Если Внимание уже на что-то обращено - значит, это что-то чем-то в тебе уже "зацепилось"
Ну, тут масса возможностей благодаря нашей физической зоне восприятия (Запах, звук, видимый спектр света, осязание, и т. д.), а так же эмоциональной/чувственной, мыслительной.
И лишь при обращении внимания - идёт полное "узнавание"
Да, и вот тут, мне кажется есть два пути: подгон под известные описания/ярлыки, или же изучение нового неизвестного явления/процесса/чего-либо.
Но в совершенно незнакомом предмете Вниманию просто не на чем остановиться.
Напротив, это знакомое можно классифицировать, и закинуть на нужную полочку. А вот когда возникает множество вопросов, все они требуют поиска ответа. На что уходит больше внимания, на приготовление привычного блюда, или на приготовление блюда по новому рецепту? Мне кажется второй случай. Иначе бы мы никогда не совершали обыденных действий на "автомате".
Это как туман, наверное - пока он белесый и однородный - взгляд блуждает по нему, взгляду не на чем остановиться..
Кстати, классное сравнение. Оно как раз описывает оба способа восприятия. Т. е. взгляд блуждает по туману, изучает его до тех пор, пока не встретит знакомых очертаний. Тут он "узнаёт" похожесть, кладёт силует на нужную полку и успокаивается. Только в тумане ещё много чего осталось не воспринятого, да ещё и силуэт вполне может оказаться не правильно "классифицированым".(ну это второй способ интерпритации примера, впротивовес первому, в том сообщении).
И тут есть ещё одно замечание по интересу. Интерес, это ведь датчик отдачи внимания. На что-то не интересное мы тратим меньше внимания, чем на интересное. И можно использовать его "из картины мира". Определяя интересное смыслами входящими в неё. А можно направлять интерес на всё, что в эту картину не входит. И тогда интересны будут не силуэты и очертания, а туман, потому как в нём нет ничего знакомого.
Но и хороша практика удержания Внимания на уже привычном.
Которое окажется вдруг и не таким уж привычным и изведанным)))
А вот это уже как раз и есть удержание внимание на неизвестном(один из способов). Когда мы ищем способы проделать уже знакомые действия совершенно иначе.
когда мы были детьми, мы воспринимали мир, который ещё не описан, в нём мало что было знакомого. А вот по мере увеличения описаний, мир становится всё уже и "правильней". Способный встать в рамки картины мира.