ЖИЗНЬ СИБИРСКИХ СТАРОЖИЛОВ. ЧАСТЬ VI.
СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
«ОБЩЕСТВО».
Сибирская община имела ряд специфических функций.
Она представляла собой замкнутый мир полноправных граждан «своего» сообщества. Община коллективно противостояла внешнему миру государства и переселенцам. Община защищала интересы своих членов, но в то же время, отвечала на условиях круговой поруки за исполнение повинностей перед государством.
Община выступала коллективным пользователем государственной земли и наделяла землей крестьян-общинников, защищала границы земельных владений в споре с соседними общинами.
«Благоразумные крестьяне, рубя на свои нужды древесные породы, оставляют кедр как плодовое дерево… Кедровые рощи в течение лета берегутся не только от пожаров, но от того, чтобы кто-нибудь из своих или чужих не испортил дерева… и сбор кедровых орехов существует на общинных началах».
В общине были тесно увязаны права и обязанности крестьян. Община здесь не только не препятствовала росту зажиточности, новым «заимочным» запашкам, но и поддерживала немощных, убогих, сирот, помогала при пожарах, стихийных бедствиях, неурожаях.
Полноправие старожилов, самоуправление, высочайшая требовательность общины к человеку, высокий статус женщины, высокая активность в делах сообщества, коллегиальное утверждение решений были следствием особенностей крестьянского мира Сибири.
В русской общине Европейской России, несмотря на внешнее единомыслие, постоянно тлел конфликт между личностью и коллективом. Община в Европейской России подавляла «бунт личного» через развитую «мирскую» систему самоуправления. При этом отдельные члены данного сообщества с ярко выраженным «Я», вступая в конфликт, пытались обрести экономическую, духовную, правовую независимость. Отток крестьянского населения из Европейской части России в Сибирь, стал основой формирующегося сибирского крестьянства.
Практически не отмечались случаи массового коллективного переселения всей общиной или селением. История освоения территории за Уралом доказывает, что была, в основном, индивидуально-семейная форма переселения в Сибирь.
В 1886 г. в с. Комском Балахтинской волости из 178 мужчин, имевших право голоса на сходе, было: Ананьиных - 60, Кирилловых - 40, Ростовцевых – 28, Черновых – 12, Сиротининых – 11, Спириных – 11, Юшковых 9 человек; и только 7 мужчин не входили в данные семейные «корпорации». Нельзя забывать при этом, что большинство семейств за многие десятилетия породнились на основе брачных связей.
…Ведущее место занял индивидуализм. Об этом писал А.П. Щапов: «Каждый живет особняком, коллективное начало малоразвито». Это стало основой ярко выраженного соревнования-конкуренции между домохозяевами в труде, поведении, обустройстве усадьбы, во внешнем виде домочадцев. В условиях соревнования-соперничества в сибиряках вырабатывались «удивительная выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах и мужество в опасностях».
Сибиряки делили мир на «старожилов» и «российских людей», а также на «своих» и чиновников. Крестьянский мир замыкался в себе под давлением властей, и община не случайно в Сибири называлась крестьянами «общество».
Общины по структуре были как простые, в границах отдельных деревень, так и сложные - из нескольких селений. Но и в сложной общине в каждой деревне было свое самоуправление, делегировавшее представителей в органы всей общины.
«Общество» полноправно распоряжалось государственной землей в границах владений. Долгое время «общество» лишь констатировало размеры земельных владений домохозяев, которые зависели только от трудовых возможностей семьи.
В конце XIX в. государство определило надельную норму в 15 десятин на мужскую душу. Наделы на душу мужского пола полагались с 17 лет. Однако каждый крестьянский двор имел и так называемые «заимочные» земли - пашни, поднятые трудом предков.
Земля в Сибири продавалась, но только возделанная — скорее, здесь продавался вложенный на ее освоение труд. Одновременно при продаже пашни к другому владельцу переходили обязанности по уплате повинностей, и от этого не проигрывали ни государство, ни «общество». До конца XIX в. существовало беспередельное землепользование-владение. И до нашего времени повсеместно в Сибири поля, урочища, лесные угодья, лога так и называются по имени крестьян-общинников.
«ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ».
Сход членов общины, «общественное согласие», был высшим органом «общества». На сходе все старожилы были равны в правах, но наибольшим авторитетом пользовались мудрые, высоконравственные, талантливые в землепашестве крестьяне. На сходах избирали должностных лиц, заслушивались отчеты «выборных» лиц, финансовые отчеты, утверждалось налоговое обложение домохозяев, разрешались споры и тяжбы между крестьянами. Здесь наказывали за нарушение нравственных норм, традиций, за мелкие преступления и т. д. Сельский сход обычно собирался 10-16 раз в год, и чаще зимой, чем летом.
Выборными лицами «общества» являлись - староста, окладчики, счётчики, рассыльные, челобитчики, сотские, десятские и др.
Из «Приговора» сельского общества д. Дрокиной Заледеевской волости Красноярского округа мы узнаем, что в 1819 г. «для смотренья чистоты и опрятности дворов и улиц… из женщин выбрали Анну Иванову Быкасову, которая поведения доброго». В д. Емельяновой выбрали «Настасью Яковлеву Орешникову поведения добропорядочного и означенную службу нести способна». В д. Устиновой «выбрали в смотренье чистоты крестьянскую жену Василису Тимофееву Голощапову…».
Выбирая должностное лицо, сход давал характеристику, мотивирующую данный выбор, например, «... поведения хорошего, в дoмaшнем хозяйстве рачителен, в хлебопашестве искусный, штрафах и наказаниях не бывал и возложенную на него должность исправлять может». «Поведения хорошего, имеет домообзаводство и землепашество, женат, в штрафах и наказаниях не был».
По окончании срока сход благодарил за честное и добросовестное исполнение обязанностей и выдавал аттестат:
«Вел себя добропорядочно. Представлял и сдавал деньги исправно. Предобижденьев ни от кого не принимал и никому не чинил, и жалоб на него ни от кого не принесено, поэтому и заслужил себе справедливую от общества благодарность, которого впредь принимать в мирских советах за достойного в чести человека». ( Аттестат был выдан в 1820 г. крестьянину Леонтию Фефелову)
Выбирая доверенного от мира «челобитчика», сход выдавал доверенность: «Доверили утруждать... от лица крестьян нижеследующей покорной просьбой...» Всем крестьянам, выезжавшим по той или иной причине за пределы волости, общество выдавало «покормёжные» паспорта.
ПОВИННОСТИ.
В период расцвета сибирской общины, повинности крестьян-общинников делились на государственные, земские и мирские, а по содержанию - на натуральные и денежные.
Н. М. Ядринцев насчитал в конце XIX в. у крестьян Минусинского уезда около 20 денежных и 11 натуральных повинностей.
В общем выражении наибольшей была сумма мирских сборов. К натуральным повинностям относились ямщицкие повинности, выделение лошадей и подвод, исправление дорог, общинные работы, отопление правлений.
Общество оплачивало исполнение служб сторожам, караульным, смотрителям и т.д. Из мирских сборов осуществлялось содержание «немощных»; часто сход, не унижая достоинства человека в случае инвалидности, сиротства, умственной неполноценности, назначал их на посильные им службы с со ответствующей оплатой посыльными, пастухами, сторожами.
Налоговое обложение осуществлялось чаще всего по принципу учета трудовых возможностей хозяйства. Тягловые души делились на 3 разряда: «бойцы», «полубойцы», «неимущие». При этом «неимущие» по причине старости, болезни, одиночества освобождались полностью или частично от податей с перекладкой их доли на «бойцов».
По подсчетам историка В.А. Степынина, на крестьянина-«бойца» Енисейской губернии в конце XIX в. приходилось в год денежных повинностей до 28 руб. 32 коп.
В сибирской общине права порождали обязанности. Если домохозяин желал иметь большие наделы, дополнительные покосы, лесные деляны, то получал их с условием увеличения повинностей. По свидетельству современников, крестьянин-старожил гордился званием «бойца» — полного налогоплательщика, т. к. это было выражением его самодостаточности, зажиточности и высокого статуса при решении мирских дел.
