Собирая материал о семейных праздниках края, как-то иначе переосмыслилось то, что неоднократно читалось, но не обращалось вниманием...Странный праздник ПалиЯ-СмалиЯ, Полинья-Смалинья, 9-10 августа - и ещё по-разному назывались эти два дня на исходе лета в старинном календаре.
Интересен исследователю умеренно, разве что в нынешний год семьи можно одним абзацем упомянуть - предки не выходили за пределы селения (Палия не велит), не зачинали каких-то важных дел (Смалия спалит, на земле лежат невидимые знаки, которые можно неосторожно потревожить и навлечь на себя и даже на селение какие-то беды в основном того же пожароопасного характера).
Но зато устанавливали на улицах "семейные столы", приносили семейные блюда, угощали соседей, пели общие песни - но сидели всяк за своим столом. Чем больше семья - тем шире стол. Чем крепче и мастеровитей в ней мужик - тем стол крепче и украшенней.
Красиво и даже трогательно, и вот, в общем-то, и всё, что можно сказать об этом празднике. И празднике ли... Так, что-то осколочком блеснуло...
Но почему-то именно в этот год потянулось ниточкой, да распуталось на целый клубок загадок. То ли время пришло, то ли скудный материал сохранившихся до времён нынешних семейных праздников не потянул на полноценный доклад, но заставил попристальней вглядеться в эти обряды
То ли горящая Россия, где практически повсеместные новости кричат о пожарах, и не только у нас от обстрелов, но почти везде от жары и засух
И вопрос - а как у наших предков обстояли дела с такими палами и пожарами? Ритмы-то земные схожи даже спустя века... Сейчас селения выгорают подчистую, а тогда, без пожарных бригад или хотя бы огнетушителей?
И случайны ли здесь созвучия в названиях праздника и огневых палов?
Итак, добро пожаловать в мой маленький "старинный детектив") 
Начнем с самого бросающегося в глаза - с названия
Почему-то совершенно два разных церковных праздника - святителя Пантелеймона и Смоленской иконы из богородичного цикла - объединились в один народный. Особой связи и логики тут нет
Объяснение же, что простой народ не мог выговорить "Пантелеймон" и "Смоленская икона" отметаем сразу - и молитвы с именем святого были, и службы церковные на слуху, да и праздника той же иконы было целых три в году, а предки "коверкали" только этот, летний, в Смалию, а остальные нет
Плюсом добавим, что на "мужской праздник" Пантелеймона лег вдруг "женский" вариант названия - "Палия" - это совсем не характерно для старинного календаря, где мужское оставалось мужским, а женское женским по названиям (кроме, пожалуй, зашифрованного и спрятанного от всех "кощунного Яши-Яшеры")
Значит, с большой долей истины можно предположить, что сначала была именно некая двойная и связанная дата Палия-Смалия, а потом уже на неё "надстроили" совершенно случайную связку с целителем и одним из дней Смоленской Одигитрии
(причём какой-то уж совсем мутный "праздник", ничем примечательным не знаменитый - просто "
В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город – ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно"
Какое-то получается "икону перенесли, зачем и кто непонятно, но давайте отпразднуем это именно 10 августа!"
Раз Палия-Смалия была раньше, посмотрим это название с точки зрения происхождения древних корней
А тут есть что глянуть - "палия" имеет древний корень पली (-pali-) со значением "защита", "оберег"
(что интересно, в санскрите этот же корень с добавочными префиксами обозначал и "замужество" - то есть конкретно наше "быть за мужем", быть за его спиной, под защитой мужа и т.д. Какие-то меткие неслучайности)
Этот же корень дал наши современные слова "палить", то есть разжигать костёр, сжигать что-либо; а ещё "палка", "палица", "палец"...
Если посмотреть, что палка и палица - это то самое, чем можно защищаться от чего-то, особенно палка как первое оружие первых людей - то всё встанет на свои места
"Палец", кстати, тоже. В старину пальцы назывались перстами (отсюда перстни и перчатки, а не пальстни и пальчатки) , кроме того, каждый палец-перст имел своё название - мизинес, указательный, чертвериковый и наш большой, который собственно и назывался - "палес" (сохранилось сразу в нескольких диалектах-говорах).
И если вспомнить, что развитие человека связано с тем, что именно большой палец отстоит от других и человек может крепко держать, хватать, манипулировать именно с его помощью, в отличие от других земных приматов... То есть наличие большого пальца-пальса сделало возможным человеку в том числе более эффективно защищаться
И если уж мы так далеко заглянули в древность - то и костёр был защитой, его палили первые люди с целью защититься от опасных хищников...
Со вторым названием "Смалия" проще. Оно того же корня, что и наша нынешняя "смола", в древнем корне же несло немного другое значение - "дымить, гореть с сильным дымом"
Наверное, примерно как горит сухое августовское поле или копны зерновых...

Так у нас получаются два названия, уже более связанные логикой, нежели Пантелеймон и Божья Матерь. Защита. Дымное горение, особенно опасное в августе до сбора урожая...
Вторая линия размышления пойдёт по уцелевшим обрядам, вернее, даже каким-то их осколкам. Люди не покидали селение, собирались улицами и трапезничали, выходить за околицу не велено - Пантелеймон накажет за то, что работали в его день. Ага, а на второй день накажет Богородица, за то, что работали в её
Но помилуйте, каждый день в святцах прописан, так и работать некогда...
А тут вообще-то страда, вторая декада августа посвящена окончательной уборке самых разных зерновых, коих сеяли и жали наши предки в ассортименте - рожь, просо, ячмень, овёс...
А пока на Палию-Смалию стоят сухим золотом созревшие хлеба, их зорят, берегут, как в сказке "Сивка-Бурка" - от огненных кобылиц, уничтожающих поле подчистую. И если займётся где искорка - превратит за минуты поле в дымное горение до небес
Обряды только дозволяют выходить из селений "по кощунным своим тяжаниям" знахарям, чаклунам, вожам, в общем, непростым людям, имеющими особые знания и отношения с пространством.
"Человек нейдёт, зверь не бежит, птица не летит" - и всё на Палию-Смалию, чтобы не стереть некие знаки, которые держатся на теле матери-земли три дня, а потом уходят в неё же, внутрь земли. Что за знаки-символы и как связаны с уходом из села деревенских колдунов?
Можно лишь было к концу второго дня дойти до погоста, который располагался около самой деревни - отнести остатки угощения на родовые могилы и за ограду кладбища, где хоронили ведьм, знахарей и прочий нечистый люд
Как возможный вывод - сложный двойной день в старом календаре Палия-Смалия был временем и актом защиты полей, селений, природы вообще от пожаров и огненных катастроф через нанесение неких символов-оберегов людьми, которые за это были ответственны. Остальные оставались в пределах человеческого селения, не мешая этой сложной и важной работе, празднуя по-своему, породив уютные традиции "семейных столов" и общей деревенкой трапезы... Тут же благодаря ушедших на тот свет колдунов за их былую работу
Из чего к нам, нынешним, дошли только отголоски семейного застолья и странное прозвание праздника - Палия-Смалия, палит-смалит, за околицу не пускает...
Ну и жирная, не слишком-то ловкая, но достаточная подмена, заслонившая собой инаковое диво древнего мировоззрения...