Лье активно возмущался темой Большого спектакля, и даже внутренне протестовал против него, но вот вопрос "А где НЕ спектакль" - остался висеть там, где висел.
Народ тоже радостно поддержал идею "театра и кино", и это тоже понятно... но в таком случае, господа уважаемые, где Реальность?
Да мы знаем, что постановка - это фейк...
Короче, я к тому, что в этом мире вообще нет никаких фейков - все происходящее - это единая сложная структура реальности. По разному интерпретируемая и обозначаемая в зависимости от уровня просмотра.
Лье не про то, что "фейки существуют в реальности" и не про поиск некой абсолютной "НЕ-спектакль" Реальности с большой буквы Р. Вы упорно тащите суть в дебри, которые Лье как раз и критиковал - в бесконечные семантические игры внутри самой системы представления.
"Фейки в реальности?" Ну конечно, кусок текста, картинка, видео - они физически существуют, как существуют декорации в театре. Но Лье-то не об этом! Он о том, что мы не знаем и не можем легко узнать, что перед нами декорация (фейк) или стена реального здания (факт) в том самом глобальном медийном потоке. Система выдаёт готовый спектакль со всеми атрибутами "реальности", но сам исходный факт тонет в сфабрикованной гиперреальности, и его истинная природа (было/не было, как именно было) становится неважной и непроверяемой для потребителя.
Миша, ты говоришь "театр - фейк, и мы это знаем", но мы-то НЕ знаем, где там театр, а где реальность, потому что машина представления работает на сокрытии этого различия, выдавая симуляцию за факт. Разницу чувствуешь? Лье - о тотальной подмене и невозможности докопаться до оригинала в условиях этой фабрики смыслов.
Валера, "Где Реальность?" – это прекрасный, глубокий, философский вопрос... который абсолютно бесполезен в контексте того, о чём кричит Лье. Он не метафизику разводит! Он о банальном, грубом, структурированном вранье, возведённом в систему глобального масштаба. Его "реальность" - это не какая-то запредельная сущность, а просто то, что произошло на самом деле, факты без прикрас и фабрикаций. Его "спектакль" - это не мистический Вселенский Театр, а конкретная технология манипуляции, когда заинтересованные группы конструируют и распространяют непроверяемую или откровенно ложную конструкцию, которая вытесняет факт. Его боль - не в отсутствии Абсолютной Реальности, а в том, что мы, как общество, потеряли инструменты и даже волю отличать сфабрикованный шаблон (ложь, фейк) от описания реального события (истины) в ежедневном информационном потоке. Мы не выходим за рамки спектакля, потому что система яростно подавляет саму попытку усомниться в её исходных данных. "Где реальность?" - спрашиваешь ты? А Лье тебе отвечает: она должна быть там, где факты, но система подменяет факты их симулякрами, и мы, погружённые в спектакль, даже не пытаемся эти факты искать, довольствуясь готовой "истиной" от машины представления.
Лье не злится на существование театра как явления - он бьёт тревогу о том, что мы больше не можем отличить театр от жизни в ключевых,
формирующих наше сознание и действия аспектах и что этот театр стал самодовлеющей, самовоспроизводящейся системой вранья, где ложь ссылается сама на себя, создавая иллюзию достоверности. Вот и весь его "простой посыл" без философских завихрений. Реальность (факты) существует, истина (описание фактов) возможна, но система делает всё, чтобы мы не видели первого и не искали вторую, заменив их готовым продуктом своего спектакля.