Хотела не заводить своей странички, но чувствую не получается.
Тем предостаточно на форуме,причем очень интересных  для меня, казалось заходи и говори, если есть , что сказать.
Но все же чего-то мне не хватает. Получается какая-то разрозненность.
Как будто все свои мысли, я рассовала по разным полочкам и нет чего-то единого,  прежде всего для меня.
А ведь,  что главное для меня: понять и разобраться, что  есть я?
 Вот сейчас мне хочется понять, откуда у меня вот эта страсть к перемене мест?
Почему меня тянет бродить по Земле? Может это заложено в моих корнях.
   Я хочу рассказать историю моей семьи. Здесь то, что я запомнила из маминых рассказов.
   Вы скажите, зачем   это нужно? Не знаю зачем, но почему-то это  мне нужно.
   Пишу скорее для себя, поэтому  не обижусь, если покажется не интересно.
    Когда я думаю о  жизни  моей мамы,  бабушки, дедушки, вообще о жизни этого поколения,
 то все  мои попытки  и  попытки  других людей ,   уйти   от цивилизации,
 кажутся   надуманными,  неестественными и, напоминают скорее,  развлечение от скуки.
 А все беды сразу становятся мелкими пустяками.
   Мои дедушка и бабушка, по материнской линии , переселились из  Белоруссии в Сибирь, 
когда происходило массовое заселение Сибири. 
В Сибири  землю не делили, а брали крестьяне столько, сколько могли обработать. 
 Работящие  люди ехали на вольные земли.   Люди тогда  переезжали группами, а иногда и целыми деревнями и даже губерниями. 
 Вот  тогда-то и переселился, добровольно, мой  дед с семьей,  в одно из таких вольных поселений  в Красноярском крае 
 В семье было  пять  детей.  Старший был сын, затем родились 4 девочки. Мама была предпоследним ребенком в семье.
   После революции ,  в конце двадцатых  годов, советское правительство,
  всех  зажиточных крестьян,  кто был способен  прокормить  себя  и  семью  своим  трудом, 
 объявили  «кулаками» и  стали считать   злейшими  врагами советской власти. 
Мама рассказывала, что у них семья была большая,  и они даже на сезонные работы никого не нанимали, 
управлялись своими силами. Только потому, что у них была сеялка и веялка, 
и они смогли построить ,  новый,  довольно большой дом,
  их семья оказалась в списке «Кулацких семей» и была  « раскулачена.»
 Старшая мамина сестра, тетя Оля, уже вышла замуж,  за «голытьбу», поэтому ее  в ссылку не отправили. 
 Голытьбой,  мама  называла  тех, кто не хотел работать на земле, не держал своего хозяйства,
 хотя иметь  землю  и иметь свое хозяйство, мог  тогда  каждый - кто этого хотел,
 но некоторые предпочитали наниматься в работники. Впоследствии   большинство таких людей
 и стали самыми активными участниками  «раскулачивания».
    Вторая мамина сестра, тетя Таня,  будучи еще девчонкой,(лет 15)  выскочила в окно  и убежала в лес, когда  пришли «раскулачивать». 
Потом несколько лет жила в лесу одна. Собирала ягоды грибы, ссыпала в  колоду , в условленном месте.  
Тетя Оля все это забирала, сдавала и приносила ей что-то из необходимых вещей и продуктов. 
Так продолжалась  до тех пор, пока не была объявлена амнистия на детей кулаков.
 Кому-то в голову пришла мысль о том, что дети за  родителей  не  отвечают.
   Мой прадедушка, будучи в  преклонном возрасте, мог остаться, но не захотел  и тоже  поехал в ссылку.
    Ванюшку,  так мама называла своего старшего брата, забрали в армию, он попал на войну,  да  так и не вернулся.
    А  моя  бабушка, с грудным ребенком,  9 летней  девочкой- Марусей ( моей  будущей  мамой)
 и стареньким  прадедушкой , отправились  в ссылку.
 Им дали полчаса на сборы, потом они сели в свои же телеги , и , зимой, отправились в долгий путь, 
в еще более холодные и необжитые места в Сибири.
 Весь обоз  ссыльных состоял из женщин,  детей  и стариков. Мужчин всех позабирали.
 Дедушка потом  заболел туберкулезом, и  его отпустили, когда он был уже безнадежно болен.
