Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ  СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ -  СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ  kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Старая, старая сказка (с)  (Прочитано 116861 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Лье

  • хранитель темы
  • *****
  • Согласие +335/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 738
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 9463
  • - Вас поблагодарили: 10054
  • В отпуске
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #255 : 04 Октября 2022, 22:29:40 »

Если у кого-то, как у меня, от прочтения текстов Лирими, возникло желание пошире познакомиться с русскими сказками, то вот сборники:
«Великорусские сказки» И.А. Худякова (1860-1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1864), «Сказки и предания Самарского края» Д.Н. Садовникова (1884), «Красноярский сборник» (1902), «Северные сказки» Н.Е. Ончукова (1908), «Великорусские сказки Вятской губернии» Д.К. Зеленина (1914), «Великорусские сказки Пермской губернии» Д.К. Зеленина (1915), «Сборник великорусских сказок Архива русского географического общества» А.М. Смирнова (1917), «Сказки Верхнеленского края» М.К. Азадовского (1925), «Пятиречие» О.З. Озаровской, «Сказки и предания Северного края» И.В. Карнаухова (1934), «Сказки Куприянихи» (1937), «Сказки Саратовской области» (1937), «Сказки» М.М. Коргуева (1939). Ну и Алексей Толстой.
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11485/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 44 171
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 69274
  • - Вас поблагодарили: 156971
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #256 : 05 Октября 2022, 02:31:13 »

«Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева

  Тут  надо иметь ввиду, что НЕ  ВСЕ  "сказки"  Афанасьева  А.Н. таковыми являются.
Есть у него  и конкретные отходы и махровая порнография...
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14943/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 217
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 61200
  • - Вас поблагодарили: 107932
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #257 : 05 Октября 2025, 00:58:38 »

про сказку "Морозко" - Настенька была дурой,
Почему то никого не смутил, не возмутил образ ее отца -подкаблучника, как он мог свою дочь на верную погибель отправить???


Потому что не было никакого подкаблучника (а был матриархат), как и никакой погибели не было.
И мачехи не было
А дочка вообще была одна  *PARDON*

Просто сказку надо читать - её контекстом и шифром, но об этом завтра, наверное

Завтра  :)

очень многие волшебные сказки, и "Морозко" тоже, относятся к сказкам-инициациям. Ярче всего это проявляется на мужском герое, который от дурака (в санскрите "дурак"="пустой") возрастает до царевича

Тут притяну глубокую мысль Шелтопорога


Но  почему-то/зачем-то  существовал на  Земле  фактор/закон  сакральности власти.  То есть - необходимость  иметь   "Мандат  Неба"  на  престол.  На право править.
 

Царевич в сказке неслучаен. Это не о том, что крестьяне поголовно мечтали о золотых тронах и шапках Мономаха, это прообраз собственной воли и власти над вектором своей жизни

Так вот, инициация в волшебной сказке зашифрована как для мальчика, так и для девочки. Молодой человек преодолевает препятствия, обретает мудрость, общается с духами природы, соприкасается с разными сторонами реальности

Инициация девочки идёт по нескольким линиям, и вот одна из них - в сюжетном архетипе "Морозко"
О том, что это именно инициация, проверка девушки на встречу со стихией (Мороз), а также на телесную стойкость ("Тепло ли тебе, девица"), на связь с тотемным зверем ("Хотела Настенька завыть...") - об этом писали многие советские исследователи, в том числе Пропп. Писали и... остановились на этом

Но попробуем чуть глубже посмотреть эту (и подобные ей) сказку. Кстати, схожие сюжеты - есть у практически всех европейских народов индоарийской общности

Итак, даже на первый взгляд хоть нашего современника, хоть человека прошлого, происходит нечто странное. Живую девицу посредь бела дня везут в лес на мороз. И везёт кто - бессловесный отец!
Душегубство какое-то)) причём наглое такое, открытое. Вся деревня видит-знает, но молчит

С этом, собственно, и есть шифр сказки. Раз отец не протестует и слова поперёк убивце-жене не говорит - значит, всё происходит правильно
Более того, происходит некое действо по "женской линии семьи", где фигура отца лишь в роли исполнителя и помощника происходящему

Сам волшебный сюжет тоже заставляет задуматься - из семьи уходит именно "добрая мать" (муж вдовеет) и приходит эта, вроде как злая чужая тётка. А вот сказок про отчимов и овдовевших жён с дочкой этого сказочного архетипа нет

Взглянем в сам сюжет, без подробностей, которыми то ли замазали сюжетный слой так, чтобы он оставался неузнанным незнающими людьми, то ли он ими просто оброс за давностью бытования сказки.

