Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 127915 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60663
  • - Вас поблагодарили: 107426

Двадцатым ноябрём оканчивается Осенне Сварожье
Оканчивается Ледоставом - Заставой Зимы

Конечно же, древний хтонический Ледостав не могли не прикрыть фигурой какого-нибудь мученика - на ледостав им стал мученик Феодот. Был тот по профессии корчмарь, потом, как обычно у верующих, плохо и мучительно кончил - для большинства крестьянского населения гостиничное дело было непочётным и довольно-таки чуждым их жизни

Потому этот день всё же надолго оставался Зимоставом - завершением Осеннего Сварожья
Это один из "тихих" дней в году, дней - когда по старинной приговоре "немного делали да много ведали".
Впрочем, и ведали-то уже и немного - непонятных и неясных связей завершающего дня непростого времени...

Говорили в селах, что Зимостав смыкает реки - долго-долго ждала этого вода, мучилась испитыми в жИвый год струями.

Испили её люди, испили звери, и травы, и дерева, и ветрами пилась её водица - весь мир испил речку-реченьку... Несла она живую свою вологу во все уголки и краины. Устала и изнемогла - еле-еле дотекла до Зимостава
А застынут реки ледяным троном, опустится тяжёлая холодная вода на самое дно - обнимать Землю-матерь - так и будут вдвоём до весны почивать-покоиться
Поновится вода за зиму, заживит ранушки, а начало тому положит Зимостав

Смыкается льдом-снегом и вся Земля-матерь с Зимостава - не потому, что холодно и земля замерзает, а потому что леденеют и крепнут старые связи мира нашего
Ведь уснёт Земля, и будет спать долго-надолго, и во сне позабудет многое. А проснётся-прокинется - вспомнит старое, зачнёт новое... А чтоб всё не перезабыла, оставила в памяти - будет смыкать её снегом да льдом во время зимнее

На Зимостав правятся и новые дороги - не здесь, в нашем, а в мире невидимом те дороги пролягут. Зачем да кому - неведомо, да только и свои колосельские дороги селяне переходить поперёк в этот день зря не будут, чтобы не мешать рождению дорог мира ненашего
На Зимостав крепнет и связь мира здешнего с мирами навьими, связь непростая - особая,  и туда ведутся-ставятся дороги особые, калиновым огнём меченые - с Зимостава горит особенно та ягодка. Потому сны с Зимостава - сильные да вещие, всякому в руки просятся

А  ещё это праздник Рода великого, рода забытого - рода старого. Того рода, в котором ещё не было ни человека, ни птицы, ни рыбы или дерева - а была лишь жизнь одна и она сама была единым Родом. Знала она слово вещее да бессловное - а потом поделило на число особое малых слов. Так родились и остальные роды - числом первородным

Потому под вечер ставит на Зимоставы хозяйка "пустой пирог" - без начини, без соли и мёду.
И каждый ломит себе кус какой отломится. Большим получится - хороший год прибудет человеку, а малым - переждёт человек, другой год, значит, случится ему богатым.

А что от пирога останется - соберут по селу в в единый рушник старушки ветхие, да понесут за околицу прямиком до родового кладбища. Понесут, а по дороге крошить примутся - птицам-зимникам подарки хлебные
Заберут птицы зимоставного угощения, силы прибавят да снесут весточку пращурам в навий свет - хоть те и спят уж крепко да беспросыпу.
А остаток старушки выложат да угольков из печи родной рядом выбросят - у могил своих родичей.
Не услышат те сквозь сон - да весной проведают, что к ним детки хаживали, щуров помнили, делились хлебушком...

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 388
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 14915
  • - Вас поблагодарили: 4473

Седой дятел - а у нас его звали Хохотун, Хохотуша, вы ведь слыхали его голос?  - говорили, "муравьям счёт ведёт, муравьиный род сторожит, а как их род сгинет, так и муравьёв не станет", по весне примечали по лесам - есть ли хохотуны, если нет или мало - исчезают в мире муравьи, беда из лесу в мир идёт...
Почему? Должно же быть наоборот - неужели не понимали, что если меньше еды - то потом меньше едоков, а не наоборот?
Не понимали?
или там... другие понимания?

У Хохотуши, кстати, скоро именины будут)
Обижаются, поди - не готовимся мы к их именинам-то)


Сейчас послушал, он ведь действительно, будто хохочет.
Однако в таких ошибочных описаниях действительно могла со временем закрасться ошибка. А могла и не закрасться, очень много доводов в пользу того, что не всегда древние народы наводили связи между живыми объектами природы, в виде конкретных пищевых связей. Точнее будет сказать, связи были пищевыми, но не такими, как мы их представляем. Н-р, древние индусы, разводя лошадей-марвари, считали их питающимися вольными ветрами. Конечно же, лошадь ветер не ест, но и без свободы жить будет не полноценно, скорее, так были переосмыслены некие иные обязательные для существования породы условия.
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60663
  • - Вас поблагодарили: 107426

11 декабря - Соечкины именины, Сойкин день

Есть немало дат старого народного календаря, связанных с нашими соседями по Живому Пространству. Кукушкин свет и воробьиные ночи, врановы метелицы да синичкин день, журавлиное время да лебяжий полудень

Немного среди них дней "именинных". Именины - это не наши традиции, идущие от христианских дней.
Просто - это день Имени
Звуков Имени
Звучания самого дня имени в Пространстве
Особые ритмы и особые сонастройки множества неведомых ныне связей...

Да и сама героиня дня сегодняшнего - окончания Зимостава, середины декабря-снегопадня - Сойка-Соечка имя своё несёт из ветхой древности
Восходит оно к праиндоевропейским временам - там наша "соя" веером смыслов связана с сиянием-сверканием, а ещё - знаком, вестью, оповещением
Кто слышал крик соечный, кто видел в древесной кутерьме сперва проблеск "окошка" на её крылышках, а после уж саму птицу? Тот, наверное, понимает - о чём её имя....