На мирские средства община строила церкви, школы, оплачивала учителей, содержала детей крестьян в учебных заведениях в городах.
ПРИЧИСЛЕНИЕ К «ОБЩЕСТВУ».
Новых членов община принимала на основании решения схода. Переселенец определённое время жил в селении, пользуясь всеми общинными угодьями, «рыбными местами», ягодниками, лесными угодьями. Начиная обустраиваться и заниматься землепашеством, переселенец должен был проявить себя в труде и поведении с положительной стороны. Если «общество возжелало» причислить его в состав «своих», тo составляло приговор:
Мирской приговор
Мы, нижеподписавшиеся, Енисейской губернии Ачинского уезда Ужурской волости деревни Соксинской крестьяне, не бывалые под судом, будучи на мирской сходке, учинили сей приговор 1876 года марта 28 дня, о приеме Захара Васильева Власова 24 лет с женою Анной Филипповой 21 года и рожденными… Авдотьей 4 лет, Марией 1 года и матерью Феодосьею Матвеевой Власовой 70 лет в среду нашего общества. Казённый крестьянин Захар Васильев Власов, проживая в нашей деревне, ведёт себя прилично, под судом не был, завел себе домообзаводство…Приговорили: принять в среду нашего общества на всегдашнее жительство».
За причисление в «общество» крестьянин-переселенец платил:
1. За приемный договор 30 руб.
2. Угощение общества 7 руб.
3. Почтовые и гербовые расходы 3 руб.
4. Общественникам и старосте 3 руб.
5. Сельскому писарю за прошение 3 руб.
6. Волостному писарю 4 руб.
Всего: 50 руб.
В данном случае так обходилось причисление к «обществу» в деревне Иджа Шушенской волости. Минусинского уезда Енисейской губернии. Община принимала новых переселенцев прежде всего в случае достаточного количества свободных земель. Но на рубеже XIX—XX вв. государство стало обязывать принимать в общину переселенцев принудительно, особенно если обнаруживались излишки земель сверх 15-десятинного надела на душу мужского пола.
ОТНОШЕНИЯ В «ОБЩЕСТВЕ».
Сибирская деревня жила в условиях сосуществования личных и общих интересов.
При вынесении решений по конкретным вопросам сход руководствовался более традиционными правилами, «неписаными законами» дедов, нормами совести, морали. Государственные законы и распоряжения воспринимались с недоверием, как попытка вторжения в права их мира.
Очень красноречиво об этом свидетельствует документ: Приказ Минусинского земельного исправника Жербатскому сельскому старшине N 1447 от 11 апреля 1860 года. «Мерзавец ты старшина! Если ты через сутки не доставишь ко мне предписанием моим от 8 числа генваря сего года за N 115 требуемой ведомости о постройке домов и прочем, то за истребованием ведомости послан будет нарочный за прогон на твой счет».
Общество сурово осуждало и наказывало тех, кто допускал правонарушения. Обществу даже разрешалось осуществлять определённые судебные функции. Это касалось разбирательств о мелких хищениях, потравах посевов, о разделе имущества, хулиганских выходках.
Родственники обвиняемого не могли выступать свидетелями.
В системе наказаний особое место занимали штрафы. Наказывали так же «мирским начётом», заключением в «кутузку» («чижовку») на хлеб и воду, а в качестве крайней меры отлучали от «общества».
В решениях конкретных дел находим такие «предрассудительные» поступки: предерзость в миру, непристойность, поношения, пьянство, распутное поведение, похабство, тяжбы, а также отрицательные характеристики — «не дельный человек», «кляузник на суседа», «не уважает общество».
Современники отмечали, что преступления в сибирских селениях были крайне редки. Чаще встречаются различные «тяжбы» крестьян, и при этом сход всегда старался крестьян друг с другом примирить. Часто бывало принято решение «примирение запить совместно вином».