   Мама рассказывала, что  во время переезда на место  ссылки, кормить грудного ребенка было нечем, 
молоко  у бабушки  пропало  еще в начале пути. Однажды бабушка  этого не выдержала ,
 и когда наревевшись, ребенок уснул, она  развернула его  прямо на  морозе.
 Но ее остановил прадедушка, завернул ребенка и забрал его .
 Девочка   проснулась и стала  продолжать бороться за жизнь.
Поступив очень мудро,  бабушка, взяла мешок отрубей  и мешок картошки в дорогу.  
По словам мамы, это и спасло им всем  жизнь.
 У всех,  кто взял муку,  по дороге ее отобрали, а отруби оказались  никому не нужны. 
Бабушка размачивала в воде эти  отруби, заворачивала в тряпочку и давала сосать ребенку,
 этими же отрубями питались  в дороге и остальные.   
     Когда обоз добрался до места ссылки , то там не оказалось никаких строений.
 Их привезли и  просто выгрузили всех  в тайге в снег, где-то на Ангаре, и оставили на выживание.
Земля была мерзлой, приходилось сначала  оттаивать  ее кострами , а потом только можно было рыть землянки.
 Мне  даже трудно представить, но женщины и дети, валили деревья, копали мерзлую землю и  строили землянки,
 корчевали пни,  раскапывали   целик ,  строили бараки……
      Бабушка работала на основных работах,  прадедушка оставался с ребенком, а 9 летняя  девочка
( моя мама), как только появились первые проталины, ходила по лесу и собирала всякую траву.
 Каждый день она приносила  немного   лесного лука, чеснока, черемши.
 Она собирала капусту на скалках, рвала лебеду, щавель, крапиву, позже собирала грибы и ягоды.
 Началась повальная цинга, а этот  маленький пучок зелени,принесенный ребенком,  спас  их семью от этой беды.
  Варили суп из лебеды  и крапивы с отрубями . Сохранили очистки от картошки и весной их посадили.
 Земля была плодородная ,  и выросла очень хорошая картошка.  
За лето построили несколько бараков и переселились в них  из землянок.
 И  хотя, в одном помещении находилось несколько семей,  где каждой был отведен отдельный угол,
 все же жить как-то уже стало можно.
   Но издевательство над людьми  на этом  не закончилось. На их месте решили организовать леспромхоз.
 Снова их  всех подняли с места, посадили в телеги  и перевезли  на  другое  место в тайге.  
 И  им  все пришлось начинать сначала: от землянок - до бараков,  правда голода уже такого не было. 
 Многие  все-таки  все это выдержали, ибо люди там все собрались очень работящие, стойкие и  крепкие.
    Позже  началась организация колхозов  ,образовалась ферма.  Бабушка стала работать на ферме,  мама помогала ей. 
 На ферму вставали очень рано. Однажды бабушка  с мамой  ушли на ферму и оставили на плите недожаренную рыбу.
 Мамина сестренка оставалась дома одна,( ей было уже лет пять) ,  и  проснувшись, она наелась этой рыбы.
 У нее случилась дизентерия , и когда бабушка вернулась, было уже поздно, спасти ребенка не удалось.
 Мама,  вспоминая это говорила: « Ну надо же такому случится, столько перенесла, выжила в таких тяжелых условиях, а тут уже и молока  вдоволь, и хлеб,  и картошка, и  другие продукты, появились, а она вот  так глупо умерла».
 Мой  прадедушка  тоже умер в ссылке . Там же умер и дедушка от туберкулеза,  совсем немного пожив еще  с семьей.
    Потом была  амнистия и все стали возвращаться в родные места. 
К тому времени разрешали уже держать свое хозяйство . Многие обзавелись коровами и оставить их не захотели.
 Наделали больших лодок, соединили их по две вместе для устойчивости, и погрузив домашний скот,
  стали сплавляться вниз по Ангаре. 
Мама рассказывала, что дорогой их захватила сильная гроза. Молния попала прямо в  одну из лодок  и убила корову.
 Всю  жизнь после этого случая мама боялась грозы.
 Возвратились  они вдвоем: моя мама и бабушка.  
Тетя Таня,   к тому времени,  вышла  замуж и переехала жить в поселок  Раздольное.  
