Так что мы всё-таки подразумеваем под хорошими манерами?
Разве они только из общества родом?
Наверное, где-то каким-то краешком они всё же из нашего биологического вида
Родом из самой Природы - то, как надо относиться к окружающему
Не причинять лишней боли, не убивать без необходимости (ничего, никого), не разрушать срезу обитания
Не мешать жить другим, потому что все мы соседи и делим единое Пространство (это и дамы на парковке касается)
Не убивать в себе жизнь - а не "моё тело, моё дело"
Уважать саму жизнь - а не совершать самоубийство. Которого вообще в природных законах нет
Уважать старших - это разве не из нашего природного вида? Это есть у каких-то животных, а у других нет. У нашего, видимо, есть, а вот под влиянием жёстких условий жизни у каких-то народов они появились
Уважать Мужское и Женское начало - это разве не природой обусловленные хорошие манеры?
Если хорошенько поискать, то много чего в истоках будет идти из этих природных ощущений
Например, границы личного пространства и нежелание лишних тактильных контактов с чужим//нежелательным человеком?
Как-то это переосмыслялось и выливалось в обрядовые действия и образцы народа. И неслучайно у разных этносов они и разные, и в чём-то одинаковы
Сколько всего шло из ощущения Земли как живого существа? Уважения её, уважения пространства своей Родины?
Духов места, соседей по пространству?
Уважения пространства своего дома, поля, леса?
Своего - Рода?
Сколько всего этого изломала потом церковь? Привив совсем иные черенки на народные корни?
Сколько сломалось и ушло потом - когда разрушились опорные смыслы этноса?
Когда мужчина уже и не Мужчина, а земля - не матерь-Сыра, а родичи твои - родители строили какой-то "совок"
А где родные могилы - тебе и знать не надо?
Когда общество глубинно НЕ УВАЖАЕТ ни взрослого, ни старшего, ни личное-интимное, ни родовое
В чём-то это даже закономерно (находится всё в тех же псс) - если мы печём хлеб из всякого дерьма, то как внутренне относиться к дерьму?
Так что - нормы человеческого общежития и в какой руке сумочка - это лишь малая часть вопросов, иногда смешная и искусственная, иногда подпорка хоть какому-то устройству социума
А про животных... Как мало мы о них на самом деле знаем - чтобы судить, как у нас на примере как у них?
Даже среди приматов нет сейчас никого сколько-то похожего на человека
У них нет информационных образований - смыслов, которые рулят поведением. Потому всё, что мы делаем - будет нести информационную составляющую, оценочное толкование (писять на людях плохо, а вытирать губы хорошо)
А у них нет - и они вписаны в связи по-живому и без посредников-толкователей
Это ни хорошо или плохо - это так есть, так задумано Природой
И... разве человеку не нужны манеры поведения в Природе?
Только иные, не про вилку-ложку. Уважать и уметь обращаться к живому, просить прощения за неосторожность или случайный вред, не нарушать границы другого существа, не мусорить, не хулиганить, не шуметь, не истерить эмоционально в тишине живого - как мы сдерживаемся и не истерим на людях?
Вести себя тише у гнезда или норы - как мы вежливо примолкаем, когда мимо катят коляску со спящим малышом...