Чуточку всё пришло в норму с этими коронаограничениями, в том числе и мои факультативы по народной культуре у студентов первого и пятого курса. С первым мы, получается, встретились вообще впервые в учебном году
И для первой нашей встрече я завела беседу по всем известной в детстве сказке - "История Золушки, или хрустальная туфелька". Её, в несколько ином варианте, предлагаю и вамКто не знает Золушку?
На самом деле - никто не знает, и Золушку, и её реальную историю...
Знаете ли Вы, что Золушка стара, почти как самая древняя цивилизация?
Пра-пра-пра... в общем, очень далёкая бабушка Золушки того самого Шарля Перро - "скромной богобоязненной девушки кротости и доброты беспримерной" - жила ещё в Древнем Египте
И была она...
У нас сейчас нет и, видимо, уже не будет здоровых и толковых описаний того, что происходит между мужчиной и женщиной на самых тонких уровнях. Потому официальные исследователи древнего этноса привычно лепят на египетскую пра-золушку ярлык - "проститутка". Более лояльные пишут - жрица богини любви
На самом деле не совсем, вернее, совсем не так. И если первое наименование - подменно со всех сторон, то последнее просто выхолащивает любой здоровый смысл. Да и простую логику - зачем некой "богине" любви какие-то жрицы? И зачем Любви какие-то мутные богини?)
Это была женщина - которая принимала у себя мужчин. В себя тоже принимала
Со всех краёв и пределов приходящих, и была с ними близка. Если оба того хотели. Не за деньги, но за ПОДАРКИ - и потому что это был особый и сакральный ритуал общения особого мужчины и особой женщины.
Что-то знающих, что-то ведающих - что-то желающих познать с помощью "дверей" друг друга
В каком-то смысле подобные функции были и у славянских кощунов. Связывающих женское и мужское начало в том числе
Такие женщины были практически во всех дохристианских языческих обществах
Как дремучая и поросшая мхом избушка Бабы-Яги. Хозяйка которой встречала Иванов всех времён и сказок, царств-государств, без разбору - Царевич он там, Дурак или на этот раз Крестьянский Сын
Да он сам просил - накорми, напои, баньку истопи...
Тут вспомним, чем обычно в русских семьях заканчивался истоп бани ))
Но мы вернёмся к первой в истории Золушке, о которой сохранились хоть какие-то сказки
Так вот ту, предположительно начальную Золушку оставили встречать путников, заодно беречь священный огонь, и она отправилась к Нилу омыть ноги
Тут мы не будет углубляться в тему живой текучей воды и её женского символизма, скажем коротко: орёл ухватил её плетёную сандалию и отнёс во дворец к Фараону
Дальше всё как в знакомом нам сценарии - поиск девушки по обуви, счастливое воссоединение и т.д.
Оставим эту девушку, но запомним и орла, и огонь, и странное с точки зрения дневной логики желание непременно жениться на неизвестной даме по её обуви
То ли фараон любил сюрпризы, то ли... дело немного иначе и глубже
У египетской пра-золушки всё было хорошо, и туфельную эстафету приняла Золушка китайская.
Вероятно, сказали бы мы современные - древние китайцы тоже любили сказки про обувь и девушек, и китайская Золушка позволила похитить свой башмачок не орлу, а самому Дракону!
Огнедышащему
Где-то там был и подходящий император, который опять же по обуви решил связать свою жизнь с неизвестной ему дамой
И по всему древнему эпосу, то там, то здесь мелькиет девушка в одной обувке - обретающая обязательно Пару...
Была ли славянская Золушка? Слишком хорошо натанцевались церковники на костях народного эпоса, чтобы можно было сказать что-то точное
Но вот если снять валенок или лапоть -притом именно один - и бросить его подальше в Святочные дни - то непременно выйдешь счастливо замуж... Найдёт тебя твой суженый
Суженый-ряженый,
навкамии обряженный...
Где-то здесь точно постояла и тихонько подышала в морозное святочное окошко праматерь-золушка...
