Захотелось вот поделиться воспоминанием о двухдневном выезде в лес, который был первым в моей практике с ночевкой в палатке. Опытные люди наверное, засмеют, но в первый месяц после этого случая трудно было засыпать по ночам
Интересно услышать разбор своих ошибок от бывалых туристов, да и вообще потенциальную опасность данного происшествия.
В августе условились с друзьями вчетвером на двух авто выехать в лес в Рязанской области, да подальше от цивилизации. Выехали в район Спас-Клепиков, свернули на грунтовку у Голованово. Грунтовка оказалась состоящей из глубокого неукатанного песка, и с большим перепадом высоты между колеей и серединой. Ехали мы не на внедорожниках, и быстро ели на брюхо, пришлось друг друга вытягивать раза четыре. Надо сказать, что мы рассчитывали разбить лагерь километров через двадцать, выбравшись к озеру Негарь, но быстро поняли, что такими темпами либо доберемся туда только к ночи, либо окончательно завязнем в песке. Мимо нас проехал самосвал, и мужички на «ниве», причем ниву гнали не меньше 80 км в час. Позже мы поняли, что это единственный способ не увязнуть на глубоких местах.
В одну из первых остановок с целью вытащить машину из песка, один из друзей потерял нательный крестик. И это, и ужасная дорога, которая оказалась куда хуже чем мы себе представляли по рассказам знакомых, которые посоветовали маршрут, нас не остановили. Когда же мы совсем выбились из сил и устали откапывать, выдергивать и подталкивать машины, нашли недалеко от дороги небольшую полянку. Полностью обсыпанные песком, уставшие и раздраженные, решили прямо здесь же и разбить лагерь, прельстившись еще и шикарными зарослями спелой черники. Следующий звоночек прозвенел, когда муж присел отдохнуть у мангала и вместо питьевой воды схватил бутылочку с жидкостью для розжига костра и не глядя выпил. В тот момент от усталости мы соображали не быстро и почти инстинктивно кустарным способом сделали промывание желудка. Выяснили, что для такой жары, обилия песка и еще пищевого отравления у нас слишком мало воды. Не оставив никого у стоянки (что конечно тоже было очень глупо), пошли искать питьевую воду, до которой по нашим прикидкам должно было быть недалеко.
Пройдя по песку несколько километров, что оказалось ничуть не легче, чем ехать на машине до следующего застревания, обнаружили дренажный водоем. Местность-то болотистая. Вода в водоеме была совершенно отвратительной, застоялой и коричневой с зеленью. Тем не менее решили набрать воды хотя бы на технические нужды, а кое-кто и искупался. Прошли еще дальше насколько хватило сил вдоль грунтовки и увидели старое, полустершееся объявление, мол такое-то охотхозяйство, охота разрешена в такие-то месяцы. Поглядели на это все, отметили — какое старое советское объявление. Когда-то и охотились тут, оказывается. Машин мы больше не встретили вообще, можно смело сказать, что глушь нашли, как и хотели. Я сдалась первой, заныла про уставшие ноги. До Негари так и не дошли, а ведь планировали хотя б пешком, чтоб искупаться в чистой водичке.
Повернули назад, изжарили мясо, и мужу тоже предложили, с пивом, как положено. До вечера объели окрестные кусты черники, при этом я отметила что уже метров через 20 стало сыро и дорожка исчезла в болоте... на месте нашей вынужденной стоянки обнаружили, что кто-то уже стоял здесь. Но давно — все обертки и прочий мусор сильно выцвел. А газетные обрывки чуть ли не пяти-десятилетней давности. Пошутили на эту тему.
Немного дровишек собрали и сели у костра травить байки. Бить в бубен, дудеть в дудку и перешли на страшилки. У меня после посещения болотной лужи сильно разболелась голова и я до темноты пролежала в палатке. У костра уже в ночи рассказала несколько историй из книг Серкина, а потом все (!) разошлись в палатки, костер оставили догорать. Почему мы не выставили часового дежурить по костру — до сих пор удивляюсь, когда вспоминаю. Пока пыталась уснуть, прислушивалась к крикам ночных птиц и внезапно ощутила беспокойство. В голову пришла мысль вроде «сейчас все в порядке, можно спать, птицы кричат как надо, если что и будет, то на рассвете». Муж видимо тоже что-то чувствовал, потому что у самого входа в палатку на крепежную веревку повесил топорик фискарс.
Около трех часов утра я проснулась от того что птицы кричали с перерывами, то крикнут то умолкнут, и что-то похрустывало поблизости, вроде кто-то на ветку наступает, этих веточек и сухих шишек вокруг было много. Костер давно потух, темно вокруг. Я стала по какому-то суеверному наитию считать хрусты, думая, если хрустнет три раза подряд, надо вылезти из палатки и осмотреться. От моего шевеления проснулся и муж. Хрусты стали повторяться, а потом я услышала четкое «тыгдым-тыгдым-тыгдым» как мне показалось, прямо по направлению к палатке. Тут уж я подскочила как ужаленная и заорала не своим голосом, параллельно выпутываясь из спального мешка. Муж тоже вскочил, закричал вслед за мной, буквально вывалился из палатки и схватил топорик. Через минуту и наши друзья выглянули с недовольными лицами из своей палатки, чего кричите-то не своими голосами, говорят. Тут мужу стало совсем худо и с фонариком он пошел за ближайшую сосну с расстройством желудка, все с тем же топором, фонариком и трясясь как осиновый лист. Меня тоже всю трясло, я схватила палку, большие свечи в гильзах (которые купила по странному совпадению накануне — мало ли пригодится) и стала в панике их зажигать и расставлять вокруг лагеря и разглядывать все кусты.
Я уже говорила, что машин и людей мы больше не встречали после установки лагеря, раз только увидели припаркованный у обочины джип собирателей черники. А сразу как мы выскочили из палатки после своих нечеловеческих воплей, я заметила свет фар у дороги — какой то седан проскочил в ночи мимо на полном ходу и скрылся. Куда, кто, зачем в этой глуши. Почему не остановились услышав крики? Слегка успокоившись, мы залезли в палатку к друзьям и попытались уснуть там, но уснуть не смогли - мужу было совсем нехорошо и я стала думать как вызвать скорую и доедет ли она сюда. Решили что нужно сниматься и везти пострадавшего в больницу, и в 4 утра еще с фонариками мы спешно свернули лагерь, пока он буквально лежал под кустом и приобретал бледно-голубой оттенок.
Нам нужно было как-то прорваться обратно через объятия песка и постараться не застрять — сил выкапывать машины не было, и вести нашу машину пришлось мужу. Каким-то героическим усилием, застряв лишь один раз, мы вырвались на трассу и сумели доехать до города, где сдали больного в бсмп. Там мы оба остались, пока он сдавал анализы и лежал под капельницей, оба в песке, поту и жутком страхе, припоминали что кое-кто говорил нам, что по прямой через болота недалеко от тех мест есть так называемая «могила ведьмы», очень неприятное местечко, отмеченное в «геокешинге». С отравлением обошлось, но страх не проходил долго, для собственного успокоения мы даже сходили после в храм и поставили свечки.
Прошло почти полгода. Вполне успокоились и я размышляю над следующим походом — как правильно истолковать ошибки прошлого, преодолеть страх и получить пользу?