Человек, являясь членом сообщества, является одновременно и
представителем его культуры. Предположим, что человек (Ч1 на Рис.4),
включенный в культуру 1 (К1), имеет представление о пяти деятельностях
(Д1….Д5) или знает, как получить продукты (П1….П5) этих деятельностей.
Представитель первой культуры (Ч1) не знает и представить себе не
может деятельности (Д6), при реализации которой можно получить продукт
(П6). Для него П6 - продукт, полученный неизвестным и невообразимым
путем, то есть магический продукт, а Д6 - неизвестная и невообразимая
практика, то есть магия. Такое описание позволяет понять, почему взрослый
иногда выступает перед ребенком как маг. Человек может быть магом и для
группы людей, и для целого сообщества. “Личная история деятельностей”
каждого человека уникальна, но факт существования одинаковых в одной и
той культуре для всех практик на определенных возрастных этапах развития
позволяет говорить о существовании возрастных структур культурного
сообщества. Эти структуры определяют истинное различие культур как
различие практик в разные периоды жизни человека.Необходимо также отметить тот факт, что шаман часто работает с
другой невидимой нами и неизвестной для нас реальностью, а наблюдатель
(в том числе и добросовестный исследователь) видит лишь результаты этой
иногда трудной, сложной и длительной работы. Кроме того существует
уникальная для шамана специфика действования в реальном практическом
мире (строка 3, Табл. 2), которая включает в себя:
а) обычные физические действия;
б) ритуальные действия;
в) действование в состоянии транса;
г) действование под влиянием духов;
е) магические действия (как составляющие пока неизвестной нам
деятельности);
д) действование (воздействие) намерением.
Обращаясь к модели структуры образа мира профессионала по Е.А.
Климову (Табл. 1), можно сразу выделить различие обыденного (сегодня во
многом опирающегося на научные данные) дальнего плана (строка 1, Табл. 1)
и дальнего плана шамана как космогонической картины трех или более
миров. Различие дальнего плана делает радикально различными общий и
средний планы образа мира (строки 2 и 3, Табл. 1). Значимые для
профессиональной деятельности системные целостности (строка 4, Табл. 1) и
совокупность оперативных образов (строка 5, Табл. 1) включают, кроме
представлений о других мирах, представления о всеобщей одушевленности,
о времени за пределами жизни в физическом теле, о Духах и энергиях,
которых вообще нет (или вообще не учитываются) в профессиональной
деятельности современного человека. План деталей и оперативный план
неизвестной нашему современнику деятельности (Рис. 4 и 5; строки 6 и 7
таблицы 1) ведет к выделению таких деталей проблемной ситуации
(заболевания и лечения, пропажи и поиска, осуществления инициации и др.)
и, соответственно, реализаций таких такой деятельности и таких действий
(например, шаманский полет, переговоры или схватка с вредящим духом), логика которых иногда мало доступна пониманию (и адекватному описанию)
даже жителя одного с шаманом поселения, не говоря уже о приезжем, пусть
старательном и непредвзятом, исследователе.
Широко известно, что многие шаманы осуществляют свою
профессиональную деятельность не в любое время и не в любом месте
(строки 1 и 6 Табл. 3). В этом нет ничего таинственного: все профессионалы
(и читатели, и автор) в своей профессиональной деятельности поступают
также, да еще и часто ждут подходящего состояния, настроения, «куража» и
пр. (строка 7, Табл. 3). Специфика профессиональной деятельности шамана
обусловлена временными особенностями активности тех сущностей, с
которыми он вступает взаимодействие: выбор места и времени не всегда
зависит от шамана. Часто посещаемые людьми места необходимо очистить
(не только прибраться, но и окурить, например, можжевельником), иногда
необходимо найти особое место (например, место силы по К. Кастанеде или
жилище соответствующего духа). Для общения с очень сильными и
значимыми Духами, для поиска потерявшейся части души и многих других
действий шаман не выбирает место сам, а отправляется в шаманское
путешествие, соответственно, к месту жизни этих Духов (Верхний или
Нижний миры), к местам обитания умерших (Нижний мир), к месту обитания
души (любой из миров) и т.д.
Специфика профессионального общения шамана (строка 2, Табл. 2;
строки 5 и 8, Табл. 3) характеризуется тем, что круг его коммуникаций
необычайно широк (панпсихизм) с точки зрения нашего современник, так
как он общается не только с людьми, но и с многими другими сущностями.
Этот аспект шаманской деятельности я постарался наиболее подробно
передать в своей книге «Хохот Шамана» [22] («Свобода Шамана», 2013).
Профессионально важные качества (строка 9, Табл. 3) деятельности
шамана описаны многими «внешними» наблюдателями и даже людьми,
попытавшимися освоить некоторые элементы шаманских практик. Я должен
сказать, что и такие исследователи являются «внешними» по отношению к образу жизни шамана, который может быть освоен (наверное) лишь
предрасположенным к этому человеком не менее, чем за несколько лет. Пока
же можно ограничиться замечанием о том, что для исполнения многих
шаманских ритуалов (например, длительных танцев или схватки со злыми
духами) необходимо хорошее физическое здоровье, бесстрашие и высокий
уровень психологический устойчивости.
