Сегодня дождливый на улице и на редкость ленивый у меня день. Сижу читаю всякое тут и там, помокла в лесу немного да и обратно.
Инна напомнила мне о коммунальном житье. Житье коммуной. Толпой. Группой. Объединённой как-то чуть не юридически, а не самостоятельными соседями.
Это вывод, к которму я пришла после всех наблюдений за деревенскими жителями - новыми и давешними, - и воспоминаний о бабушкиных деревнях.
Жить в деревне надо коммуной. Какого минимального количества - затрудняюсь ответить.
Надрывающиеся от физической работы семьи из 1-2 взрослых и 1-2-3 ребёнка - обычное дело, которое я увидела.
А, история!

Семья Лапиных, назовём так, папа, мама, оба до 30 лет, доча 1,5 года, заинтересовали меня пчёлами и вальдорфскими праздниками. Живут они в конце деревни, добрых полгектара земли.
Я кратенько.
На праздники меня не звали. Ну ладно, что уж, свои правила. Я расспрашивала некоторых, подругу, назовём её Кирой. Она пояснила, что Вера очень готовится к праздникам и желает проводить их для тех, кому нужно и интересно. И непременно в обмен на помощь. Деньги - зло.
После одного памятного праздника, когда готовили на десяток семей, а пришло чуть не тридцать, поели, поиграли, побросали и ушли. Некоторые сказали, спасибо, здорово, некоторые попытались заплатить денег, кои были отвергнуты, некоторые помогли убрать.
После этого праздники стали закрытыми - строго по списку.
![diablo ]:>](https://filens.info/forum/Smileys/default/aq.gif)
Дела распределялись.
Как-то в попытках попасть на праздник попала я чистить жердины орешника от коры. Почти свежие. Пришла я, а там пяток женщин с ножиками, шкряб шкряб за разговорами... А жердей - горища просто.
Я чуть пошкрябала для виду, моя лень взбунтовалась, да и опыт очистки коряжек от коры подпихивал в бок - ну скажи, скажи им, как проще!
Да и не очень понимала, зачем для изгороди их чистить, ну да дело личное.
Хмм.... коротко вряд ли выйдет. Ибо - история! терпите.

говорю, бабоньки-девоньки! Их надо в речке на сутки замочить, вот она тут же и пологий склон! А потом ножичком поддеть - и вся кора ровнёхонько слезет! А так - одни шкобрёжки да заусеницы, ну как детки ваши ещё занозу посадят стыдно скзазать, куда!
А там делов будет на час на всю охапку, а так мы с вами и за неделю не справимся.
Воцарилось молчание и тишина от трудовых звуков. птички, ветер в листве.
Переглядывание разное и движение бровей и губ.
Хммм... думаю я. Сейчас улыбнутся и воскликнут...
- Нет! - строго сказала Вера, - Надо так.
- П-п-ппочему..?
Отвернулись и стали скоблить дальше. Я додрала свою жердину ровненько, без заусениц, положила и говорю:
- Пойду я. Пока, увидимся.
Ну трудно мне бессмыслицу трудоёмкую практиковать.
Они едва справились за неделю, бросая домашние дела и поругиваясь, кто будет же уже праздник готовить.
В день праздника я была у Киры, где бывала часто. Помогала ей там и сям, болтала, ибо её муж ругался, если я у них без дела сидела, отвлекала Киру от домашних забот.
- Чего, - говорю, - срочней сейчас, я скоро пойду.
- Вон, погладь, если можно - кивнула она на кипу красных прямоугольных тряпиц. Она вежливая. - Это плащи.
- А. А! А-ааа! - для праздника, догнал меня аха-эффект.
Погладила, вижу верёвочки сплетены из вязальных ниток (!) и соответствующая подвёртка на плащах.
- Продеть?
- Ну да... Если успеешь... Было бы здорово.
Их там штук 20. Я поскребла ленивую голову, соотнесла количество с через_полчаса_выходить_а_ещё_пирог_допечь_трав_на-чай_собрать_и..и...и...и,
нашла проволоку, согнула на конце крючком и быстренько во все вдела.
- Во у тебя голова работает..., - снова сказала она. Она так часто говорила, когда моя лень побеждала трудолюбие.
- Ага, - откликнулась я, доставая пирог и соображая, как его, горячий и рассыпчатый, туда переть вместе с плащами, которые_бы-не_помять, салатом в деревнной миске (нельзя ж пластик), яблоками и квасом. Обвешавшись на манер человека-оркестра всем скарбом, выдвинулась вперёд с её трёхлетним сыном, ибо ему по пути много дел сделать, а время, а принуждать не моги...
В общем, уговорили они пустить меня на праздник, перечислив мои труды и заслуги.
Гости собирались, такие нарядные, степенные, красивые, с детьми, на лужайке, картина! Кто-то знакомый - о, привет! И ты! И я.
Началось представление. Мне не очень, да и не все дети увлеклись. Зато испытания по спасению дракона взбодрили побольше людей. Полазить там-сям, весело немножко.
Потом ещё действо, как раз с плащами. Меня, как напрошенную, Вера то тут то там просила помочь. То подержать, то принести, то яблоки подавать рыцарям, то почистить, то прибрать. Я набегалась и хотела есть уже двано. Но рано, не по регламенту. Плащи пригодились в количестве 5 штук и те вскоре были брошены и испачканы.
были и хождения по углям и стеклу, некоторые игры. Но я устала. Игры я люблю, но тут как-то всё уже меня мало радовало. И быть всё время на подхвате в режиме приживалки утомляет тоже. К тому же оговорённое количество помощи (помыть посуду вечером) было далеко, а это "по мелочи" уже достало.
Когда я домыла последнюю тарелку, с трудом сдерживая выражения, отец семейства горячо благодарил меня, прямо вот очень искренне.
- А то обычно это я, Вера ж дочку спать укладывает.
ЫЫЫмм.. - подумала я. Он с пяти утра на полгектаре впахивает, там порядок везде, огород, деревья, дом.
И у калитки, уже в ночи, оба вышли провожать меня, последнюю, и говорят наперебой:
- Ир, такое впечатление, что ты нас боишься.
- Да. Здороваешься только, а не зайдёшь никогда.
- Да я.. - начала я, подыскивая слова.
- Мы ж добрые! Будем рады тебе. Ты заходи, не стесняйся! - вот тут будет капсом - У НАС ВСЕГДА ЕСТЬ, ЧЕМ ПОМОЧЬ!