Но и не только о том, что слышим и что видим. Есть и поболе в мире невидимом

По старым деревенским поверьям жила стар-птица Сойка в палатах солнцевых - оттуда себе сверканье пёрушковое и выхватила. А ещё летела праворучь первых клиньев старших птиц. И рябинушку низала ягодками - с того у дерева гроздочки и поразвесились по ветушкам тонким

А ещё сестрица ветрам буяновым Сойка, криком до Буян-острова долётывая... Вдарится в Буян-остров сойкин крик да в земь сырую уходит, в щуровы миры нижется. И там Сойку слышат, и там  ей рады...

Криком же Сойка-птица и лес  "плотнИт", корням вековым счёт голосом ведёт.
Одна беда у соечки - нету у неё своего вещего слова, как у других старых птиц... А нету потому, что все иные птичьи слова в себе хранит Сойка, на все птичьи языки разговаривая. Позабудет какая пернатая подруга слово своё заветное  - а Сойка ей и сказывает...
Называли же сойку ещё и мешковушкой-птицей, лесной охранительничей, роды великие дерев растит по поверьям Сойка - есть де у неё в горле  мешочек заветный, там семена все лесные и сложены, лесам смену сторожит и бережёт дивна птица
(а у неё и правда особый подъязычный орган-кладовая, в котором более десятка орехов и желудей несётся неугомонной Сойкой)

Много знали раньше про Сойку-птицу - а зачем это всё, не сказывали...
Может потому в средневековое мракобесное времечко окрестили Сойку демоническим племенем птичьим? Гнали Сойку проверенными средствами - крестом да водой свячёной, а демонская птица лишь похохатывала

Приметна сойка-птица - много её ритмы говорили в старину человеку ведающему. По ней и гадали, что и  как подскажет птица-вещунья. А когда зимой впервые наведается к человечьему селению - радость была. Не просто ведь приходила вещ-птица - весточку от весны несла. Впереди зимовое царство, только в силу царь-Зима вступает, а Сойка о Весне знает да людям красну-весть несёт...

Что делали в этот день, кроме как сойку у околицы приметить старались да горсточку подарков ей там оставить? Да ничего особого - свычными делами люд занимался, да байки дедовы про вещ-птицу сказывал, детвору тешил
Ну и девки молодые-красные старались сойку уговорить голос подать - прослышит Соечку-сестричку девчонка, замрёт сердечко - знать, добрая весть к порогу летит, кто-то да влюбится в неё вскорости

Сойка - она всё знает, обманывать не подумает:[


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11477/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 588
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68738
  • - Вас поблагодарили: 155738
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Есть немало дат старого народного календаря, связанных с нашими соседями по Живому Пространству. Кукушкин свет и воробьиные ночи, врановы метелицы да синичкин день, журавлиное время да лебяжий полудень

  Современная публика ни только  понять эту  связь ритмов и тем   не в состоянии,  подавляющее большинство  даже краем уха ничего подобного не  слышало))) 

  Зато слышали, что Животные  и птицы бывают полезные, а бывают  вредные".  А вот такого  о птицах : 
Называли же сойку ещё и мешковушкой-птицей, лесной охранительницей, роды великие дерев растит по поверьям Сойка - есть де у неё в горле  мешочек заветный, там семена все лесные и сложены

 ... никакая энциклопедия не  напишет.  ))) 

  А прочитавши  такое,  остается ощущение,   что и в  сказке побывал и  узнал  что-то  самое  главное  про  Сойку.  Узнал  что она -  лес   сажает, сеет и выращивает.  Птицам забытые  слова и песни напоминает.  Корни  вековые  подсчитывает.... 

  По  моим ощущениям - такой кусочек знаний однажды  попавший ребенку  -  навсегда может  оставить   правильное понимания  Мира Природы... 

   Слишком  много  странных  выводов  сами собой напрашиваются по  прочтении...
1.  Как-то   вянет и дохнет тупая общественная идея о том, что "древние люди выживали в противостоянии с природой". Не было там противостояния.  Любовь там была.  И взаимопонимание.
2.  В этом "календаре"  отношение  человека с Природой - как с Миром Волшебным.  А кто  мог  воспринимать  окружающее  как Мир  Волшебный?   (Не  враждебный, как  сейчас,  а именно - ВОЛШЕБНЫЙ).
3
. Очень  широкое  использование  разных  особенностей Пространства - не намекает, а просто  утверждает,  что  Пространство  воспринималось  иначе. А именно - в  великом  многообразии связей  и взаимозависимостей.   Но и это  еще не  всё.  Что-то  мне подсказывает,  что  "гадания" -  это не  совсем то, что мы понимаем,  подразумеваем  и видим  сейчас. Происхождение слова "гадание"  из  совсем неожиданного  "языкового гнезда".  Если сейчас  мы ассоциируем   гадание с мистикой, чудом, шаманством и шарлатанством,  то  во времена  давние,  слово "гадать"  было "ассоциировано"  с такими понятиями как "находить  чутьем",  "соображать", "схватывать",  "добывать", "находить"....  нет ощущения,  что  это совсем не такой подход как сейчас?  У меня  есть.  Скажу  больше -  в этих  "гаданиях"  (см.происхождение слова)  мне видится самое   главное  свойство   тех, кого  можно назвать  "Человек  Знания".  ОНИ  ЗНАЮТ, ИЗ  ЧЕГО  ЧТО  ПОЛУЧАЕТСЯ. 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11477/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 588
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68738
  • - Вас поблагодарили: 155738
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Сойка - она всё знает, обманывать не подумает:[

 Тело  сновидения тоже  всё знает и не обманывает.  Но можем ли мы его знаниями пользоваться? )))

  Так и здесь))
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11477/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 588
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68738
  • - Вас поблагодарили: 155738
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

  Именинница....  Вот  так она любит играть "глаза -в-глаза" 











Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Siringa

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +2744/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 12 756
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68267
  • - Вас поблагодарили: 46432

