Вот, Лесогрузов, я вспомнила как можно быть лукаво-осознанным!
К примеру, ребенок не очень интересуется учёбой или не видит необходимости осваивать то или иное умение. Тогда взрослый (учитель), который реально понимает, что дитю в жизни это ОХ как пригодится, как бы невзначай приводит пример и рисует словами картинку жизни в перспективе, когда кто то другой, а не сам ребенок, лучше его умеет делать то дело и соответственно получает основную награду-бонус... Тем самым приводя в движение механизм соревнования или мотивируя интерес к изучению игнорируемого ранее предмета... Ребенок не хочет выглядеть бледненько и невзрачненько на фоне более успешного (пусть и виртуально пока) товарища, просекает, что ОНО ему действительно надо. И вот - как результат - осознанная хитрость учителя приводит к великолепному результату и впоследствии благодарности самого ребенка (ученика) за участие в его судьбе...))