Вот, хочу спросить у Лирими, так как вроде бы она писала про языческие темы? Могу и ошибаться. А может есть здесь эксперты)
Про пантеон славянских Богов расскажите?
Что это, кто это, как почувствовать, какие проявления и быть может можно с ними устанавливать связь. Ну, и в целом.
Мишук, здесь минимум две проблемы: проблема слов и проблема практики
Причем практика намного важнее, но без слов она не сдвинется никуда.
Потому что слова - это уже понимание темы и вариант её осмысления. Правильные слова - правильное осмысление - правильные действия
Понятия (слова) о богах нам навязали. Очень давно и очень гаденько.
Мы очень мало что знаем конкретного о мировоззрении предков до крещения Руси. Как очень мало знаем об истиной истории после
А то, что знаем (жили в лесу, молились идолическим богам, приносили жертвы и жили плохо. А вот когда... Тогда стало всем хорошо) - нам показали через совсем другое мировоззрение
То есть - через смыслы первых христиан, которые знали только единого папу бога. Как они могли понять язычников?
Конечно, с их точки зрения язычники тоже ВЕРИЛИ (потому что иного отношения с реальностью сами христиане не имеют. Либо верят - либо не верят. Первое хорошо - второе плохо) и верили в БОГОВ (потому что других вариантов опять же не имели сами христиане)
Причем "языческие боги" - всякие везельвулы, дьяволы, бесы - это примерно, как бог-папа, только более слабые и плохие. Человеку, без всяких сомнений, страшно вредят. Бог знает, на кой им это сомнительное развлечение, тут мнения у разных христиан очень расходится
Примерно такую же картину про "славянских богов" мы видим и сами по книгам, которые составили для нас историки-христиане или воспитанные в христианском обществе
При всём желании, им очень трудно было бы написать иначе - у них просто нет других пониманий
Была так называемая Велесова книга - новодел-подмена, написанная христианами, в попытках показать другое мировоззрение
Но не на принципах знания, а по логике "назло маме сделаю наоборот"
Вот я приведу такой пример. Долгое время мой регион был очень бедно населен, особенно обезлюдел в смуту, когда границы практически не охранялись. А мы как раз пограничье. Потом народец начал прибывать понемногу, даже образовались пУстыни - небольшие монастыри на десяток монахов. И вот один неравнодушный монашек начал слать челобитные царю, тогда еще Михаилу Романову.
Мол, так и так, в подведомственных деревеньках народ совсем одичал, в веру языческую вдарился, несколько селищ и хуторов вообще всех своих холостых девок принесли в жертву, сгубили напрочь. А это души крещеные!
Народ дикий, в ответ только отвечает, что девок лес прибрал. То есть сознаваться в погублении девиц не желал
Так вот, надо бы усилить свет веры истиной, учинить розыск виновных и покарать их со всем христианским милосердием, чтоб долго мучились, значит. Ну и денежек дай заодно, царь-батюшка, а то монастырь в упадок пришел, потому люд от веры и отворачивается
Михаилу Первому то ли денег было жалко, то ли ещё чего, но вместо них велено было белгородскому воеводе отряд прислать
Дело тогда это было небыстрое, туда-сюда челобитные слать, пока бумаги шли, девки из лесу вернулись. Живые, невредимые, их по старой традиции на пол года в леса знахарки уводили, травам и прочему учить
И, главное, монашек не виноват и никого не вводил в заблуждение. Он просто иного варианта осмыслить ответ "лес прибрал" - не имел. Наверняка для него лес был страшным и опасным местом, где только погибель и могла быть
Нет нужных смыслов - и покатилось осмысление по тем, что есть. А христиане и сами веками не прочь были жертвоприношения организоватьНемного иначе всё было осмыслено в советскую эпоху. С одной стороны, идеология Союза очень мало интересовалась мировоззрением предков. У неё были свои герои (очень хорошие, кстати), свои образцы-эталоны и задачи
Но и мешать тем, кто реально интересовался дохристианским миром русской земли - советская наука не стала. Потому породила целую плеяду учёных, которые из чистого интереса, то есть по своим личным задачам, а не партии и правительства - копал эту затоптанную тему
Очень много здесь сделал Борис Александрович Рыбаков. Его книгу "Язычество древних славян" всяко стоит почитать
Хотя бы потому что она основана на атрефактах материальных (предметы, археология, произведения искусства) и нематериальных (обряды, традиции, фольклор)
Так что вряд ли у предков были боги и был их пантеон. Был Род - это без сомнения, как единая живая сила, стихия мироздания
И все остальные стороны Рода, его проявления, которые мог подметить и связать, соединить человек - получили соответствующие наименования. Лада, Ярила, Купала (он же - Апола, древние средиземноморцы, не те, кто потом создал похабные античные сказки - назвали его Апполон), Хорс, Стриборг, Сварог - это всё не боги
Это проявления живого начала мира, его стихии - которым человек прошлого дал своё объяснение, наметил связи и на основе этих связей сформировал совершенно особенное мировоззрение
И попытки его описания в логиках, связях и закономерностях
Мир, которые един и включает всегда живых твоих предков и даже потомков - но которые как бы за гроанью, по ту сторону тебе видимого мира.
Мир, который населен и в каждом дыхании его - свой дух. Живой и дееспособный
Мир, который ты почитаешь и слушаешь, но не потому что накажет, а потому что так ПРАВИЛЬНО
Это сторона слов. Сначала нужно сместить это понимание современного человека
Ну а практика родится сама. Когда увидишь иначе - иначе и почувствуешь
А дальше у каждого свой путь
Универсальный совет - сначала найти свою стихию (отражение Рода в той или иной части живого мира). И через неё уже осваивать, приближаться, вступать в диалог и устанавливать связи
Кто-то слушает и говорит с Рекой. Кто-то с Ветром. Кто-то начинает слышать предков...
У каждого свой будет путь...