В средневековье Золушка со своей потерянной обувью была замечена в Испании и Италии, Британи и Бретани, Риме, Венеции, Флоренции, Шотландии... Меняла имена, как перчатки, вернее, как башмачки - Cinderella, Aschenputtel, Cenerentola, The Cinder Maid, Pepeljuga, Папялушка, Золушка...
И везде и всюду была связана с обувью и огнем, печкой, угольками. А ещё - неким помощником, третьей силой, с чьей помощью и "повезло" всем участникам
Могучая сила мира - "повезло и потащило"
Что наводит на мысль об очень древних корнях этой сказки, когда человечество только изобрело обувь и она имела сакральное значение.
Что такое обувь в древние времена? Для большинства людей летняя обувь (а золушка не теряла обувь зимнюю, защитную) не нужна была. Так, на редкие случаи полевой страды
Люди ходили по Земле-матери босиком
Обнажённым телом - к Её телу
Чтобы слышать, настраиваться, соответствовать
И долгое время летняя обувь была не у всех и только в сакральных целях. У шаманов, ведьм, знахарок, травников... Плетёная из тотемной кожи или вещей травы-муравы, с амулетами-настройками или вышивкой-резонаторами
Чтобы лучше слышать, слышать особые ритмы - а то и ПРИГЛУШИТЬ ЗВУЧАНИЕ ПОЛОСЫ БЕЛОГО СВЕТА, ЧТОБЫ СЛЫШАТЬ ПОЛОСЫ ПО-ТУ-СТОРОННИЕ
Сравните - ещё особая обувь была у воинов. Которые волей или неволей, правдой или нет, убивали, отбирали жизни
А ещё перед первой брачной ночью, первым соитием жена разбувала мужа
А встретив в лесу Лешего и не желая продолжать контакт - нужно переобуться. Сбросить настройки
И ещё "одна нога не королева" и "если идти в одной обуви, мама умрет".
А до жарких поцелуйных Купальных ночей и поиска папороть-травы нужно было соплесть себе девице конопляные лапоточки и в саму Ночь, Пик Живого Года - бежать в них по лесу, пока не сотрёшь или не потеряешь... А потом уже можно было и не девицей становиться...
И обратный процесс - человек тоже оставлял слепок своей сущности на носимой обуви... Не по этой ли сущности колдун-имератор-фараон находил себе суженую?
А силы природы ему помогали?
Мозаика утраченных знаний, смыслов, логик...
С изменением имени Золушка меняла и обувку. Плетёнка праматери-Золушки становилась и башмачком, и сандалией, и сапожком и травяной оплёткой...
А вот хрустальной туфелька стала совершенно случайно, вернее - по ошибке средневекового переводчика. Хотя я и в детстве подумывала, как же неудобно ходить-танцевать в каменной туфельке!
Но дело было проще. Французское диалектное выражение "башмачок из меха" звучит похоже на "хрустальный башмачок", и даже во время создания "Сказок матушки Гусыни" французский язык был очень неоднороден за счёт многочисленных наречий и диалектов.
Часть изданий этой сказки наделило Золушку хрустальной туфелькой, и это выражение так понравилось читающей публике, что вряд ли романтично настроенные любители сказок согласились бы поменять его на совершенно не романтичную меховую обувь.
Обувь из меха - фи
Хотя мех в этом варианте древней сказки - был скорее всего отданным Тотемным Зверем. То есть совсем не фи...
