Второй герой этого маленького рассказа об артефактах, вернее, героиня - ступа.
Та самая, в которой толкли полову, дробили зерна и летала Баба Яга
Образ летающей с комфортом (всяко лучше, чем на метле ее западно-европейская сестрица-ведьма) русской Яги настолько хрестоматиен, что мало кто задумывался о резкой нелогичности, неправильности совмещения этого предмета и той, какой выставлена фольклорная Яга
Яга - костяная нога, забор из костей и черепов, проводница в мир мертвых, общающаяся с нечистью, правая рука Кощея (но иногда и его антагонистка). Традиционно считается жительницей царства мертвых с билетом с открытой датой в мир живых, чтобы предаться небольшим развлечениям - попарить молодца в баньке, подарить кому-нибудь что-нибудь волшебное из личных запасов, указать правильную дорогу дураку или царевичу, тут уж как повезет
Обойти ее избушку сзади хрен получится, надо упрашивать, чтобы сама повернулась. Знает, где спрятаны красавицы и сама прячет детей от родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности (уезжают на всякие ярмарки), может указать местонахождение жары-птицы с сивками-бурками и фаберже Кощея
В общем, как у Даля, поздний образ Бабы Яги из светлого христианского мировоззрения - "
Яга - род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем"
И образ деревянной ступы, несущей эту страсть.
В ступе толкут недозревшее зерно, которое не выбить цепом. В ступе дробят злаки, чтобы приготовить кашу, испечь лепешки или хлеб - символ жизни и продолжения рода. Собственно, сама ступа стала использоваться для дробления зерна раньше, чем мельничные жернова
Зорить посевное зерно на весеннее солнышко выносят в ступах
Ступа - место, где впервые омывают младенца и полощут тряпицы, которым утирают пот роженице.
В ступе вымачивают рубаху рекруту - оберег от воинских невзгод и смерти...
Из ступы поят впервые теленка или жеребенка, чтобы рос без болезней и хворей сильным и здоровым помощником в хозяйстве
Ступа и пест, в нее вкладываемый - непременный участник свадебного ряда, символизирующий вечный акт соития женской и мужской природы
На ступах пестами играли скоморохи-кощунники, запрещенные впоследствии в благолепной православной Руси
Старую ступу не сжигают, а насыпают дополна землей из родового надела с поля и относят к родовым могилам, у них же и захоранивая
И прочая огромная, просто невероятная толща самых различных обрядов, связанных со ступой, имеющих единые смыслы жизни, здоровья, процветания, продолжения и нескончания Рода...
Не становится ли немного странным выбор мертвой то ли помощницы, то ли вредительницы Яги подобного инструмента для передвижения по белому свету? Корыто, в котором омывают покойника, и то было бы более органичным, нет?
Тот ли образ Бабы Яги дошел до нашего времени? Возможно, артефакт указывает на другое прочтение, а значит, и задачи этого персонажа сказки?
И кстати, образ Яши-Ашеры-Иштар, стихии плодородия очень многих племен и народов - ствол дерева, из которого она показывается людям...