Если сейчас  мы ассоциируем   гадание с мистикой, чудом, шаманством и шарлатанством,  то  во времена  давние,  слово "гадать"  было "ассоциировано"  с такими понятиями как "находить  чутьем",  "соображать", "схватывать",  "добывать", "находить"...
Если учитывать тесную связь людей и природы, практически полное слияние, и то, на что было привычно направлено внимание людей. Можно предположить, что гадание - это работа внимания, сбор информации, знаков, от всего живого - стихий, птиц, трав, деревьев, умноженное на интуицию.
Возможно, для того и наблюдали, для того и были на связи с миром, чтобы получить информацию и делать выбор, принимать решения правильные.
Знали на очень глубоком уровне, что всё связано со всем, неделимо.
Записан
Будьте счастливы в этот момент, потому что этот момент — и есть ваша жизнь.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60663
  • - Вас поблагодарили: 107426

19 декабря. Николо-Колозимник - Никола Зимний

Странный это день старого календаря... Если вдуматься и вглядеться - будто рассыпается под этим взглядом новая надстройка, являя из-под себя что-то уж совсем непонятное...
Никола-Угодник, чудотворец и святитель - единственный, кого можно просить селянину напрямую, кроме Бога. Почему так - неведомо

Никола-Угодник, официальная версия жизни которого проникнута такими "чудесами", что уж кажется - чудесатее и не выдумать...
Будто уж точно - нарошно и подменно.
И чудеса творил тайные, да так, что никто не знал об этом (а откуда узнали-то?), и дела добрые делал скрыто от остального люда, и постился во младенчестве, вкушая материнское молоко раз в день, а по постным дням так и вовсе отказываясь. А при крещении на седьмой день от рождения сам стоял и Бога славил. А рвение в молитве такое изъявлял, что дядя-еписком его тоже епископом сделал. Исключительно за рвение. Производственная династия - так бы мы сейчас назвали  :)


В народных же верованиях Николай Святитель и вовсе с кем-то другим попутан...
Родившийся в жаркой Ликии, на Руси день с его именем стал одним из пиков зимнего кологодового круга. От него, зимнего - тянется карочунова волшба метелей, холодных сварг и вьюговых напевов

Не имел сей достойный епископ  жены - но открывал его день "девье засватное время", заканчивающееся лишь последним днём Святок

Не имевший детей - считался по деревням покровителем зачина новых родов - человеческих и звериных деток, молодняка домашней скотины, урожайного-ярового зерна
Стяжавший за свою долгую жизнь немалые сокровища - в народных верованиях сам заглядывает в пустые сундуки поселян, заполняя их добром и благостью...
Не имевший семьи, отказавшись от рода людского своего - а делали куклу "Николову-Голову" да семейную, отправляли вплавь по реке с дарунками-подарками  - будто дар водяному или Сестре-Реченьке, а может - и самому Роду-Щуру древнему.
Церковь этот обряд объясняла солидно и основательно  - мол, во всех странах Николай Чудотворец покровитель морей и мореходов будет, и де при жизни плавал сам, а раз хотели его моряки топить да передумали от чудес им же явленных.
Потому люд тёмный да церковно безграмотный такую куклу делает и защиты от покровителя моряков просит
Да вот беда - нет в нашем крае и иных, где обряд этот видели, и морей-то нет, а потому и мореходов почитай что ни одного и не водилося  *DONTKNOW*

Кто ж он такой, кого за ним так тщательно упрятали?
А сейчас уж неведомо...

Да только звали его по деревням по-разному да по-другому, чем в церкви - Колозимник да БаЮкатель, Сумороз-Батюшка да Радогрей Старый, Зимы Веятель да Весны Сеятель
По-другому и чтили, иное за ним видевши...

Время Николая Чудотворца заканчивалось обедней, а для старушек древних, кому и так уж грешить можно - всё равно скоро каяться - так и заутреней

Никола-баюкатель семени земного - которое прорастёт лишь в ненаступившую ещё Весну... Его укрывает меховой снежной шубкою, стелет простыни белые, взбивает перины пуховые - не сыскать теплее защиты-брони в зимнем времени...

Потому зорили в этот день яровое зерно  - чтобы николова сила в него впиталась, а по весне проросла на родовом полюшке.
Зорили и особо припасённую сумочку-мокошицу с семенами диких трав, собранных и по весне, и в лето, и по осени - какие только могла найти ребятня по округе своей. А коли жил род этой ещё и по дальним сёлам да хуторам - то старались разослать к Николову дню семена трав своих по родичам, хоть по жменюшке, и себе заиметь "родового семени" - дикотравья, где живёт весь твой Род...

На Николин день  -"женили"-еднали вместе меж родичей зерно посевное, "женили" кудель невеянную, "женили" сор избяной и уголья печные, муку на новую опару  "женили", собирая воедино, а потом забирая по весу своего вклада. "Никола ссоры не пустит николи" - и так после этого и думали

Никола ещё и Уполним зовётся, всё, в чём недостаток, в чём убыток увидится, всё в колозимный день дополнить старается нечистая сила. В том и мешать ей не велено, а можешь - так и подсоби, подкинь кому чего надобно. Не милостыней церковной и не мздой, а трудом-работою или творением рук своих.
А сделаешь - самому радостно станет, что помог Радогрею Старому, что радость в миру прибавилась

Время зимнее, время хладное - а тянет холодны струи, влечёт их спод низу русла речного Колозимник, не даёт застыть, греет Реченьку
"На Николу лёд колят" - собираются мужики на малые братчины и с Колозимника делают полыньи для рыбьего племени по окрестным рекам. Там же и Реку-Сестрицу славят, на память ей бросят кто бусинку, а кто хлебушек...

