Все равно бедно жили в деревне на Руси.
К примеру сравнить крестьянский дом в Европе в те времена.
Миша, сравнение нужно тогда проводить подробно - по климату, строительным материалам окрестности, социальному слою
Мне лично русская северная изба работящей хозяйственной семьи выглядет милее такой же западной
Кстати, в бедных западных жилищах бывало и так

-

А про "бедно" жили... Бедно - всего лишь слово. Айфонов, конечно не было, но и "бедность" - тоже смотря с чем сравнивать
В чём-то и побогаче
Кто живёт "беднее" - крестьянин с урожаем своей репы - или нынешний горожанин, в любой момент могущий купить мешок израильской картошки в феврале? Но она, пластиковая, кому-то, может, и даром не нужна, ибо несъедобна?
Но без конкретики все разговоры про "бедность в старину" мне выглядят примерно как на слайде школьной презентации -

Когда смотрел на те фото, тут другой мыслью озаботился и кстати в Гугле ни фига не нашёл ни одного толкового ответа. Всё полубред какой-то.
Так вот.
Скажите, почему у нас, у Славян, принято если отдают невесту замуж то вместе с ней из дома уходит приданное, считай и как не крути, материальная потеря для семьи невесты. Плюс потеря рабочих рук.
А у восточных народов, наоборот - отдавая невесту замуж, получают за неё калым, а семья, куда приходит женщина имеет материальные потери (плата за невесту), но зато как компенсация, рабочие руки. Когда смотрел, материал, встретил, что к примеру сейчас за невесту в Кении отдают в калым - 100 (сто) коров! Что даже у нас бы было бы очень даже скажем не мало в денежном переводе..
Почему так, а?
Как исторически сложились такие странные и противоречивые обычаи?
Я про восточные народы не скажу, там тоже у разных племен всё наверняка разное
У многих восточных народов калым - это именно плата. Ты женщину покупаешь, как вещь
У славян тоже был некий выкуп за невесту. Вено назывался
С приходом и догматом христианства постепенно отжился, потому что где ж это видано - за сосуд греха и потомицу Евы с червивым яблоком ещё и приплачивать?
А вот приданое - это несколько иное, чем славянское вено
Тут во-первых, проявляется разница между девочкой в семье в старину и мальчиком
девочка с вполне маленьких лет - уже помощница, а то и в чём-то полноценная работница. Нянька, стряпуха, спрясть по-простому грубую конопляную кудель девочка уже с семи лет могла вполне "взрослую". Тонкую нитку не спрядёт, а грубую запросто. А сколько таких ниток-веревок в хозяйстве было надобно? Не сосчитаешь
Какие-то работы, вроде присмотра за домашней птицей, отнести обед работникам в поле, провеять полову и так далее - могли и сын, и дочка
Но к печке, прялке, младшим братьям-сёстрам, стирке, квашне - обрядово подпускалась только девочка
Поэтому её (будущей невесты) вклад в семью - начинался намного раньше и был весомей вклада сына
То есть уже до выхода замуж она отработала на отчий дом намного больше, чем мальчик
Во-вторых, на Руси всем детям отдавалась в наследство часть того, что нажили поколения родичей
Но только сын или сыновья наследовали земельный надел (древний символ соития женщины-земли и мужчины-пахаря - залог плодородия земного), инструмент, часто не отцовский, а ещё даже дедов или прадедовский
То есть выделение дочерям приданого - это не какой-то ушерб семейному благосостоянию, а деление наследства по справедливости. Родители умрут или станут совсем старыми - дом, землю, инвентарь унаследует сын
А дочь, будучи замужем - ничего. Она уже забрала свою часть в виде приданого
Да и само приданое готовилось дочкой в основном самостоятельно, во время, выкроенное от основных своих женских забот в доме, а частично с помощью крестной или на материалы/деньги крёстного.
И вот тут интерес представляет сам феномен русского приданого
Приданое - это не просто какая-то материальная база, с которой приходит женщина в чужой пока дом, не просто доказательство, что она самостоятельна, что по-женски умела, что не неряха и не безрука
Хотя и это немало
И даже не репетиция того, что она будет шить-готовить ежегодно замужем
Это уже некий вклад в совместное будущее в новом доме, ему дар, подношение, некий задел на персперктиву
Зачин-начало
Это и что-то из того, что мы называем "что из чего получилось"
Из ничего - ничего ведь и получится?
Это приход в новый лад с чем-то своим, а не приход на чужое-готовое,
на тобой незаработанноеНе просто психическая уверенность, а что-то из правильного и здорОвого
Приданое - это и из отношений "дать и взять". Когда человек пришёл не просто взять, жить, есть и пить - но ему и самому есть чем поделиться, чем украсить, обустроить, улучшить быт
Есть - что дать
Приданое- это тоже из каких-то древних смыслов и задач о том, что женщина "даёт"
Приданое - это ещё и о том, что придя в новое жилище, женщина своим творчеством обустраивает пространство дома под себя, налаживает своими творениями, меняет, наполняет. И ей так проще самой привыкнуть к новому месту
При этом приданое - это в значительной части творчество невесты. А творчество - это всегда древний. Так женщина получает умноженную уверенность, силы от своего Древнего, имея сотворённое годами приданое
Ну и факт, о котором современные мы мало имеем понятия. Большинство предметов приданого было собственноручно шитым. И расшитым - образами, символами, знаками
Несущими особую сакральность, смыслы, намерения
Можно выразиться, что предметы приданого несли свою энергию, меняли энергетику нового дома, соединяли ауры, ломали сакральные потоки и так далее - но всё будет только около чего-то забытого, связанного с этими символами и знаками
Которые не могли быть придуманы предками "просто так" и без рабочей связи с реальным...
То есть - в самом приданом была какая-то огромная и важная логика. Как, наверное, и в мужском вено за невесту... Благодарность? Уважение к родителям жены? Залог того, что будешь жить с дочкой хорошо? Или показ собственной состоятельности, как добытчика?
Я, кстати, себе приданое готовила. Не особо понимая, зачем, но ощущалось это важным...