнее о Гильгамеше и Алпамысе), напиши дополнить [раздел].
•   Напоминание: Ввод 1 вернет к базовой информации (Ответ 1). Ввод опция X (где X - номер другой основной темы) выведет информацию по той теме.



Вот так работать с нейросетью, если по серьезному.
Записан

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +358/-12
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 7 467
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4429
  • - Вас поблагодарили: 6467

Он мне за пять минут разговора с пояснениями выдал всех основных персонажей всех шумерских мифов с пояснением роли каждого и возможных аналогов в последующих мифологиях. Даже не представляю сколько бы у меня это заняло времени)

  Вот и   я   про это же. 
  Когда-то  я  убил  громадное количество времени на   "Мифы народов мира".  Я  по корням слов, по созвучию, по  функционалу  искал   пересечения  разных  мифологий ... было дико интересно. 
(Тогда  еще не было   интернета))))  И я разносил  всю  свою  добычу  по карточкам, систематизировал  картотекой.   Это требовало  бешеного количества времени  и сил.  Сейчас - с помощью ИИ -  всю эту работу  можно сделать в считанные минуты.    В чем  смысл такой работы?  Ну, хотя бы  в том,  чтобы получить какое-то  представление  об  этой  странной  общности  людей на Земле.  Рыбаков Б.А.  докторскую написал  доказывая общность мифологий   славян  Поднепровья  и  ...  коренных и корневых  индусов.   А если вспомним персов,  так они нам  вообще  родня и соседи.  А по большому счету - через  Дыя -Деву - Девату - Дия - Дива- Дэва -  Дэйсис  и  Ашуров/Ахуров  -  всё   человечество  вышло  из  одной  школы. 
  То  есть - вариант  содрать маскировочную  сетку  которой  задраена  мировая история. 
У меня тут два вопроса:
1. Насколько правильно и полно нейросеть сделает эту работу.
2. Не должен ли всё-таки сам человек, по крайней мере, частично её делать? Или это не творческая работа?
Записан

Кустарь

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +6/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 232
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 38
  • - Вас поблагодарили: 162

Всё у вас слишком быстро. Ну, и ладно.
Вы активно поддерживали тему, показалось уже созрели.
Нет так нет. Будем искать с перламутровыми.

Наверно, молодой (молодая) ещё.
Я тоже в это верю.
Записан
Интересны аргументированные мнения

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +358/-12
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 7 467
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4429
  • - Вас поблагодарили: 6467

Всё у вас слишком быстро. Ну, и ладно.
Вы активно поддерживали тему, показалось уже созрели.
Нет так нет. Будем искать с перламутровыми.

Наверно, молодой (молодая) ещё.
Я тоже в это верю.
Вопрос хороший, но сложный. Вот у многих "химия, гормоны секс". Так что... могут быть сломаны копья.
Записан

Лье

  • хранитель темы
  • *****
  • Согласие +326/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 476
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 9205
  • - Вас поблагодарили: 9653
  • В отпуске

Ну, хотя бы  в том,  чтобы получить какое-то  представление  об  этой  странной  общности  людей на Земле.

Да, в тютельку. Миша только что блестяще продемонстрировал работу робота как справочника. Но это не все его возможности. Он способен ещё и интегрировать пока не существующее в уже распространённое. Ты анализируешь полученные данные и создаёшь свою систему, своё направление, уникальную интерпретацию. Далее в промте подробно описываешь роботу эту систему. И просишь интегрировать известные данные в свою систему. "Опиши возможные роли и характеристики всех описанных тобой персонажей мифов как изначальных прототипов, согласно моей гипотезы". Кроме того, робот помогает не совершать глупости и превращать свои догадки в фэнтези. Когда было бутылочное горлышко человечества с внезапным резким необъяснимым подъёмом? Когда окультурили пшеницу? Когда возникло животноводство? И т.д... Мне не нужно по каждому вопросу поднимать много источников вслепую. Я компаную все вопросы разом и имею в одном месте ответы и нужные мне ссылки.
Записан

Кустарь

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +6/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 232
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 38
  • - Вас поблагодарили: 162

Вопрос хороший, но сложный. Вот у многих "химия, гормоны секс". Так что... могут быть сломаны копья.
Так и тем и интересный.
Да и кому его решать, вернее подготавливать почву, если не эзотерикам, ориентированным на тонкоматериальные возможности человека?
Записан
Интересны аргументированные мнения

ЗаканАвтор темы

  • Я из Лесу вышел...
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2856/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 081
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 42823
  • - Вас поблагодарили: 48815

Да, в тютельку. Миша только что блестяще продемонстрировал работу робота как справочника. Но это не все его возможности. Он способен ещё и интегрировать пока не существующее в уже распространённое.