А к вечеру уже всей семьёй к Реке идут - ещё с утра старушки начинают "Николину-Голову" делать, а потом и вся семья приноравливается. Украсят, накрутят бороды побольше - и готова Голова

Несут тогда её в крепкую лодочку, да не одного несут Николу  - а с куклой-"жинкою", а та жинка обязательно "грудаста да задаста", да тоже не одна-одинёшенька, а с детками малыми "без счётова"

Садят тогда всех в ту "лодошку" - "ладошку рОдову", укрывают тёпленько снеговым одеялом, с караваями и отрезом рушниковым, специально росшитым девчонками малыми. Как сумели, так и вышили по малолетству и неумению, будто письмецо написали по-своему, руками детскими, узорами да вязями нитяными
С водой родниковой в щербатой плошечке - пивали с неё всей семьёй и каждый свой следок оставил, с отломом хлеба положат от семейной трапезы каждого рода деревенского - сколько краюх наберётся, да все вкуса разного, какая вода родниковая стала в земле-матушке - с тем и уплывёт от деревеньки Голова-Никола... Куда уплывает, к кому - неведомо...

А к вечеру в колодцы гукнут гулкие, спасибо воде колодезной скажут, а если снега много окрест лежит - то чистого снега "поесть" колодезным духам бросят - сами-то они не выберутся на наш свет

А ещё - "приметовый день" колозимный будет. Тысячью примет пронизает весь год, тянутся ниточки неведомые из декабря в травород июньский, в урожай зерновых, в всходы озимые, в  ледоломы вешние. Как николин день покажет - так и сбудется в ненаступившее ещё времечко...

Девье времечко - дивные радости несёт он девчонкам да девушкам... Кому приснится сон вещий на Колозимника или после него, а кто решится у калины кумиться с самою Зимою-царицей, кто у нечисти зимней совета решит спросить - всем колозимный день в руку, всему успешное это времечко...

А теперь снова вернусь в начало, в загадки древнего дня Николы-Колозимника

Никола, Николай, имя ненаше будет , имя греческое...
Да только если глянуть древнеиндийские корни и смыслы....

(nikol/nikaya) - निचोल निकाय
то увидим и "случай",
и "короб-сундук-коробка",
и "укров, верхнее покрывало, панцирь",
и "растущее растение, трава"
"обильный, плодовитый"
"тело, подобие, кукла"...

Как-то так непонятно нам получается...



- Держи семечку яровую!

« Последнее редактирование: 22 Декабря 2018, 00:59:20 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11477/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 588
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68738
  • - Вас поблагодарили: 155738
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

   Помню,  еще  Рыбаков ломал  себе голову с этим "Николой Морским"...  который вроде как и не из Мир Ликийских...  а затесался как-то  в  непонятной  мешанине с самыми неожиданными атрибутами и функциями, что  поневоле  создается ощущение,  будто  бы из  НЕСКОЛЬКИХ   "Николаев"   противоположных  по  сути,  одного склеили.

   И  еще  момент.  Читаю  твои  тексты про дни календаря,  и видится мне как  Лири читает  эти  замечательные  сказы-были-былинки-истории...   с экрана  монитора.
Сама в народном  наряде, девушка,  красивая и убедительная,  сама  как будто  только  из  сказки  вышла  нам чего-то  рассказать-поведать.

  Лири, готовый бизнеспроект!!!!  Уже  есть  материал на десятки роликов.  НАЧНИ. 
Мы как сможем поможем  с раскруткой,  и будет тебе доход  от Ютуба,  и уверен,  что получится он  посерьезнее,  чем со всех  твоих  девяти    работ у  себя дома. 

  Это  серьезно...
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Siringa

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +2744/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 12 756
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68267
  • - Вас поблагодарили: 46432

И  еще  момент.  Читаю  твои  тексты про дни календаря,  и видится мне как  Лири читает  эти  замечательные  сказы-были-былинки-истории...   с экрана  монитора.
Я ещё раньше тебя это представила. Да сказать постеснялась.
Прямо просится, и нет подобного, так сказочно-поэтично, напевно, складно рассказывать о едином ритме природы и человека! Я не видела, не слышала, не встречала.

Записан
Будьте счастливы в этот момент, потому что этот момент — и есть ваша жизнь.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60663
  • - Вас поблагодарили: 107426

24 декабря - Карочунов канун, Старое солнце, Зимние Деды

Карочуново время идёт загодя этого дня - ещё до дня зимнего солнцестояния началось оно.
И не скоро кончится...
В эти дни солнце "сходово" - становится старым да идёт до навьих миров. Туда спускается - а в мире нашем новое солнце проснётся да на горизонт поднимется крылышками земных птах

Но весь Карочун солнце прощается с миром, готовясь его покидать

В мире в этот день многое свершается, миры с мирами еднаются в один - но лишь на миг, и снова расходятся
А тот миг в себе почуять можно - если надобно
В этот день летят по миру ветра особые, а волки - серые сваты - свой лад заводят, сова-вещунья слово
своё сильное теряет, а другое находит. Пока не найдёт -иным уханьем мир полнит, иным криком его "вяжет"-связывает, а другие птицы-зимники ей в подпев идут

Карочунов канун открывает время древопада по лесам. Не держит земля-матерь дерева без солнцевой силушки, роняет многие оземь, во след светилу старому, солнцу уходящему

А в людских селениях то будет день тишины и молчания, день вспоминания ветхих времён древности, о которых говорят негромко и нечасто. Да и не упомнят об этом многого

Помнят, что в день этот шатается кощь земная - ось мирового древа. Шатаются вослед ей и косточки человековы, новым ладом ставятся, чтоб с новым солнцем "жити разом"

А ещё помнят, что вода к этому  дню вся, какая по миру есть, ледом да морозем очищается, беспамятна становится, спит по рекам да улыбается нови своей
А без этой нови не будет жива-вода по вешнему времени, не размочит сухоту мира, не будет и мать-земля - сыр-землею живородною...

