Вот уже 6 лет подряд, я наблюдала Перелет в это время года....
для меня осень, это Перелет, это чувство... что летят, и ждешь этого момента, и этих криков в небе.
Ни на что не похожее чувство...
Летят.....
Гусеперелет.
Уверенна, в старину, этому придавали очень большое значение.
Это было важным моментом, который о многом говорил и рассказывал, как завершение цикла и о том, что будет, и как будет, и что несут эти волшебные птицы на своих крыльях, вернее уносят, и каким будет новых год.
........................
У многих народов мира, особенно Российской Сибири, гуси и лебеди являлись тотемными животными. У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди были сделаны из лебединых лап. Однако из киргизских племён называлось Иси-Каз – старый гусь. Гусь был тотемом угров, одной из фратрий хантымансийцев, одного из юкагирских родов, лебедь был тотемом якутов.
Алтайцы представляли своего первопредка, доброго духа Ульгеня, в виде светлого гуся. Культурный герой и первопредок манси, наделяемый солярными чертами, появляется в мифах и сказках то в виде золотого гуся, то в виде всадника, то золотым гусем, восседающим на коне.
Возможно, что гусь был тотемом хазар (др. русск. «казаре») и половцев (куман). На некоторых тюркских языках «каз» - гусь, («казакра» - вид дикого гуся, «кум» - лебедь).
У коми раньше строго-настрого запрещалось по весне стрелять уток и собирать их яйца. У эвенков гагара, чирок, кулик и бекас считались культовыми птицами. У долган (жители Таймыра) нельзя убивать краснозобую казарку, у селькупов – лебедей. У якутов и остяков гусь – бог птиц и птичьего промысла.
Алтайские шаманы пели о гусе: «Когда устанешь, пусть будет тебе конем. Когда соскучишься, пусть будет тебе товарищем, производящий вихри на горе Сумер, обмывающийся в Молочном озере».
Во время племенных праздников буряты племени Хонгор («Хон» по-бурятски – «благородная птица» - гусь, лебедь) пели:
Мать наша Хондоли-госпожа,
Клюв из выямчатого серебра,
Крылья из гнутого серебра,
Прилетающие лебеди – вестники наши,
Улетающие лебеди – попутчики наши.
Гуси и лебеди часто выступают в качестве ездовых животных шаманов, а иногда и в виде их реинкарнаций. Особую категорию шаманов представляют в мифологии Первые, Великие шаманы, культурные герои, родоначальники этносов, а иногда и всего человечества. Нивхский герой Ых-Нивг, сын повелителя неба и владычицы моря, победитель чудовищ на лебеде отправляется к отцу, на дельфине навещает мать; потомками двух его жен, Луноликой и Дочери Моря, и является всё человечество.
С гусями-лебедями связаны и Великие шаманы кетов Альбе и Дох. В виде медного гуся почитался ханты-мансийцами Первый шаман, сын «верхнего бога» и земли, культурный герой, добывший для людей солнце. Нганасанский шаман, обернувшись гусем, вылетает через дымовое отверстие юрты, чтобы вместе со стаей перелетных птиц отправиться на юг, к Матери Гусей. Этим он обеспечивает своим соплеменникам удачную охоту. Эвенкийского шамана Ульяны некая старуха лепит из гусиного помета.
У некоторых сибирских народов был так называемый «гусиный дух», который ведал судьбой. Гусь также выступает «ездовым животным» для души умершего.
Водоплавающие птицы, в первую очередь гуси, в различных мифологических системах связаны с богатством – золотом и плодородием. Эзоп упоминает о гусе, несущем золотые яйца, Панчататра и Джатаки – о гусе с золотыми перьями, индийская сказка – о сокровищах, добываемых гусями из воды.
Один из видов дикого гуся называется гуменник – так же, как и антропоморфный дух, хранитель гумна, где после жатвы специальными цепами выбивали зерно из колосьев. О неслучайности этого совпадения говорит загадка: «Летят гуси – дубовые носы (цепы)». Цеп в старину называли «кичига», что являлось одним из названий лебедя. Словами «кычи-кычи» подзывали гусей.
У крестьян многих стран распространён обычай пускать гусей на сжатое поле.
Во всём мире гуси-лебеди неизменно связаны с женским персонажем, символизирующим плодородие или олицетворяющим охотничье благополучие. Индейцы мантана и мантарии считали, что посевы растут благодаря Бессмертной Старухе, которая обитает на юге и весной, в качестве своих вестников и представителей, высылает водоплавающих птиц: гусей, лебедей, уток, причём каждый вид птиц представляет определенную культуру, возделываемую ими. Осенью, когда птицы улетали на юг, индейцы думали, что они возвратятся к Старухе и передадут ей их просьбы.
Селькупы (один из народов Сибири) считали, что гуси и остальные перелётные птицы посылаются Небесной Старухой им в пищу.
В русской культуре тоже есть такой персонаж – Баба-Яга. Баба-Яга принадлежит к категории Великих Матерей, хозяек подземного мира. Они связаны не только со смертью, но и с производительными силами природы (плодородием), а, следовательно, и с благополучием общества в целом. Это можно проиллюстрировать загадкой: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, сама голодна» - соха, которой пашут землю. Излишне говорить, что гуси-лебеди являются её слугами, достаточно вспомнить сказку «Гуси-лебеди».
Водоплавающая птица служила солнечным символом, связывающим небесную и земную сферы, символом плодородия и стоит в том же ряду, что и концентрические круги, крест, колесо, бычьи рога. По славянской традиции чудесную колесницу солнечного Даждьбога днем и ночью влекут по небу белоснежные кони с золотыми крыльями, а дважды в сутки (вечером и утром) на пути в Нижний мир он пересекает Океан-море на ладье, запряженной утками, гусями и лебедями.
С сезонными миграциями гусей и лебедей связано множество народных примет и преданий.
Русские народные приметы говорят: «Лебедь к свету летит, гусь – к дождю», «Лебедь на носу снег несёт», «Перелётный гусь на хвосте Зиму тащит», «Гуси полетели – скоро быть снегу».
В древнейших мифах о сотворении мира говорится о двух творцах, создавших наш мир . Они могут представляться в облике птиц: две утки, два голубя, два гоголя (черный и белый), голубь и гоголь, две гагары (большая и маленькая), железная гагара, кулик и гагара, два чёрных гуся, гагара и утка. Согласно карело-финскому эпосу «Калевала» наш мир появился из яиц гусыни. У многих народов севера водоплавающие птицы связаны с рождением или спасением их мира. Также они являются связующим звеном между миром духов и миром людей.