Опубликовано в сб.
Экономическая психология. Актуальные теоретические и
практические проблемы: материалы 13-й международной научно-практической
конференции. – Иркутск: Репроцентр А1, 2012. – С. 134 – 137.
Парадигмы шаманского лечения
Серкин Владимир Павлович
Сегодня, в период развития неклассической и постнеклассической научной
парадигм отечественные психологи и физиологи не спешат «ответить на вызов» [2]
демонстрируемой многими эзотерическими практиками эффективности. Более того,
положение с исследованиями в области парапсихологических явлений напоминает
сегодня ситуацию с «реакционными лженауками» (генетика, кибернетика, психология
и др.), сложившуюся в СССР в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов ХХ
века. Последующее отставание отечественных исследований в области этих уже всеми
признанных наук является общеизвестным.
Шаманизм появился в ту эпоху, когда необъяснимые проявления сил природы
персонифицировались как антропоморфные проявления Духов различных стихий,
предметов, людей (предков) и животных. Невозможно было выжить одному, просто не
хватало физически времени выполнять все необходимые для выживания работы.
Невозможно было выжить и без поддержки сил природы (Духов). Заручиться
поддержкой и покровительством таких сил можно было лишь в том случае, если
человек не нарушал гармонию сложившихся природных отношений, дружил с
соответствующими Духами и животными. Таким образом, наличие невидимого, но
реально влияющего на жизнь мира Духов и проявлений различных природных сил
было для человека очевидным и неоспоримым.
В таком мире каждый человек придерживался определенных ритуалов (бытовой
шаманизм) и правил взаимодействия с другими мирами (мир Духов, мир предков и
пр.). В случае если обыденные отношения с тонким миром нарушались (болезнь;
смерть; несчастный случай; череда непонятных, но значимых явлений; нарушения табу;
полоса неудач и пр.), человек обращался за помощью к специалисту, посреднику
общения с тонким миром – шаману.
Шаманом не мог быть человек, просто
вообразивший наличие у себя определенных способностей. Даже весьма скептично
настроенные по отношению к шаманизму этнографы советского периода называли
шаманов «избранниками духов» [2,4]. Такое «избрание» обычно сопровождалось
весьма тяжелой шаманской болезнью, включающей в себя переживания смерти, замены
тела и возрождения.
Во время болезни человек переживает, наряду с физическим [2, 4,
5, 6 и др.] психологический кризис, часто сопровождаемый измененными состояниями
сознания. Настоящим Шаманом считался лишь человек, неоднократно доказавший на
деле своим весьма практичным соплеменникам умение получить позитивный реальный
результат в трудных и разнообразных ситуациях. Довольно часто знание о том, что
делать в данном конкретном случае (болезнь, несчастье, нарушение табу и пр.) Шаман
получает, находясь в измененном состоянии сознания (транс, медитация, сон и др.).
При всем многообразии методик лечения болезней шаманами, анализ литературы
и наблюдения позволяют выделить семь нижеизложенных основных парадигм [3]
практики лечения болезней (кроме физических травм).
Следует отметить, что
нижеприведенная классификация, как и любая другая, является условной. Отдавая дань
современным способам изложения (и осмысления) фактологического материала,
приходится расчленять единое для шамана целое на условные процессы, реально по
отдельности не существующие.
Так, например, целью практики работы с окружающей
предметной ситуацией является приведение в порядок энергетических потоков и
установление благоприятных отношений с взаимодействующими с больным и членами
его семьи, сущностями тонкого мира (в русской мифологии с домовыми, лешими,
русалками и пр.). Критерием нижеприведенной классификации является лишь
очевидно проявленная в предметном мире практика:
1.Работа с окружающей предметной ситуацией.
Прежде всего, это
приведение в порядок или построение системы родовых тотемных символов, их
расположения. Во вторую очередь рассматривается и приводится в более
правильный порядок обстановка жилища и «подворья» (вместе с домашними
животными), снаряжение и одежда. Далее могут быть проконтролированы
удаленные захоронения предков и расставленные по охотничьим, рыболовным
или кочевым маршрутам талисманы и обереги.
Иногда для проведения лечения
создаются специальные сооружения (столбы, лестницы и пр.), архитектура и
ориентация которых соответствует космогоническим представлениям о
строении мира (трех миров, семи миров). В современном мире ярким
выражением развития данного направления является концепция фен-шуй.
2 .Работа с материальным телом.