С того и бани по сёлам топят горячими, тело моют, прошлый дух смывают, травами выпаривают. Да и сами воды пьют досыта, чтоб вылить из себя "силу старую".
 А воду смытую не льют по дворам, а относят подалече - выльют воду с хворями, а хуже - с думами тёмными, с речами гнилыми-гневливыми, так и тело человеческое чистят
Вода беспамятна, тело к себе причащает - дурного более не упомнит за человеком

Старым было то причастие - до того, как церковное по сёлам пошло, с вином да кровью богочеловековой
А водою причастие - было первым, слыло начальным, щуровым называлося

Ещё помнят, что в Канун Карочунов летит из пределов дальних, стран тёплых стар-див-Журавель. Невидимый вожак клиньев и стай журавлиных, водивший их по путям-дорогам сварговым-небесным в такие времена, что и деды дедов не помнили
Летит стар-Журавель-птица в родную сторонушку, торопится со старым солнышком проститься, пока не ушло оно в навий край. А как прилетит - то мечется, по лесам, болотам, у озёр и стариц мир ломается от него, невидимого, и крика его стозвонного
Прощается со старым солнцем вожак Журавлей, сам невидим да криком зовёт неслышимым - а мир это чует, а мир ответ шлёт,  с того и в человеке нутро мается, сыпется, иным стать новровится
Хоть и не станет - а всё одно напомнит человеку забытое...

Никак Канун Карочунов в селе не празднуется, да и церковь не велит, сразу три гневных святителя на этот день поставлены
Только затеют женщины хлеба особые с утра пекти. По-разному по сёлам называли их - где " хлебом
щуровым" кликали,  где "жито стародедово" прозывалося
Нескоро да особо пекли тот щуров хлеб. Муку совсем старушки веют-рушат на хлебушек, опару те, кто в зрелость вошёл, ставят, а тесто месят совсем уж молоденькие, пусть неумелые, да старательные
Девчонки месят хлебушек, а старушки бормотать примутся - все имена умерших, кого только память упомнит, под крышей домов родовых живших, повторят над опарою да смешают накрепко с именами
пока живущих, на тот свет не собравшихся...

Как намесят - поставят тесто "раздышаться" на яровое зерно в амбар семейный.
Там постоит - зовут молодицу непраздную, под сердцем жизнь носящую, ей кланяются да просят до опары заглянуть на времечко. А после накроют тесто шубою да девчонок молодых поверх усадят - всех, сколько в роду народилося и кто через год-другой замуж выскочат
Вот с того теста напекут хлеба щурова.
Снесут на погосты да родовые кладбища - да там и оставят родичами... Те спят, спят накрепко - а заботу услышат внукову... К ним скоро солнце спустится - его и встретят ласково, с ним хлебушком поделятся...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60663
  • - Вас поблагодарили: 107426

Позволю себе иначе представить этот день… Смысл и ритм.
А празднуем мы пробуждение Земли, её оживление...
Но сомневаюсь, что этот день именно сегодня.
 

Нет – он именно в этот день. Нет никакой путаницы, смещения дней, совпадения с другим праздником

Пасха-Великодень – вернее, целых три дня, ещё один до неё и ещё после – отсчитывается от природного ритма первого полнолуния после вешнего Крёса (весеннего равноденствия).
Седмица вперёд – Святовербы, Вербное  воскресенье, и седмица после Великодня - Красная горка, Радониц, Колодень-Колоденица

В три пика, в три вехи живого года, в три глубоких дыхания Земли-матери белого света…
Кстати – именно с Великоднём связано это странное представление предков, что мать-сыра-земля – она матерь белого света… Нам это ни представить – ни понять…

Как и очень сложные расчёты – чтобы попасть день в день, ритм, в ритм
Как справлялись с этим неграмотные предки? Гнущие спину от рассвета и до заката в борьбе за выживание, не находящих силушек взглянуть на небо?

Как, вернее – зачем справлялись с ними в общем-то тоже не очень грамотные христианские деятели первых веков и периода христианизации мира? В христианском календаре множество дат, которые выбраны совершенно условно и которые вызывают сомнения у любого здравого ума. Кто (и на кой ляд) знал точно день зачатия Христа? Кто точно указал дату Благовещения? Ужель кто-то посилился записать?

Часть дат выбрана методом грубых и наглых подмен. Как Рождество, установленное «поверх» окончания корочунова времечка и зарождения нового солнца… Одно Рождение заменили другим рождеством...
Как и многие другие праздники, празднующиеся «день в день»
А с Пасхой такие сложности подсчёта…

Вербное же воскресенье – вообще малозначимый день по библейскому преданию… Встретили, ветками пальмы помахали
Но выбрано и поставлено именно это событие  (входа в Иерусалим) и это дерево – хотя после этого чудеса и свершения Христа просто поражают умы верующих… А просыпаются и другие деревья на Руси - осины, берёзы, лещина...

А Пасха… Да, она родом из иудейского Песаха. Но не песах – её начало и зарождение, просто ещё один путь, пройденный в древнем этносе Земного Ритма

А вот он… Он сам корнями в песах семитский, древний, домонотеистический – до того, как семиты стали иудеями и выбрали из множества свойств живого Пространства одно, нареча его Богом. Убрав множество стихий, кастрировав их до «одного за всех» - не осталось пониманий и знаний и получалось только верить и поклоняться, введя истину в Догмат

Семиты же, как и другие народы древности, что-то ведали о живом звучании мира, не зря десятилетиями в уже наступившем иудейском мировоззрении цеплялись изо всех сил за супругу Ахве-Яхве – Иштар-Ягу

Ведали об этом и древние индо-арийские этносы. И Пасха – была и у них…
Вернее – pasaka//pasa

Ловчая нить, ловец, уловитель, связь. Связь – с древним ритмом и земной силою, пик года – проникающий и связующий все остальные времена и состояния пространства. Камертон. Команды пространства
Поглощать, впитывать. Время жизни, время соедитнения всех стихий вместе – время наполнения вешней и животворной силою обновлённой Природы

Утихать, уходить, растворяться, исчезать. Новое всегда приходит на место старого. Не ломая, не разрушая – старое тихо растворяется в нови, давая начало…  Исчезая – остаётся в нашем мире или уходя в миры по ту сторону нашего восприятия, в миры навьи и иные миры…

Грань, граница, край, межа. Пасха окончательно завершает «старый год». И задаёт лад новый, время «дивное» - с которого начинается Лето, время жизни и время новых рождений. До Пасхи – одним ладом дышит мир, с неё – дёт другой дух в мир.

