Помня просьбу Михаила,я готовила этот материал.
расскажу.
Хотя это так трудно.
Сегодня в Дагестане живет 54 народности, коренных, малых народов.
И у каждого!! свой обряд и ритуалы.
есть общность,несомненно,но хранители традиций, старейшины передают ритуалы своим детям..
и очень жестко следят чтобы все соблюдалось.
Сегодня началась очень интересная тенденция, или сложилось что то интересное, и я уверенна, это происходит каким то странным образом..
и тут замешан Древний)))
Потому как, вдруг стало..произнесу кось я это слов))модно))) делать традиционные свадьбы, и возвращаться к своим истокам,люди хотят шить традиционные наряды,и играть свадьбы в тех ритуалах,мелодиях, настроениях и местах,как было это раньше, и среди своих гор.
Я немного нашла информации, которая соответствует действительности, той, которую я видела,
а и сегодня можно такие свадьбы увидеть,при чем все больше и больше.
Напишу и то, что я помню из раннего детства.
Большим праздником в лакском селении была свадьба.
Свадебные обряды при общем сценарии имели в разных селениях свои варианты.
Собственно свадьбе предшествовали ритуалы,
связанные с выбором девушки - невесты, ее сватовством и обручением.
Женский свадебный костюм - одно из ярких проявлений культуры народов Дагестана.
Традиция нашивания различных серебряных элементов на одежду восходит к глубокой древности,
о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической силе металла.
При этом золото считалось металлом с негативной энергетикой и могло использоваться для
наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения, поэтому в свадебном наряде
использовались преимущественно серебряные украшения. Хотя, это не у всех горцев, такое отношение,почему не знаю.
К примеру, свадебный наряд ругуджинской
невесты дополняли традиционные большие многоярусные подвески – «куц».
Они крепились на колечках к туникообразному платью «горде», по 2-3 спереди, а иногда и на спине.
Ругуджинка надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра.
Главная функция серебряных украшений - защитить, скрыть от сглаза злых духов.
Эта традиция прослеживается в женском костюме и у других горских народов, в частности, у лакцев, даргинцев .
В селении Гергебиль невесты надевали свадебное головное украшение,
которое называлось «таял», состоявшее из треугольной чуть изогнутой пластины
и присоединенных к ней цепочек с мелкими подвесками из серебряных монет.
Пластина была украшена растительным орнаментом с розеткой в центре.
Надевалось украшение только на свадьбу и, спустя определенный период
(по сговору с семьей жениха – через 3 дня, 40 дней или до рождения первого ребенка),
пряталось в сундук как приданое для дочери.
Кубачинская невеста надевала платье из парчи,
а также вышитые золотыми и серебряными нитями «казы» - их число могло доходить до 25,
различные украшения - серебряные цепочки на чухте (головной убор, в виде ткани,
сшитой в форме трубы, один конец надевался на голову, а второй свисал на спину,
чухта (или чохто у даргинцев) – Е.М.),
крупные золотые перстни, серебряные браслеты, подвески, отделанные зернью,
жемчугом и самоцветами. Свадебные браслеты кубачинки надевались
один раз в жизни и переходили от матери к дочери.
Свадебную одежду невесты-кумычки целиком обеспечивал жених.
В числе обязательных подарков жениха на свадьбу невесте должны были быть шкурки на шубу.
Свадебная одежда шилась из ярких, красочных тканей, цвета тоже имели
свое значение. Белый, красный и чёрный цвета господствовали в свадебных церемониях,
из таких тканей шились одежды невест, жениха и их родственников.
Белый цвет в нарядах, связанных с семейным бытом,
в последующем стал символом радости и чистоты, красный - очищения, благополучия,
плодородия – господствовал в одежде, а чёрный служил для умилостивления духов предков.
Как отмечает Г. Гаджиева, балхарская невеста, большую часть костюма которой
украшают серебряными изделиями (оберегая невесту от сглаза)
и сопровождающие ее женщины традици-онно надевают национальные костюмы, в них исполняется танец невесты.
Все кубачинки замуж выходят непременно в национальной одежде,
в такие же костюмы наряжаются и подружки невесты и ее родственницы.
.
По старым обычаям за месяц или за три недели до вступления новобрачной
в дом мужа, жених и невеста ежедневно приглашаются своими родственниками,
которые угощают их и почетную свиту. Всё это сопровождается песнями
и танцами под зурну и бубен, шуточной перебранкой, импровизированными стихами.
В наше время молодоженов приглашают все родственники и сельчане по очереди уже после свадьбы.
Так же, как и 100-200 лет назад, сегодня на дагестанскую невесту накидывают 5 платков.
Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху.
Второй платок снимают при подъезде к дому жениха, третий платок – в доме жениха.
Четвёртый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам.
Пятый платок снимает сам жених.
За каждый снятый платок было принято давать выкуп
До сих пор в памяти у меня ритуал, когда открывают чемодан и приподнимая..словно окрыляя вещи,подбрасывая их.
в центр комнаты показывают подарки..
Собираются женщины в круг, близкие,женщины,девушки,дети,близкие,открываются чемоданы с подарками..
и близкая старшая родственница невесты,которая сидит там же, начинает показывать подарки, и
доставая вещи,платья,платки,покрывала,какие то красивые одеяния,
чуть подбрасывает их,они легко ложатся на ковер, и она громко произносит имя семьи, которые подарили это.
И все хором благодарят.. и это разноголосье.. и возглас благодарности одобрения, благодарности напевности.. я помню..
Отдельно смотрят вещи, которые принес жених, и там платки..которые дарят маме,тетям,сестрам невесты и самой невесте..
И каждый платок..он покрывает голову невесты как волна...
И опять хором все выражают и радость и восторг, и благодарность.
чуть позже продолжу)))