Этот подход аналогичен бытовой
концепции современного фармакологического лечения. Причиной болезни
являются недостаток, избыток или нарушения обмена в организме больного
определенных веществ, внедрение в организм (например, другим шаманом или в
результате случайности) вредных предметов или существ. Такие причины могут
быть диагностированы по состоянию визуально наблюдаемых органов (кожа,
зрачок, волосы и пр.) или выделений организма.
Но процесс диагностирования,
как и в других случаях, не является полностью контролируемым или
осознаваемым: довольно часто шаман уже для диагностики заболевания входит
в измененное состояние сознания и «возвращается» в нормальное состояние с
уже полученным (например, от Духов-помощников) знанием о причине болезни
и способе ее лечения. Соответственно, больному прописывается прием через рот
или вдыхание определенных недостающих или очищающих веществ. «Дикие» с
точки зрения современной медицины рецепты выглядят так потому, что смеси
составляются не на основе их химического, а на основе энергетического состава.
Другими словами, смеси составляются не на основе «элементного» подхода, а на
основе симпатического (подобие) или энергетического подхода.
Для реализации
такого подхода используется чувственный, интуитивный метод, применяемый
шаманом как человеком, уже доказавшим свои способности более глубоко, чем
окружающие, понимать проявления тонкого мира. Иногда изготовление нужной
смеси может занимать довольно долго времени.
Например, в книге «Хохот
Шамана» приведен пример того, как Шаман зимой ставил на окошко своей
хижины веточки ольхи, дожидаясь появления ольховых сережек с целью
использования их горькой пыльцы.
Удаление из тела больного вредоносных
предметов или существ иногда происходит путем их высасывания (через ткани
и кожу) шаманом, нередко, демонстрации окружающим, затем сжигания,
закапывания или помещения в специальный «домик» или предмет.
В качестве классического примера можно привести расчленение единого процесса сознания на реально
не существующие по отдельности познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление,
память, воображение, внимание.
Исследование лечебных практик шаманизма часто затруднено еще и тем, что
некоторые лечебные практики кажутся современным исследователям
отвратительными или просто негигиеничными.
3.Работа с ритмами.
Широко известен применяемый для вхождения шамана в
измененное состояние сознания и настройки (перенастройки) динамического
стереотипа больного (и присутствующих) шаманский бубен и иногда емкости с
сыпучими веществами (рис, семена и др.). Для устранения ритмических
нарушений гармонии и синхронизации больного с миром применяются
кратковременные и долговременные (до суток и более) ритмы, песни и танцы. В
современной литературе о шаманизме очень мало переводов текстов шаманских
песен.
И, к сожалению, в существующих переводах почти отсутствуют цветовые
описания. Считается, что тело человека и все его составляющие способны очень
долго сохранять и воспроизводить полученные извне ритмы и их гармоники. В
современной тибетской медицине на этом основаны, например, приемы
диагностики заболеваний по пульсу. В обыденном опыте это проявляется в том,
что человек способен запомнить определенные мелодии или иногда даже не
может «отвязаться» от надоевших и насильственно навязанных (например,
музыкальными увлечениями соседа) ритмов.
В лечебной практике шамана
полезные (природные) ритмы используются для оптимизации состояния
больного, для сонастройки с определенными энергетическими потоками (и их
цветами) или сущностями. Современная лечебная практика только нащупывает
эти утерянные для западной цивилизации методики, что проявляется в
различных концепциях музыкотерапии и попытках повысить с помощью музыки
урожайность растений, плодовитость животных и пр.
4.Работа с энергетическим телом.
Концепции устройства энергетического
тела (чакры, узлы, каналы, меридианы и пр.) сегодня являются широко
известными. Также широко известны и приемы восстановления проходимости
каналов (акупунктура, иглоукалывание и пр.) и нормализации работы чакр
(гимнастики, визуализации и пр.). Менее известны практики работы с
минералами и растениями (живыми и с брусками деревьев), которые могут
забирать излишнюю или вредную энергию и делиться полезной энергией
Ещё менее известны и осмыслены аналогичные практики работы с животными
хотя такие практики взаимодействия больных, например, с лошадьми и дельфинами
используются уже много лет и в современных учреждениях. Практики
изготовления различных лечебных талисманов и смесей из минералов, растений,
костей, выделений и шкурок животных основаны на этих же закономерностях.
5.Работа с сущностями тонкого мира.