Общественное мнение сурово осуждало тех, кто дебоширил в семье, кто слыл лентяем, неуважительно относился к старшим. Сход наказывал и за порубки леса, за нарушение противопожарных мер, за унижение личности и оскорбление сообщинника.
Особо осуждалось нарушение общепринятых правил ведения хозяйства, затягивание сроков сельскохозяйственных работ и прежде всего затягивание жатвы хлебов. Порицали тех, кто нерадиво относился к скоту, к порядку и чистоте в доме. Таких общинников ждало и порицание, и насмешки, и едкое прозвище. Традиционно не «в чести» было высокомерие, заносчивость, сквернословие, грубость и несдержанность, неряшливость в одежде.
За постоянное, циничное нарушение общепринятых норм и правил поведения «общество» вынуждало человека покинуть деревню. Впрочем, люди, стремящиеся к вседозволенности и «поиску шальных денег», оторвавшиеся от семьи и дома («выродки»), сами с легкостью уходили на прииски мыть золото, на тракт или в город. Но подобное происходило крайне редко: крестьянский мир был достаточно мудр и терпелив в воспитании традиционных устоев в человеке с раннего детства.
Мир коллективно учил уважать стариков, почитать их мудрость, учил уважать другого человека и принимать его таким, каков он есть. «Общество» снисходительно относилось к «чудакам и чудачествам». Община всегда выступала на защиту «своего», если угроза или обида шли извне - от чиновника, или от переселенца-лапотошника.
Общину сплачивали совместные праздники — «съезжие», «храмовые» и «кануны». Все религиозные и мирские праздники отмечались сообща, обильными угощениями, совместными «гулеваниями». Многолюдными и весёлыми были сельские свадьбы, масленичные катания на горках-«катушках» и катания на «тройках» с бубенцами.
«Общество» всем коллективом провожало в последний путь умершего человека, поддерживало родственников в трудный час. Посещение «могилок» в Родительский день выливалось в Сибири в единение одной большой семьей...
* * *
Соотношение городского и сельского населения в Сибири: (1847 г.)
Тобольская губерния 1 : 14,3
Томская губерния 1 : 14,2
Енисейская губерния 1 : 12,6
Иркутская губерния 1 : 10,6
Один исправник жаловался в письме к губернатору на «пагубный разврат» крестьян-общинников в селениях Минусинского уезда. Его поражало то, что «здесь крестьянки носят драповые кофточки последней парижской моды в 35—40 руб., башмаки рублей в 8, лакированные калоши…» и просил принять меры.
Земельные права и отношения в общине (Казачинская волость Енисейской губернии. 70-гг. XIX в.)
«Усадебная земля никогда не переделяется, всегда остаётся в потомственном владении. Раздела пахотной земли почти не происходит, но при этом община занимается наделением пахотной землей новых «душ», достигших 17-летнего возраста.
При выходе крестьянина из общины он теряет право на свою пашню. Отдать землю в аренду на один год дозволяется, но если более, то нужно на это согласие общества...
Названий собственности владений в народе нет, кроме расчищенной под покос или пашню земли, которая называется заимкою... Заимка для пашен в Сибири считается собственностью... Новые члены, приписанные к обществу по приёмному договору, наделяются равномерно с прочими членами, а также пользуются правом в лесе на постройку зданий... При выходе крестьян из общества земля остаётся в пользовании общества, которое и наделяет таковой вновь поступившие души...».
«1876 года я, крестьянин из поселенческих детей Енисейской губернии Балахтинской волости д. Игрышенской Павел Васильев Вивчеренко, даю сию подписку в том, что я, будучи принят на воспитание крестьянской вдовой Лукерьей Даниловой Потылициной, желаю быть причислен к ея семейству, т.к. будучи в малолетстве после смерти родителей воспитан ею вместо родного сына, и в том подписуюсь…».