Mircea Eliade [31] отмечает, что для выполнения шаманской
деятельности необходимо владеть практиками контролируемого транса (не
транс бесконтрольно владеет шаманом, а шаман контролируемо использует
состояние транса), что предполагает высокий уровень психологической
регуляции. Еще более высокий уровень бесстрашия и психологической
саморегуляции необходим для контроля своего состояния при работе с
различными Духами-помощниками и союзниками и, тем более, при
взаимодействии враждебными Духами. Необходимо отметить, что наличие
таких состояний (временной одержимости) пугает и отталкивает многих
наших современников. При этом нужно отметить, что и в русских народных
и авторских сказках (Иван-Царевич и Серый Волк, Сивка-Бурка, Царевна-
лягушка и др.) главный герой часто доверяет решение жизненно важных
вопросов своему Духу-союзнику или животному-союзнику, и это никого не
пугает и не отталкивает. С другой стороны, такая настороженность, в общем,
является правильной, так как вне культурных рамок практикование
необычных состояний может привести к довольно тяжелым психическим и
физическим расстройствам.
Особенно необычной для многих исследователей является референтная
для шамана группа общения (строка 11, Табл. 3). Как уже отмечено выше,
круг коммуникаций шамана шире круга обычного человеческого общения
(строка 2, Табл. 2), и наиболее значимую информацию (а иногда
рекомендации или даже команды) шаман получает не от людей, а от духов
или других сущностей. Таким образом, во многих ситуациях люди не являются для шамана самой референтной выборкой, что выводит его за
рамки привычного нам понятия социальности.
Литература:1. Андреев Д. Л. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2: Роза Мира. М.: Редакция
журнала "Урания", 1997. 608 с.
2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под. Ред.
И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
3. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Описание структур
субъективного опыта: контекст и задачи// Мышление. Общение. Опыт.
Межвузовский тематический сборник. Ярославль: Изд-во Ярославск. Ун-та,
1983. С. 99 - 108.
4. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Структура субъективного
опыта: семантический слой и другие // Мышление и субъективный мир.
Ярославль: Изд-во Ярославск. Ун-та, 1991. С. 14 - 19.
5. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. 208 с.
6. Бахтина Н.Н. Психологические особенности профессиональной
деятельности инспекторов рыбоохраны: Дисс. … канд. психол. н. М.: МГУ,
2004.
7. Бондарчук Н.В. Психологическое содержание старательского труда: Дисс.
… канд. психол. н. Магадан: СВГУ, 2007.
8. Гаранина О.А. Особенности организации времени жизни специалистов,
работающих в режиме сменного графика: Дисс. … канд. психол. н. М.: МГУ,
2006.
9. Кастанеда К. Учение Дона Хуана. Киев: "София", Ltd., 1992. 736 с.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1995. 224 с.
11. Криппнер С., Сидиан Утренняя Звезда Джонс. Шаман по имени
Рокочущий Гром. М.: Постум, 2012. 288 с.
12. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14.
Психология. 1979. №2. С. 3 - 13.13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
М.: Наука, 1984. 444 с.
14. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
15. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления //
Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 13
- 21.
16. Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. 356 с.
17. Пивоварова С.В. Перспективы исследования профессионального образа
мира и образа жизни специалистов, занимающихся педагогической
деятельностью // Ученые записки кафедры психологии СВГУ. Вып. 6.
Магадан: Изд-во СВГУ, 2006. С. 144–154.
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд - во АН СССР, 1973. 328
с.
19. Сердюков Ю.М. Контуры трансцендентального опыта // Социальные и
гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 1 (37). С. 90 – 105.
20. Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической
деятельности. Дисс. … докт. психол. наук. На правах рукописи. М.: МГУ им.
М.В. Ломоносова, 2005. 356 с.
21. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие
психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. №
4. С. 75 – 79.
22. Серкин В.П. Хохот Шамана. М.: АСТ: Астрель, 2008 (или любой год
издания 2008 – 2014). 276 с.
23. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни
// Психологический журнал. Т. 33. № 4. 2012. С. 78 – 90.
24. Серкин В.П. Парадигмы шаманского лечения // Экономическая
психология. Актуальные теоретические и практические проблемы:
материалы 13-й международной научно-практической конференции.
Иркутск: Репроцентр А1, 2012. С. 134 – 137.25. Склейнис В.А. Специфика развития образа мира в разнотипных
профессиях: Дисс. … канд. психол. н. Магадан: СВГУ, 2011.
26. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического
отражения. М.: Изд - во МГУ, 1985. 231 с.
27. Спивак А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы
нижнего Амура). М.: Наука, 1991. 280 с.
28. Стрелков Ю.К. Временная связность образа мира // Ученые записки
кафедры психологии СМУ. Вып. 1. Магадан: Кордис, 2001. С. 127 - 156.
29. Шунькова С.В. Профессиональная специфика образа мира и образа
жизни геологов (профессионалов и студентов): Дисс. … канд. психол. н.
Магадан: СВГУ, 2011.
30. Harner Michael J. The Way of the Shaman. New York: Harper Collins
Publishes, 1990. 171 p.
31. Eliade Mircea. Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton
University Press, 1972. – 610 p.
SPECIFICS OF THE IMAGE OF PEACE AND LIFESTYLE SHAMAN
Vladimir Serkin