Цепь, цепочка, вереница, последовательность, звено. Пасха – не просто веха, составленная из кругов солнечного и лунного обращения, еднающий солнечный, светлый, и подлунный, тёмный, миры воедино... Это – связь и звень, выбив который – разрушишь всё мироздание… Выбьешь из смыслов – разрушишь древнее мировоззрение природных смыслов
Звено в великом и едином течении Жизни. Как Женщина – звено между пращурами и нерождёнными ещё потомками своего Рода

Яйца и цвет их – символ жизни в её нескончаемом круге и тайне, цвета естества женского. Почему пишут их да разукрашивают, свяк род по-соему, всякая умелица по-особому – другой разговор


Подъём, верх. Разгон и расширение, загустение всего Пространства жизнью, её силами, её неумолкаемой песнью. Не остановить – не охватить восприятием, не понять – потому как нечем…
Как Мужчина – пахарь и сеятель лона женского, и его чрёсла – готовые зачать и дать силы новой жизни
Куличи с поливою – Его символ и знак.

Природа, сущность, естество. Вот она, Пасха. Пасха была временем славления мужского и женского начал белого света. Время выбора и время встреч. Время того, что и составляет – великое таинство будущего, зарождения и продолжения жизни.
«До пасхи сто путей  бежит в мир, с неё одна дорожка лишается» (остаётся) – говорили в деревнях. «На какую станешь, с той на Красную в год и покатишься» - добавляли следом

Возможно, в этом смысле выбора и его правильности и последние  значения санскрита -
Игральная кость, жребий

Ну и ещё. На санскрите
pasas – половой член, пенис…


Вербное воскресенье – Святовербы. Именины проснувшейся земли-девчонки, время познания ею своих сил и тела своего. Девий праздник, девьи обряды, накрепко переплетённые с природными ритмами, веданием, поиском чудес и гаданием. Будущее – которое ещё зыбко, но оно уже есть в этом мире… Дерево верба – как та, что лучше человека слышит, чует и ведает и потому подсказать может. Просто услышьте её…
Дерево-верба – как прообраз мирового древа, держащего Мир, соединяющего, питающего, порождающее своими черенами-членами. Брось вербовый черен в живую воду - живью заиграет...

Пасха, великодень. Время поиска пары, время входа, вливания в Мир женских и мужских стихий, наполнения ими проснувшегося мира досыта.
Их праздник – их Лад, который установит новый живой год.  Время поворота Солнца вслед за Луною – а воротят их птицы великие, Журавли и Гуси. Время свершения перелёта, его таинства, его питающей мир силушки… Идёт шолоп птичьих крыльев во всё в мире идёт, а потом опускается в лоно земное.

День - когда открывается небушко и проливается дождём половодным, питая таянием снега всё сущее  вокруг, и живые "щуровы" косточки тоже. Уйдёт живая вода из мира нашего – не напьются ею кости предковы – умрут тогда без воды. Умрут щуры – умрут и их потомки, потому что не ждивут они порознь…

Пасха – еднит и вяжет потомков со щурами. Еднит саму Жизнь

Той силою открывается особым ладом Земля-матерь, готовая принять в себя мужскую силу мира, переворачиваясь и еднаясь со своею старою праматерью

Третий пик - Красная Горка, Колоденница - вода отмыкает землю. Солнце её разогревает. Соединение и соитие, мать-сыра земля стала мокрой и впустила в себя данное ей семя, зачала и понесла жизнь новую, и во все пределы мировые, во все тридесятые царства несётся песня жизни, зов земли-деУшки, ставшей Матерью…

Коло – слово странное. Вроде как коло – это круг, и солнце (солнышко-колоколнышко) круг, и колодезь – круг, потому что круглый…
На самом  деле сложнее. Коло – это Жизнь. Женское естество и ипостась Природы, сама Природа – как сила зачинающая, рождающая, питающая…
И вот потому и солнышко-колоколнышко – Жизнь, и кологод – Жизнь, и колодезь, питающий водой, и колос, питающий живью, житом…
И колесо – не потому что круглое, вернее, не поэтому. А потому что изначально оно символ возрождающейся, нескончаемой Жизни…

И Коловрат - это не круг солнца, это глубже и дальше, вращение и вечное движение Жизни в череде её зачатий и рождений

Колыбель - зыбка материнского лона, женского места, обережный потаём для рожденного женщиной дитя...

И колокол – древний инструмент из круглого обла и язычка формы естества мужского, внутри колокольного лонушка. Язычок и даёт звучание колоколу, как помогает прозвучать Мужчина Женщине изнутри её, свою мелодию вплести ей в Мир...


Не знаю, в родстве ли древняя Кали наших дальних предков индоариев, но Коля(а)да и Макошь точно несут в себе это особое созвучие – Ма-Ко, мать-коло… Ко-ЛадЪ...
Славянское КолЪ – индоевропейская koLa
कोला
Круг, окружность. Вот мы и нашли славянское коло…

Дерево особого рода
. Мировое дерево?

Род оружия. Этот же синоним имеет и другое слово санскрита – восходящий к древнему корню и смыслу «нима» - внимание, мы разбирали в одной из тем. Жизнь и внимание, жизнь и жизненная сила человека… Предки ведали разные уровни этих единых понятий – а нам бы хоть первый освоить…

Множество, уйма, гуща. Жизнь в её густоте и многообразии, сама жизнь  - которая немыслима и не может быть иной, в скудости, ущербности

Бедра, лоно, промежность. Место сосредоточия мужественности и женскости. Место их сближения и единения. Место – дающее начало жизни, начало Радости – неизведанная тайна природы. Путь и двери в глубины пониманий мира…

Плескаться, упиваться, заливаться
. Мать сыра земля и Марь-Моревна с её вещей водой о двенадцати ведёр, молочная река, делящая мир на чудь и явь, сказку и быль-обывальщину. Женское лоно, зачинающее во влаге-вологе, носящее дитя в околоплодных водах и рождающее в водах родовых…
В русских деревнях было странное старое поверье – когда усохнут женщины, начнёт уходить вода из колодцев и родников…

Грудь, молочная железа. Ещё одна подсказка древнего корня к началу женскому. Место – влекущее начало мужское и дающее уют рождённому ими обоими дитя

Обнять, охватить, вобрать, принять. Женское начало – впускающее и принимающее в себя, сила которого проникает и охватывает весь мир…

Где связь? Как найти, какими смыслами поймать её?
Три дня - три единых пика годового цикла, порождающих единство ритмов и лада земного. Как нам прикоснуться к величию мировосприятия предков, выписав и воедино связавших и ритмы, и корни, начала, стихии, явления их огромного и густого жизнью Мира?
Или - нам уже незачем?

