Тем временем, попались вот такие чаши 19 века, выполненные на Колыванской шлифовальной фабрике. Слабо такое повторить сейчас?
Забавно, но этих чаш много. И недоумение вызывает не только технология изготовления, но и функционал этой посуды. И чего только околоискусствоведческие креаклы не сочиняли в плане предназначения этих блюд, всё оно как-то не убеждает.
Есть у меня своя версия.
Сначала, я бы поменял одну букву. Не чаШа, а чаРа. (Чарой на Руси именовали сосуд для жидкости-воды-вологи).
Вологу использовали для волшбы. Действо такое ))
В такую "ЧАРУ" могло войти много воды. Для какого-то совместного ДЕЙСТВА с этой ЧАРОЙ. 
Было бы очень интересно послушать другие версии функционала подобных раритетов.
Этих чаш - действительно много. И, кстати, у Рыбакова было упоминание не о них конкретно - но об очень похожем деле
Вполне хорошая версия про "чашу-чару", тут можно добавить много про смыслы этих корней, которые в дальнем и древнем родстве - сбегаются в один...
"Творить, со-вершать (совместно вершать), соединять"...
А вот сейчас "чара" у нас ассоциируется прежде всего с вином, чара для вина и ни для чего иного. И думаю, случилось это именно в приход христианства - когда вместе волшебной живой воды в чару начали наливать алкоголь, это была одна из величайших и грустных подмен...
Но даже о том, как использовались такие ёмкости-чары" в обрядах, и самых разных - аграрных, родовых, женских - вплоть до почти середины ХХ века, можно написать много
У нас много мутных пятен в отечественной истории, и одно из них приходится на период после Ивана Грозного и до Петра. Очень уж там всё прилизанно-прямолинейно показана
Какой была Русь и вера до этого? Почему такие чары массово вдруг вынырнули из языческого небытия где-то на рубеже 17-18 веков?
Если очертить их "ареал" - то встречаются подобные сосуды обрядового, сакрального, тайного назначения по северу и югу, по восточной окраины нашей страны. То есть - чем дальше от центра и религии, тем больше их оставалось в их сохранившихся задачах
У нас в крае бытовали "чарные лоханы", "чары-лохани для кощунных треб" - и были они в хозяйстве только травников-травниц и женщин-повитух. То есть какой-то кусочек тех дохристианских дел сакрального творения - оставался в делах этих непростых
Именно такого вида они и были - круглые и вытянуто-полуовальные, с ровной поперечиной и небольшим ободом, без символики - как уже несущей некое знание и намерение, а чара должна быть чистой; металлические - потому как дерево - любое - уже несёт вполне читаемую в пространстве энергетику
Хотя в старых быличках говорится и о "чарах каменных", например, в одну из таких уходит "усыпать" стар-богатырь - что очень похоже на общерусскую былину о Святогоре и сундуке
Кстати, само это слово "лОхань" - имеет древнее родство с общеславянским "лоном" (до выделения среднего рода - оно было женского), а женское лоно очень ассоциируется с формой подобных чар.
Тут же к месту будет и вода-влага-волоша - волшебство
А сама "лохань" сыщется в индоевропейском "loha" - с сразу несколькими корнями-значениями
медный, металлический (вспоминаем, что чары-лохани были металлическими)
красный, красноватый кровь (два последних смысла сближаются в свою очередь с родственным по другой линии - древнегреческим по происхождению словом "лохии", очистительными выделениями после женских родов, и дают нам вполне понятный намёк - почему так назывались чары знахарок и повитух)
свершение, создание - и вот этот смысл похож на тот, что имел древний корень "чар" и указывает на то, что и ради чего заводились эти "чары-лОхани"
Кстати, уходя со своего "поста", оставляя дела или лишаясь своих сил по разным причинам - знахарка или повитуха ломала, разбивала или относила в болото свою "чару". Видимо, этот предмет был под индивидуальные силы, намерения, таланты своей владелицы, либо даже после её смерти нёс некую "память" от тех дел, которые в этом сосуде совершались
Что отправляет нас к некоторым сказкам о Бабе-Яге с котлом, где она "варит зелья поганые"- которая даёт заведомо невыполнимое задание для девочки-помощницы. У той есть свои чары-силы - иначе бы она не оказалась в гостях у лесной женщины, но чтобы волшебствовать в ягинином сосуде этого мало, а также к немного другому прочтению сказки о Рыбаке и Рыбке.
Что-то там такое наплела Арина свет Родионовна барчуку, про старуху пятидесяти лет (а примерно так и есть, если подсчитать), у которой треснуло корыто. Но почему лишь волшебная обитательница воды - рыбка, а не сам старик, не соседский бондарь, и не синее море, в котором тоже стирать несложно - смогли вернуть старухе новое корыто - её волшебные силы?
Сказка писана для современного христианина нового времени, но в исконной её подоплёке что-то проглядывает такое нелогичное, древнее, нетутошнее...