Но на самом деле смена меховой обуви на нелепый хрусталь была только верхушкой
Подмена была глубже - дошагав в своих сандаликах, башмачках, ботиках до средневековья, Золушка из жрицы, ведуньи, кощунницы, ягини - стала... Жертвой
Отсылка номер раз
Жертва - "подарочек" христианских времён. Коварный, гнилой и... донельзя жалостливый
Что такое жертва? Это человек - пострадавший ни за что. Отмена и смертный приговор всем причинно-следственным связям
"Ничего не сделал - только зашёл" - тоже логика жертвы)))
Когда ни за что, ни по чему, без всяких логик и объяснений, причин - это плохо. Это неправильно. Это как-то совсем неуютно здравому смыслу
Жертву жалеют. Жертву помнят - именно потому что "ни за что" и это разрыв магистралей
Жертва, возведённая в Идеал, в высший смысл и единое правило, образец для всеобщего подражания - излюбленное детище христианства
Начиная с Основателя, все кто был более-менее достойным - все были Жертвами. Всех ни за что
Когда ни за что, а просто так - это начало отмирания логик и пониманий причинно-следственных связей
Начало формирований толпы верующих
Конечно, во все времена было некое число пострадавших ни за что. Маньяки, уроды были всегда
Но только христианство возвело Жертву в культ и всеобщий идеал
И самое лучшее, что могло в жизни случиться с человеком - это пострадать, желательно очень долго, больно и до смерти - И НИ ЗА ЧТО
Потому все святые их - мученики безвинно
/хотя начиная с сына плотника и далее по всем хоть как-то историкографично известным христианским личностям - там было за что. По законам, которые ими были грубо нарушены, и эти законы потом постарались забыть, чтобы веками наивно хлопать глазами:
-Убили-мучили-то не за что! нехристи языческие!Отсылка номер два.
Тут обычно девочки говорят - мол, была такая же Настенька из русской волшебной сказки, которую мачеха в лес услала. И вообще, погубить хотела и от сватов прятала ни за что. Жретва
Жертва?
Но тут всё проще и одновременно сложнее. Просто частично - сказка совсем не про то.
Её потайная канва волшебной сказки - про инициацию девушки, которая отправилась в глухой лес к Деду. Который делал некие действия и спрашивал - да-да, то самое. :[Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная
А она отвечала - "Тепло"

И тут снова намёком разгорелся ярче священный огонь, который хранила древняя пра-Золушка...
А частично - старую сказку мы просто разучились читать. Банально. Средневековую несчастную Жертву, которая только и могла что вызвать жалость - грязная, в лохмотьях, с нелепой дурацкой работой, которую щипали и толкали сводные сёстры - мучили и унижали НИ ЗА ЧТО
Просто так. Без всякого смысла и пользы
А Настенька, а по более старым сказкам звалась она иначе, была неугодна мачехе из-за своей красоты и того, что её могли посватать, а родную дочку нет. Потому и злодейство мачехи - оно по-бытовому понятно, оно оправдано, аргументировано и логично
И человеку ещё пару поколений назад было вполне понятно и читаемо из текста, почему: работящая Настенька всегда была на виду. Пара беглых слов из старой сказки открывали бездну смысла:
"Настенька спозаранку встаёт, скотину за ворота гонит, а Марфушенька третий сон ещё смотрит"
Скотину выгоняли рано поутру к пастуху, который забирал её и возвращал только тому, от кого взял (если ничего кардинального, конечно, не случалось)
И встреча деревенского стада - праздник, это все жители вышли за ворота, в чистых и нарядных одеждах. Потому что приход коровы с пастбища- это Радость
Настенькая вывела коробу - Настенька в красивом сарафане её и встречает
И это видит вся деревня, и не только видит её, красивую, - но и знает, кто встал с позаранку, кто работница в этом доме
Почему не мачеха вывела коробв? Потому что это всегда делала самая умелая и знающая в доме, умеющая ЛАДить с домашней кормилицей женщина в семье.
Раз Настенька вывела бурёнку - значит, это она и есть
Много слов - но иллюстрация проста. Жертвы как таковой, обиженной и гнобимой, ничего, кроме жалости не вызывающей - в славянской волшебной старой сказки НЕ БЫЛО
Её системе она была чужеродной Жертва - всегда НЕ-СЧАСТЛИВА. И неслучайно у средневековой Золушки в нелепой каменной туфле вдруг объявляется не орёл, не Дракон, а... христианская крёстная. Которая непонятно что делала, пока женское начало превращалось в оплёванную немытую Жертву в драном платье
И священный огонь уже не горит - а погас, превратился в угольки и остывшую золу...
Какой же у жертвы огонь-то...
Хотя... Наверняка где-то в дремучем лесу идёт себе тихонько девушка в плетёных травяных сандаликах... Несёт в себе искорку огня древнего мира
А следом летят ворон с драконом - пытаются расслышать в гомоне современной толпы её истинного Суженого... Расслышат - помогут им встретиться и обрести себя настоящих