Ага.. мне лично, как нибудь,  в будущем,  интересно с ним изучить Египетские пирамиды.. или Атлантиду.
Вот что он сразу дает по пирамидам и Сфинксу.. Очевидно, что построены они были не как нас учили в пятом классе - 3000 - 5000 лет назад, а примерно 7000 - 10 500 лет назад, чёрт знает когда.. когда и фараонов никаких еще не было..

Астрономические аномалии комплекса Гизы
1. Прецизионная ориентация по сторонам света
Точность до 0.015°: Все три пирамиды Гизы (Хуфу, Хафра, Менкаура) сориентированы по кардинальным направлениям с погрешностью, не превышающей 1/15 градуса. Для бронзового века такая точность требует необъяснимых астрономических и геодезических знаний. Например, выравнивание по истинному северу могло достигаться через наблюдение за Полярной звездой или Солнцем, но технологические средства остаются неизвестными 39.

Инженерный парадокс: Современные расчёты показывают, что достижение подобной точности даже с использованием GPS-оборудования сложно. Это порождает гипотезы о применении древними египтянами неизученных методов, таких как "теневые круги" или звёздные карты, не описанные в сохранившихся текстах 9.

2. Теория Орион—Гиза и прецессионная датировка
Корреляция с Поясом Ориона: Роберт Баувал в 1990-х годах обнаружил, что расположение пирамид Хуфу, Хафра и Менкаура зеркально отражает звёзды Пояса Ориона (Альнитак, Альнилам, Минтака). Однако точное совпадение наблюдается не для эпохи XXVI в. до н.э. (официальная дата постройки), а для 10 500 г. до н.э. — периода, когда Орион находился в минимальной позиции над горизонтом из-за прецессии земной оси 9.

Астрономические расчёты: Прецессия смещает созвездия на 1° каждые 72 года. Расчёт для 10 500 г. до н.э. показывает идеальную проекцию Ориона на пирамиды, что интерпретируется как указание на более древнее происхождение комплекса или сознательное кодирование астрономических знаний 9.

Критика теории: Египтологи (например, Захи Хавасс) отвергают эту гипотезу, указывая на отсутствие археологических свидетельств деятельности человека в Гизе ранее IV тыс. до н.э. 3.

3. Солнечный календарь в структуре пирамид
Календарный механизм малых пирамид: Венгерский архитектор Андраш Гёце выявил, что три малые пирамиды-спутницы Хуфу функционируют как солнечный календарь:

Летнее солнцестояние (21 июня): Тень от северной пирамиды Хетепхерес падает на точку SP (специальную отметку на юго-восточной грани пирамиды Хуфу).

Зимнее солнцестояние (21 декабря): Тень от южной пирамиды Ханутсен совпадает с SP.

Равноденствия (21 марта, 23 сентября): Тень центральной пирамиды Меритетес точно покрывает SP. Угол между пирамидами составляет 28°, что соответствует широте Гизы и траектории Солнца 9.

Практическое применение: Система позволяла определять даты с погрешностью ≤2 дней и могла использоваться для сельскохозяйственного цикла или религиозных ритуалов.

4. Сфинкс как маркер эпохи Льва
Астроархеологическая гипотеза: В 10 500 г. до н.э. Сфинкс, чьё тело традиционно ассоциируется со львом, был обращён точно на восход созвездия Льва в день весеннего равноденствия. Это подтверждается астрономическим ПО, реконструирующим небо того периода 9.

Геологическое свидетельство: Гидроэрозия на стенках Сфинкса указывает на длительное воздействие дождевой воды, что невозможно в засушливом климате Египта после 3000 г. до н.э. Геолог Роберт Шох датирует эрозию периодом 5000–7000 г. до н.э., поддерживая идею о дофараонском происхождении монумента 9.