Без истории это было бы не так колоритно, правда ведь, дочитавшие?
Я издала многозначный звук, порадовалась темени, скрывавшей выражение моего лица и рыськом к дому через полдеревни, а то в шорты с футболкой поддувал свежий ночной ветерок.
Праздники - это очень хорошо. Нужно собираться всем, играть, петь, вспоминать забавы давешние, не то чтобы очень древние, но хоть какие-то! Это много, прекрасно. Ну хоть бы малой кровью же... не из последних сил и потом всем эти праздники предъявлять.
Соответственно, мало кто желает организовывать. И все хотя просто прийти, принести пирог или квас, повеселиться и уйти.
Как это делали в старину, интересно? Мне кажется, всё было как-то проще, быстрее и как бы ... в соотвествии с имеющимся. Или не знаю. Сил было больше у всех.
Жизнь этих людей и многих там, живущих "своим хозяйством" - бесконечный тяжёлый труд и решение проблем. Да, у многих так ив городах, но там как-то.. Тот случай, когда каждая минута на счету.
=====
Так вот, коммуна. Слово бы другое подобрать.
Я увидела, что все считают, будто всё "по-дедовски" надо делать самим - и дом чинить-ставить, и забор, и прясть и ткать, и косить и сено собирать, и сапоги чинить и миски деревянные строгать, и по металлу и по дереву, и красить и крыши крыть. И где-то денег добыть на налоги, бензин, телефон и интернет и прочее.
И всё - по максимуму - детей на руках добаюкать, посуду - горчицей и содой и золой, огород вручную.
Никто не справится и не справлялся сам - вдвоём! - со всем. Жили в домах по 4-6 взрослых и детей несколько, все при деле. С малыми детьми бабки, с козами деды, крышу - всей деревней, сено - тоже толпой, сапоги - сапожнику, топор - кузнецу, кур кормить, по огороду по мелочи, ягоды собирать - дети.
И гораздо более простой быт - без автомобилей, телефонов, миксеров и пылесосов, которые тоже требуют внимания. Сделано что - на десятилетия.
И другое общество. Где отправил сына в школу в соседнюю деревню, а там если что и покормят и ночевать пристроят, спокоен. Это прошлый век даже, родителей моих детство.
Мы сами! Что это - сложно сказать, не то гордыня, не то смелость, не то новые люди индиго.
А собраться, договориться, поделить общие дела. Это - сложно.
А мне кажется, решение - в этом.
Пока писала историю, на теорию сил не осталось
