Русский девичник - кусочек моей статьи
За день или два до свадьбы устраивался «дружинник» и «девишник» («дружиння» и «девишня») обязательно в разных концах села, хотя парни могли специально и заглянуть на девишник.
Собственно, если дружинник представлял собой просто собрание парней под присмотром «деда» – вдовца или бобыля с ворованной снедью на столе (стащенными по овинам яйцами и накопанной репой или картошкой, за что селяне парней не ругали, а наоборот, такой убыток в эти считался счастливым знаком), то девишник был и более красив, и более содержателен.
Устраивался он не в хате (такое стало возможным лишь в начале ХХ века), а в бане или мыльне.
Невеста встречала подружек моно-напевами, в более поздние эпохи - со слезами. Особыми рушниками опоясывала каждую, приглашая в дом, где на столе стояло богатое угощение, среди которого обязательно крошево (которое брали в этот день руками), пирог и ветка калины – символ девичества.
Вся еда была при готовлена собственноручно или при помощи младших сестер (это считалось хорошей приметой). А вот покупные лакомства или угощения от сельской умелицы-снедоварки, должен был принести жених с дружкою – прокаленные с солью семечки, леденцы и конфеты, пряники, сладкие пирожки "на один укус", "душистую воду". По количеству и щедрости этих гостинцев судили о доброте и заботливости будущего мужа.
Весь девичник был наполнен песнями. Грустные и веселые напевы сменяли друг друга "колыханьем" (веселый-грустный-веселый-грустный-веселый)
Если девица была сиротой или полусиротой - напевы могли начинаться с грустных, но оканчивались всегда на девишне веселыми.
На девичник могли приходить вдовы с рассказом о потере кормильца, жены сельских пьяниц или инвалидов - с поучениями. Но обязательным посещением должны были стать приходы "разумниц" - женщин первого года супружеской жизни, у к которых все было в "ладу". Каждой из разумниц невеста имела право задавать самые нескромные вопросы. При приходе разумниц остальные девушки выходили из бани вон, так как слышать советы и задавать вопросы могла только невеста - ей предстояло "ставить" свой особый и неповторимый лад в семье.
Очень часто по желанию девушек на девишню приводили старых бабушек, с их сказками, песнями, рассказами из жизни
В разные эпохи и в разных селах края девушки на девичниках расплетали или расчесывали невесте косы, вручали подарки, делились секретами мам и сестер, рассказывали "супружеские были", слышанные от старших родственниц, делились рецептами, и почти всегда - дошивали приданое невесте.
Такая совместная работа (вышивались общими усилиями "столешня", рушник под хлеб, рушник на печь-матушку) должна была стать духовным залогом общности женщин селения, их будущей помощи и взаимовыручки.
После девичника невеста одна, с "кумушкой" или со всеми подружками могла идти в близлежащую рощу «плакаться березам» (в слободах) или "чествовать березы" (в селах без церквей или с отдаленными приходами)
Выходили всегда босиком, иногда в одних сорочках - чтобы "очуствовать землю-кормилицу да свет белый"
Девичник заканчивался поклонами на все четыре стороны, благодарностями миру, "честнЫм суседушкам" и роду за предстоящее событие. После чего девушки разбирали ветку калины, ягоды которой в свадебную неделю прикапывали в понравившемся месте, в селе, за околицей или в ближайшем леске.
Остатки угощения невеста с поклонами относила Баннику, Овиннику, Домовому и прочим суседушкам села.
Во многих селах тут эти обряды - живы до сих пор, так или этак вписываются в современную свадьбу...