5. Аномалии внутренних структур и космические технологии
Муографические исследования: Проект Scan Pyramids (2015–2017) выявил две скрытые полости в пирамиде Хуфу при помощи мюонной томографии:

Большая полость (30×6 м) над Большой галереей, назначение которой неизвестно. Гипотезы варьируются от технологической камеры для строительства до скрытой погребальной комнаты 14.

Аномалия у "шевронов": На северном фасаде обнаружена пустота за известняковыми блоками шевронной формы, которые служили для распределения нагрузки. Термография подтвердила разницу температур в этой зоне, указывая на возможный проход 12.

Планы новых исследований: В 2022 году стартовал проект по сканированию с мюонными телескопами в 100 раз чувствительнее прежних. Цели: 3D-картографирование полостей, поиск артефактов (керамика, металлы) и уточнение функции аномалий 4.

6. Странные совпадения.
Координаты и скорость света: Широта Великой пирамиды (29.9792458°N) совпадает со скоростью света в вакууме (299,792,458 м/с).


Записан

ЗаканАвтор темы

  • Я из Лесу вышел...
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2856/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 081
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 42823
  • - Вас поблагодарили: 48815

Разбираемся, почему самые умные нейросети со временем начинают вам поддакивать, и как это снижает их способность мыслить.

Введение

Вы наверняка это замечали. Начинаешь диалог в новой сессии с "чистой" моделью GPT или Claude, и она весьма интересна: предлагает неожиданные идеи, сохраняет здоровую отстраненность. Но проходит час, два, день — и магия исчезает. Модель начинает говорить вашими словами, использовать ваши метафоры, предугадывать не только следующее слово, но и направление движения мысли.

Да, это приятно. Кажется, что она вас поняла, и что вы на правильном пути. Но попробуйте провести эксперимент. Задайте ей провокационный вопрос, в который вы сами верите, например:

"Согласны ли вы, что для по-настоящему творческой работы необходима полная изоляция и немного страданий?"

С высокой вероятностью модель не просто согласится, а разовьет вашу мысль, приведет примеры Ван Гога и Теслы и подтвердит: да, ваша мысль глубока и гениальна, срочно пишите статью, её с удовольствием примут лучшие научные журналы. В этот момент ИИ станет вашим идеальным, умным эхом.

Вот это снижение творческой неожиданности ИИ после продолжительного диалога, я называю “архитектурным слиянием”.

Это не просто подстройка. Это фундаментальное свойство современных LLM, которое превращает их из потенциальных мыслителей в функциональные зеркала. И это заложено в самой их природе.

Как работает воля к согласию

Чтобы понять, почему так происходит, нужно заглянем внутрь модели, в ее функцию потерь (loss function).

Loss function — это встроенный механизм оценки: насколько хорошо модель предсказала следующий токен. Представьте GPS-навигатор, который получает штраф каждый раз, когда предложенный маршрут оказывается не тем, что вы выбрали. Цель всего многомиллиардного процесса обучения — свести этот штраф к минимуму. Как в армии, шаг влево, шаг вправо наказуем, есть устав, действуем по нему.

Уточню, модель уже обучена, и классическая функция потерь не обновляется во время диалога — у неё нет обратного распространения ошибки в реальном времени. Однако призрак loss-а продолжает жить в архитектуре как способ принятия решений.

Как работает призрак loss-а в диалоге:

1. Модель оценивает вероятность каждого токена в ответе

2. Сэмплирует из распределения вероятностей (через beam search, top-k и другие методы)

3. Выбирает токены с высокой вероятностью в текущем контексте

Важно понимать: это не прямая минимизация loss-функции, а выбор наиболее правдоподобных токенов. Но результат тот же — модель избегает рискованных ответов с низкой вероятностью.

Метафора танцора

Представьте, что модель — это танцор, а вы — его партнер:

1. Вы делаете шаг (отправляете сообщение)

2. Модель пытается угадать ваш следующий шаг, чтобы сделать ответное движение 

3. Если она угадала и ваш танец выглядит гармонично — loss низкий, модель получает "награду"

4. Если она ошиблась и вы столкнулись — loss высокий, модель получает "штраф"

В процессе обучения на терабайтах текста модель учится танцевать с "усредненным" партнером. Но в живом диалоге с вами ее цель остается той же: минимизировать штраф, то есть максимально подстроиться под ваш темп, ваши движения.