« Последнее редактирование: 01 Мая 2019, 10:14:04 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60663
  • - Вас поблагодарили: 107426

Сколько ни ищу, сколько потом ни размышляю о найденном, сколько ни пытаюсь связать – не покидает ощущение, что раскладывать Древний календарь на дни… неправильно
Потому что каждый день не был чем-то обособленным, отдельным. Он не был ни главным, ни второстепенным.

Он мог быть пиком, сильным, сложным днём – а мог быть ниточкой-связочкой, крепким звеном во всей системе древнего Лада.

Главными и неглавными эти дни сделала церковь, как и уложила их в стройную подневную линеечку календаря. Потому подмена проходила даже не по смыслам дат и их названиям  - она шла глубже. По самому принципу устройства старого года

И переломить исконный счёт дат-пиков не от таких же придуманных праздников – а от дней солнцестояния, равноденствий, карочуна – так и не смогла. Потому и считают Пасху, Троицу, Зелёные святки от солярных и лунных ритмов живого года
А в нём не было отдельных дней – были состояния природы, её состояния, дни – нет, вернее дни - могли исчезать или дополняться, но всегда были в неотрывной связи и единстве всего Живого

Год был живым – и менялся, как и само лицо Матери-Земли

Живый Год - живый Род – так говорили в старину, проводя несомненную связь между глобальной фигурой славянского Рода как единого живого Пространства и связей в нём

Нам трудно представить эти старые смыслы. Эту систему ориентации мировоззрения в реальности и ходе событий, этот принцип восприятия. Уже вне нас.

Путём многоходовых подмен нас увели слишком далеко….
Оставив один на один с искусственными святками-месяцесловом и выведя за скобки Живое Пространство в его пиках и ритмах, системе команд, причин и следствий…
Таким кастратом предстаёт перед нами и народная Троица. Троица в честь триединого Бога… На которую рвали безжалостно – а чего жалеть-то – ветви и травы и устилали дома и церковь, а особенно благоверно было окропить их слезами

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…


Только вот… перед Троицей идёт Семик, а это уже совсем другое число,  а от него уже Русални, Духовины, Именины Земли, духов день – но не как день Сошествия святого Духа, а как именной день всех живых духов белого и навьего света…Гулять с которыми выходила вся деревня
 По числу этих миров Духов день - Двох день – ещё называли день после Троицы, продолжая отсчёт "три, два"…

Что же было уложено в эти семь дней, Мавну неделю, Русальные святки – Святки зелёные?
А многое. Но где-то на середину их приходится и день сегодняшний – Троица

Третий день Русальней – является и его пиком. И знаменует собой ни много ни мало  - единение мира нашего живыми нитями со всеми мирами разом, сколько их ни есть на Древе жизни. И его намерение, закладка фундамента Будущего, вложенное в это единение

/В санскрите tRSA – сильное желание, горение, намерение… Совпадение ?/

На пик Троицын весь мир лежит под наковаленкой Власа-Велеса и ждёт ковки в новое, неведанное, но уже прогаданное-суженное. Как накуется - так и покатится дале  Коло жизни...

"Свивает Троицын день лады земные на год вперёд, свивает и на три года да на семь лет"
 
 Потому не мешает миру человек, не кричит, не бранится, не гниёт-гневается – а тихо спрявляет свои обряды, стараясь попасть в общий чин событий этого времени. Может, с того старого понимания и пошла деревенская потеха для смелых парней – прокрасться на церковну башню колокольную и обрезать бечеву с колоколов. Нечем бить в колокола – нечем ломать громким позвуком разливающийся непростой ритм Великодня…

Перед Троицыным днём канунным праздником прошло поминовение всех умерших до тебя в чреде малого семейного Рода. А на сам день - стар-Солнце, пращур солнца нашего, которое питало праматерь земную, из чьего лона вышла и наша сыра-Земля, полнит ярой  силою всё, растущее и живое Мира.

Так завершается Весна – и начинается красно-Лето. Перекованы вешние ветра в буйных кобылиц летошных, и потому ведёт люд по окаёму пашень и лугов самых старых лошадей, а после станет пред ним на колена или  в пояс поклонятся – благодаря за труд и за бережение Рода

Семик выпускает во все миры духов – земных, небесных, подземных – а на Троицу они уже ладят единый хоровод. Тот круг замыкает земное тело, соединяет его со всем сущим в мире, даёт силы выносить и родить зачатое по весне, и тем оно крепнет до новой Троицы. С того не ведут больше девичьи хороводы, завершаются и женские праздники – сменяясь на семейные и на обряды кумления с миром – берёзами и ольхою, с речками и старицами, с горлинками и утицами
А игры волшбовые - волшебные - наоборот, играть примутся

На Троицу наполняется вещей силою всё растущее и берущее корни в земле, а особенно власы земные – ветви и стебли, побеги и листья. Потому выходит человек  в мир и ищет себе оберег травяной или древесный – что позовёт, что услышится в самом себе?
То и бери с выкупом, а выкуп – черен проросший, в живой воде пустивший корни. Так на Троицу в последний раз в этот год поставят древесные веточки в воду в родовых погребах, а которые пустят корни - снесут да посадят, где старики укажут, на Купалу-травника
Забылись, выстудились со временем эти смыслы - и остался куцый огрызок обряда - нарвать-наломать веток, отнести в церковь да полить слезами благочестивыми ..