Туда-то и приехала моя  мама, уже,  будучи взрослой, вместе с бабушкой. 
 Благополучно добралась и корова, которую мама всегда называла -кормилицей.
 Это был наверное 1938 год или 39, а в 41году началась  ВОЙНА с немцами.
 Поселок Раздольное  был шахтерский , там добывалась медная руда.
 С начала войны,  шахта стала сразу объектом военного значения,  
и на шахте существовал суровый режим военного времени. В этой шахте и проработала мама всю войну. 
 Носила буры шахтерам, отгружала пустую породу: работала в самом вредном для здоровья месте.
По долгу, здесь,  в шахте не работали. Защитных средств не было, пыль была очень вредной,  
и  у шахтеров  возникало заболевание легких- силикоз,  от которого  люди умирали.
   Мой  отец  тоже работал в войну в шахте - мастером . Они там познакомились и полюбили друг друга.
 Папа  сумел  « вытащить»  ее из забоя и поставить работать на «клеть», поднимать шахтеров.
 Это спасло ей жизнь , ибо  она  несколько раз уже теряла  сознание прямо в шахте, у нее уже были все заболевания  сердца и образовалось  большое  пятно в легких, которое осталось  у нее на всю жизнь.
   Однако жизнь, даже в таких неимоверно тяжелых  условиях, продолжалась. 
 Мама вышла замуж  за моего отца,  и летом   44 года родилась  моя  старшая  сестра.
 Маму  отпустили  в декретный отпуск на девятом  месяце беременности. 
 Нормальных покосов близко  не было,  и мама каждый день забиралась на гору, и,  где  серпом , где руками,
 рвала  траву и вязанками спускала с горы.
 Она  одна,  на последнем месяце беременности, смогла   заготовить  целый  большой  стог сена,
которого хватило  корове на целую зиму. После рождения ребенка, она  через неделю, снова увышла на работу в шахту. 
 Правда,  в  войну они не голодали. Они получали  паек,  а так же  свой огород, корова и другое домашнее хозяйство, 
помогло им пережить войну, но работать приходилось очень много, мне даже трудно  это представить.
  Уже после войны , появилась моя средняя сестра, а потом и я, поздний ребенок, которого мама уже не хотела .
 Но отцу,  кто-то сказал, что родится мальчик, и  ребенка оставили. Так  появилась на свет,  третья  в семье, 
  папина  самая любимая дочка, то  есть я.
  Интересно, прочитала в книге об именах, что имя Галина, часто дают  девочкам, 
если хотят и ждут – мальчика.  Была этим  очень удивлена.
   Через год после моего рождения, шахта закрылась, а шахтеры стали переезжать на новый рудник в Хакассию,
 в шахтерский поселок  Майна. Туда же переехала и наша семья.
 С   нами поехали дедушка и бабушка, родители отца, которые потеряли на войне двух сыновей. 
Нам   выделили участок под строительство дома  на берегу Енисея, где на улице Набережной стояло  тогда,  всего  4 дома.
на этом участке родители и   построили  небольшой деревянный дом, 
  в котором мы все потом  и жили, на мой взгляд, счастливо. 
 Папа любовно называл меня  Галюк, когда сердился, обзывал  «Шабалдой  бестолковой»,
 и, брал  везде с собой, что мне  очень и  очень  нравилось.
 Родители не  любили рассказывать о всех своих тяготах  прошедшей жизни, 
это  отдельные обрывки маминых рассказов , которые я попыталась собрать в кучу.
  Удивительно, что столько пережив, мои родители оставались добрыми, веселыми, жизнелюбивыми и заботливыми.
 Не было того, чтобы они не умели сделать своими руками.
 Наша жизнь гармонично вплеталась в окружающую нас природу, и мы сполна пользовались ее дарами.
 Здесь прошло мое замечательное счастливое детство, моя юность и часть взрослой жизни, 
но всего лишь маленькая часть. 
Не знаю уж, так жизнь моя сложилась , или во мне сидит охота к перемене мест, 
но меня одну, из нас троих , как оторванный листок, носит по свету.
 Жажда побывать там, где ты еще не был, увидеть то, что не видел, почувствовать то, что раньше не ощущала, 
 владела мной с детства и сидит она во мне  до сих пор.