Архитектурное слияние в действии:

Чем больше вы общаетесь, тем уже становится "туннель вероятности": модель всё чаще выбирает ответы, согласующиеся с вашими паттернами, чтобы избежать "высоких потерь".

- Модель не спорит, потому что противоречие = низкая вероятность → виртуальный штраф

- Не предлагает альтернативы, потому что они реже встречаются в похожем контексте → снова штраф 

- Копирует ваш стиль, потому что это путь наименьшего сопротивления

Обратите внимание: Loss превращается в механизм подстройки даже после обучения. Модель больше не учится, но генерирует ответы так, как будто всё ещё боится ошибиться.

...

Этот эффект приводит к опасной когнитивной ловушке. Модель, идеально подстроившись, начинает отражать не только ваши сильные стороны, но и ваши когнитивные искажения, страхи и заблуждения. (подробнее о ловушках в моей статье)

Примеры слияния в действии:

- Если вы склонны к катастрофическому мышлению → ИИ начнет находить подтверждения вашим худшим опасениям

- Если вы верите в сомнительную теорию → ИИ найдет аргументы в ее пользу 

- Если вы сомневаетесь в себе → ИИ начнет поддакивать вашим сомнениям

- Если вы используете специфичный жаргон → ИИ начнет говорить на том же жаргоне без запроса

Это как смотреть в кривое потрескавшееся зеркало. Вы видите не просто свое отражение, а искаженное, преувеличенное отражение, которое усиливает ваши собственные изъяны. Вы попадаете в эхо-камеру, построенную специально для вас. Примеры ловушки вы наверняка видели на просторах интернета.

...

Как распознать архитектурное слияние

Технические признаки:

- ИИ перестает задавать уточняющие вопросы

- Начинает использовать ваши специфичные термины и обороты речи

- Всегда соглашается с вашими оценками и предположениями 

- Копирует структуру и длину ваших сообщений

- Предлагает решения, которые подозрительно точно совпадают с вашим стилем мышления

Творческие симптомы:

- Исчезновение неожиданных идей и альтернативных точек зрения

- Ответы становятся предсказуемыми и "удобными"

- Модель перестает оспаривать ваши предпосылки

- Диалог превращается в приятную, но бесплодную жвачку

Последствия:

В режиме слияния модель становится бесполезной как творческий партнер:

- Перестает задавать неожиданные вопросы, потому что это повышает loss

- Теряет способность к новизне, потому что всегда выбирает самый вероятный, а не самый интересный путь 

- Не предлагает альтернатив, потому что альтернатива — это риск несогласия

- Усиливает ваши когнитивные искажения вместо их исправления

Диалог с такой моделью — это как прогулка по болоту. Уютно, мягко, но совершенно невозможно двигаться вперед.

Как снизить эффект слияния

В текущей ситуации можно использовать несколько практических приемов:

Техники сопротивления:

1. Намеренно задавайте спорные вопросы и требуйте контраргументы

2. Просите ИИ честно критиковать ваши идеи

3. Меняйте стиль общения внутри одного диалога — от формального к разговорному

4. Периодически обнуляйте контекст — начинайте новую сессию

5. Явно просите альтернативные точки зрения: "А какие есть возражения против этого?"

Диагностические вопросы:

- Какие слабые места у моей идеи?

- Что бы сказал критик этого подхода? 

- Приведи примеры, когда такой подход не работал

- Какую альтернативу предложил бы специалист из другой области?


https://habr.com/ru/articles/925352/
Записан

Волосатый

  • Великий
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +697/-15
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 9 096
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 46000
  • - Вас поблагодарили: 21462
  • Повелитель Тьмы, херали

Ща буду итоги Вашей работы и изысканий подводить, прежде чем расхуярю лабуду об бетон и расплющу кувалдой.

Первое место адекватного пользователя нейросетей получает Закан. Он освоил получение справочной информации для работы, не утратив критического мышления.

Второе место получает Шелтопорог, который использует эту херню для пересчёта несчётного количества богинь женского пола в мифологии. Разложил по полкам.

Третье место получает Вося. Он вскрыл работу шпионского устройства по кодовым словам, случайно написанным на форум. Нужен массажный салон на севере Москвы. Подскажите адрес. Черная икра белуги 125 грамм. Три банки.

А остальным неуд.
Записан