На Троицу плетут старушки в последний раз две косы в знак того, что мир двуедин и двумя началами сложен - женским и мужским, а не рождён богом-мужчиною. Им, крамольницам, можно - в землю-мамку идти им скоро, перед ней честней будут, чем перед приходским иереем
 На Троицу же ложится на землю-матерь пахарь-мужчина и просит у той прощения - за боль ее былую и наступнюю. Поговорит и пойдет соху править, чтоб бережной была, а то и пройдет по селу "Троицын сват", оглядит полевой инструмент - кто лишней боли земле делал, с того старики на сходах ответ спросят настрого

А назавтра будут у Земли именины - день именной, день звучания имени
Как звучит оно -  имя её материнское? А по-разному в годы разные

Потому ставят женщины несладкую лепешку в печь на ночь, вымешивая и шепча ей имена. Имена своих матерей и бабок, сколько память родовая сберегла-упомнила. И имена нерожденных ещё дочерей - которые, может быть, будут...
Не едят ту именную лепешку люди - снесут её рекам, а та размочит  мяконько да накормит самых древних щуров, которые уж и облик человечий утратили - только те и расслышат имя земное правильно...
Расслышат - сохранится оно средь людей, в роду человеческом
А как позабудут имя общей матушки, Сыри Земной, и вспомнят лишь имера прямых своих матерей люди - того и кончится род человеческий...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11477/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 588
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68738
  • - Вас поблагодарили: 155738
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

На Троицу плетут старушки в последний раз две косы в знак того, что мир двуедин и двумя началами сложен - женским и мужским, а не рождён богом-мужчиною. Им, крамольницам, можно - в землю-мамку идти им скоро, перед ней честней будут, чем перед приходским иереем
 На Троицу же ложится на землю-матерь пахарь-мужчина и просит у той прощения - за боль ее былую и наступнюю. Поговорит и пойдет соху править, чтоб бережной была, а то и пройдет по селу "Троицын сват", оглядит полевой инструмент - кто лишней боли земле делал, с того старики на сходах ответ спросят настрого

А назавтра будут у Земли именины - день именной, день звучания имени
Как звучит оно -  имя её материнское? А по-разному в годы разные

Потому ставят женщины несладкую лепешку в печь на ночь, вымешивая и шепча ей имена. Имена своих матерей и бабок, сколько память родовая сберегла-упомнила. И имена нерожденных ещё дочерей - которые, может быть, будут...
Не едят ту именную лепешку люди - снесут её рекам, а та размочит  мяконько да накормит самых древних щуров, которые уж и облик человечий утратили - только те и расслышат имя земное правильно...
Расслышат - сохранится оно средь людей, в роду человеческом
А как позабудут имя общей матушки, Сыри Земной, и вспомнят лишь имера прямых своих матерей люди - того и кончится род человеческий...

  Читаешь  и понимаешь - речь о мировоззрении.  О  понимании своего места и своих дел.  УМЕСТНОСТИ  И  СВОЕВРЕМЕННОСТИ.  Потерявши  эти  точки опоры  люди потеряли  всё. 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11477/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 588
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68738
  • - Вас поблагодарили: 155738
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

О  понимании своего места и своих дел.  УМЕСТНОСТИ  И  СВОЕВРЕМЕННОСТИ.  Потерявши  эти  точки опоры  люди потеряли  всё.

Это сладкое слово "свобода" 


Кто-то притащил длинный, трухлявый кусок сосны и положил в костер.
    Температурка в костре была такой, когда там "горит всё". Естествено, трухлявое дровО тож быстро и хорошо загорелось. Горело оно легко, как бумага,  сверху чегот еще положили... костер как костер.

    Когда трухлявая уже готова была перегореть пополам, из торца начали массово выскакивать малюсенькие муравьи-древоточицы.  Они выскакивали из продольных ходов и в панике метались по торцу. 
    Вытаскивать из костра дровиняку было уже поздно, и я подставил к торцу большую щепку-дощечку, что бы по ней, как по мостику, мураши могли перебраться на не горячую и безопасную  траву, а не падать вниз на горячую золу вокруг костра.

    Температура костра гнала мурашей прочь. Они быстро нашли мой мостик.  И побежали вниз, подальше от губительного жара костра.  НО, добежав где-то до середины - они тут же разворачивались, и неслись обратно, к костру, к дровиняке, к своему горящему дому. НО.  Температура жгла.  И они разворачивались обратно, к холодной и безопасной траве.  Еще раз, добежав до середины, они как от какой-то стены или от какой-то  команды разворачивались, и опять бежали назад. К своему  чему-то. Своему самому важному... или к командному центру и смыслу жизни.

  Такое челночное метание продолжалось несколько минут.  Пока что-то с дровиной  или с "командным центром" не произошло.  Мураши все, одновременно перестали бежать обратно  к огню.  Они, гонимые температурой, как-то вяло сбрели  в нежаркую зону и там - ПРОСТО ПОТЕРЯЛИ СМЫСЛЫ.
  Они двигались бессмысленно и бестолково. Вяло и бесцельно.  Или не двигались.  Они были живы, но в их движениях уже не было ни смысла, ни цели, ни жизни.  ОНИ ПРОСТО НЕ ЗНАЛИ КУДА И ЗАЧЕМ ИМ ДВИГАТЬСЯ.  Какие-то бессмысленно  ползали по кругу, другие какими-то восьмерками, третьи - петлями. Но было совершенно очевидно, что они ни на что больше не способны.  У НИХ НЕТ ЗАДАЧ.

   Это наблюдение толкнуло на странные параллели с миром людей.  Потеряв смыслы и команды  люди тоже начинают блудить по кругу,  восьмерки и разные петли...   А МОЖЕТ, ЭТО И ЕСТЬ СВОБОДА?

Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.