Здесь две фигуры Матери (при одном - это важно! - отце) - мать добрая, заботливая, любящая и жалеющая дочку

И мать злая, требовательная, поднимающая ни свет, ни заря, заставляющая работать наравне со взрослыми, выполнять всю положенную женщине (взрослой женщине) работу по дому и хозяйству

Дочерей тоже две фигуры - одна любимая дочь, балованная, лелеянная, избавленная от работы и любых хлопот. Больше - сказка сама весьма красочно описывает, что этой, любимой дочери, мать которую жалеет, - так вот ей скучно, тошно, делать нечего, кроме ловли мух или счёта сказочных ворон

Нелюбимая, но умелая и хозяйственная, дочь отправляется в лес по велению злой фигуры Матери, проходит женскую инициацию, правильно отвечает на сакральные вопросы потусторонней силы. В итоге - получает все положенные сказочные награды (жених в данном случае не просто хэппи-энд, а знак того, что девушка признана взрослой, полноценной и состоявшейся)

Вторая линия, с доброй Матерью:
неприспособленная, неумелая, ленивая, дочь номер два провалила инициацию, не признала лесного духа и говорила с ним, как с соседским дедом....

Сказка рисует нам два поведенческих алгоритма и два закономерных итога. Можно сказать, ПСС во всей их красе
И фигура Матери на самом деле... одна... И дочка тоже одна
При статисте Отце, который всё видит, но не вмешивается, потому что всё идёт так, как надо

А сама сказка - это преломление ощущений подростка в пору взросления
Была добрая Мама (пока дочка была маленькой) - жалела, любила, от работы избавляла, сама всё делала или нагружала старших сестёр
Но дочка подросла - и Мать стала иной. Стала требовать, учить, нагружать работой, готовить тело и дух к успешной инициации, к встрече с духом Морозом, правильному диалогу с потусторонним. К жизни - а она не будет простой

Как видим, именно эта поведенческая линия "злой Матери" и покорность дочери ей, непротивление тому, что велят родители, старшие - она и приводит к полноценности роли девушки в жизни
В противовес той, где мама добрая-то, но дочка так и осталась на вторых ролях, так и не примерив на себя взрослые функции. Не вступив в жизнь  - она её и теряет... пусть и в сказочной иносказательности...
« Последнее редактирование: 05 Октября 2025, 11:56:53 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Мааткара

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +8/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 774
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 295
  • - Вас поблагодарили: 863
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #258 : 05 Октября 2025, 01:50:03 »

А сама сказка - это преломление ощущений подростка в пору взросления
Я всегда "за" поразбирать зашифрованные сказки, типа Маугли...или творчество Пушкина, где присутствует аллегория и символизм...
Данная же сказка- просто сказка, основанная на элементарных отсылках, как то деньги правят-старик то бедный был, Настенька страдающая и  усердно трудящаяся -а страдания всегда полезны, они награждаются ...богатством (пошло это еще от фараонов Египта -ты сейчас хорошо потрудись, а в следующей жизни царем родишься), ну и хеппи энд)))

А под инициации и архетипы -тут любую сказку можно притянуть.
Как видим, именно эта поведенческая линия "злой Матери" и покорность дочери ей, непротивление тому, что велят родители, старшие - она и приводит к полноценности роли девушки в жизни
Хах...а вот и нет)))..Забитые и заниженные дети не живут полноценной жизнью, а всегда с оглядкой...на мнение родителей, общества......полноценность -это самодостаточность..и я тут не вижу логики, откуда ей   взяться из под "гнёта".
Это психология, это жизнь.
Записан

Лье

  • хранитель темы
  • *****
  • Согласие +335/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 738
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 9463
  • - Вас поблагодарили: 10054
  • В отпуске
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #259 : 05 Октября 2025, 10:50:29 »

Сказка рисует нам два поведенческих алгоритма и два закономерных итога. Можно сказать, ПСС во всей их красе
И фигура Матери на самом деле... одна... И дочка тоже одна

Очень момент понравился) Собственно, ты провела хорошую работу по продолжению Проппа, обогатив направление.
Записан