Считается, что ряд заболеваний
вызван тем, что в теле человека поселились недружественные ему сущности,
наносящие вред или просто паразитирующие на его энергии. Кроме практики
аналогичной современным бытовым приемам излечения от паразитов (лекарства
и запахи), шаманы часто используют пугающие или разрушающие
недружественную сущность ритмы, уговоры и угрозы. Кроме того существуют
практики выманивания и даже прямого высасывания шаманом недружественной
В книге «Хохот Шамана» главный литературный персонаж говорит интервьюеру об ольхе, как
растении забирающем энергию, и о березе, как растении, дающем энергию.
Облегчающий эффект взаимодействия с домашними животными известен на основе житейского опыта многим людям
сущности, которую затем шаман изрыгает и селит в специально подготовленный
предмет.
Если шаману не удается изгнать или извлечь вредоносную сущность, он
обращается за помощью к своим Духам-помощникам или даже отправляется в
состоянии транса в знаменитое шаманское путешествие в другие края, в нижние или
верхние миры с целью встретиться с предками или с могущественным Духом и
заручиться их поддержкой.
6. Работа с душой.
Другой ряд болезней может быть обусловлен тем, что человек
в экстремальной ситуации потерял часть своей души, которая не может или не
хочет (из-за острых негативных переживаний в экстремальной ситуации)
возвращаться к больному. Тогда шаманское путешествие организуется с целью
поиска, помощи, захвата, выкупа или уговоров возвращения потерянной части
души. При воссоединении потерянной части души с основной частью, человек
выздоравливает.
Знания об утраченной части души и, иногда, о вселившихся в человека
вредоносных сущностях не может быть получено никаким иным способом, кроме
непосредственного постижения во время измененного состояния сознания. Эти знания
могут быть как общими (можно назвать их теоретическими или методологическими),
например, о классах вредных сущностей и принципах их изгнания, так и вполне
конкретными (например, о том, что именно нужно делать в данном конкретном случае,
или о лекарственных свойствах растений)
Особый класс ситуаций – шаманское путешествие в мир предков, в нижние миры
или на небо в поисках заблудившейся или захваченной кем-то души умершего
человека. Такие путешествия небезопасны для самого шамана, не всегда успешны,
совершаются
только в исключительных случаях и далеко не всеми шаманами.
7.Работа с ситуацией тонкого мира
используется для нормализации
нарушенных по незнанию или из-за потери контроля отношений с Духами,
предками или животными, которые обидевшись, могут нанести вред. Для этого
строятся специальные жилища духов, ставятся или обновляются тотемные
столбы, изготовляются символические изображения, очищаются и приводятся в
порядок места предполагаемого проживания.
Практики работы включают в себя
жертвоприношения, исполнение ритуальных танцев и песен, просьбы, молитвы.
Следует отметить, не критикуя никакую практику, что работа шамана с одним
больным по всем семи вышеуказанным направлениям выглядит более системной и
взаимосвязанной с соответствующим глобальным мировоззрением, чем работа
современного рядового врача, работающего лишь с материальным телом. При этом
автор ни в коем случае не пытается оспаривать эффект работы врача.
Вопрос о
реальных эффектах шаманского воздействия еще ждет своего изучения.
Многие явления шаманской практики, наблюдаемые, зафиксированные на
кинопленку и электронные носители и описанные большим количеством авторитетных
ученых до сих пор остаются необъясненными с позиций классической науки. В
частности, общепсихологические проблемы биологического и социального,
врожденного и приобретенного, при изучении шаманизма приобретают новые
особенные аспекты: внеисторического (присущего изначально всем народам –
например, измененные состояния сознания, сны, представления о путешествиях в
Также, в период нахождения в измененном состоянии сознания, могут быть получены и другие самые
разнообразные знания: космогонические, о человеческих отношениях, информация о потерянном
родственнике, о миграциях животных и пр
верхние и нижние миры) и исторического; натурального и культурного (взаимовлияние
культур, влияние религиозных представлений и др.). Mircea Eliade [6] считает, что
именно наличие внеисторических (аналогичных, сходных независимо от истории и
культуры и уровня развития) знаний и возможность их получения в измененных
состояниях сознания позволяет нам размышлять об истинном положении человека в
Космосе.
Литература:
1.Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. – 208 с.
2.Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на
развитие психологии // Психология. Журнал Высшей школы
экономики, 2007. Т.4. No 4. С. 75 – 79.
3.Серкин В.П. Хохот Шамана. М.: АСТ: Астрель, 2012. – 285 с.
4.Спивак А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы
нижнего Амура). М.: Наука, 1991. – 280 с.
5.Harner Michael J. The Way of the Shaman. – New York: Harper Collins
Publishes, 1990. – 171 p.
6.Mircea Eliade
Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton
University Press, 1972. – 610 p