Из жалобы: «Мы, Василий Прилепов, 20 лет и Григорий Аржанов, 17 лет, в пьяном виде и по глупости обрезали хвосты у 14 лошадей крестьян нашей деревни Мойсеевой… Крестьяне… собрали народ до 150 домохозяев, повешали нам на шеи отрезанный конский волос и повели нас с барабанным боем по всей деревне… два раза туда и обратно, барабаня в ведра, останавливаясь у каждого дома и издеваясь над нами, а вся громадная толпа гоготала… Наше посрамление и насмешки… слишком обидны и оскорбительны… вместо отправления к приставу…».
1895 года августа 15 дня мы, Енисейской губернии Заледеевской волости д. Емельяновой государственные крестьяне домохозяева, быв сего числа на сходе, по суду приговорили крестьянина из ссыльных Петра Федорова Кунгурова 31 года… принимая во внимание: в деревне не имеет никакого домообзаводства, никаких определённых занятий, замеченный во множестве худых поступков, занимался исключительно кражами и мошенничествами, вел жизнь развратную, а потому не может быть терпим в среде Емельяновского общества, решили выслать из нашего общества…».
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИБИРСКОЙ ОБЩИНЕ
Крестьянские выступления в Сибири не отличались массовостью, обширностью и выраженными насильственными действиями. Они были направлены на усиление самовластья чиновников. Особый протест вызывали действия властей по ущемлению права на заимочные угодья, ограничение размеров земельных владений общины. Сибиряки препятствовали насильственному водворению переселенцев на возделанные трудом их предков пашни, покосы, выпаса.
На глазах старожилов во второй половине XIX в. шёл быстрый процесс вторжения рыночных отношений в их замкнутый, самодостаточный мир. На бытовом уровне это проявлялось в увеличении тунеядцев, пьяниц, развращении нравственных устоев, ином отношении к «заветам предков». Это, естественно, связывалось с увеличивающимся наплывом переселенцев. Здесь справедливо полагали, что новосёлы должны своим трудом обустроиться, утвердиться и добиться права на сытую, благополучную жизнь. Старожилов возмущали действия властей по предоставлению льгот, безвозмездных выплат, ссуд переселенцам при одновременном увеличении повинностей крестьян-общинников.
Масштабное переселение в Сибирь в начале XX в. еще более усилило раскол мира старожилов и новосёлов. Одновременно зарождается мощное кооперативное движение как форма защиты интересов крестьян от произвола торговцев и ростовщиков.
В начале XX в. С. П. Шведов в журнале «Русское богатство» отмечал, что размеры пашни в Сибири «ограничиваются исключительно индивидуальными силами ее хозяина... Но разница не так давно была не особенно чувствительна, и в общем все жили более или менее зажиточно». Водораздел же между зажиточностью и бедностью проходил не внутри старожильческого мира, а, более, между старожилами и переселенцами.
ЗАЖИТОЧНЫЕ И «МАЙДАНЩИКИ».
Обычным для сибирского крестьянства был высокий уровень благосостояния и зажиточности основной массы сельского населения старожильческих селений.
К 1910 г. около 40% дворов засевали более 10 десятин посева.
50% дворов имели по 4 и более лошадей (в Европейской России только 10% дворов).
Всего же на одно хозяйство в Сибири приходилось к 1917 г. в среднем по 16—18 голов скота (в Европейской России — 8—9 голов). По данным на 1909 г. на 100 жителей приходилось:
лошадей коров овец свиней
Европейская Россия 18 26 34 10
Сибирь 55 70 74 16
Дания 21 87 28 56
Голландия 6 34 15 21
Франция 5 36 45 18
Канада 41 133 48 51
США 25 82 68 57
Как видим, Сибирь занимала первое место по количеству лошадей на 100 жителей, а по остальному скоту была на уровне ведущих стран мира.
Но наиболее примечательной была высочайшая товарность крестьянского хозяйства сибиряков. Нижегородский губернатор А. Хвостов писал в прошении так: «Выход сибирского хлеба на рынки будет иметь своим последствием неминуемое разорение сельского хозяйства средней и южной России и всего Поволжья».
Зажиточность сибирского крестьянина-старожила обусловливалась, прежде всего, трудовыми возможностями его семьи. Здесь большая патриархальная семья могла поднять и обработать значительную по размерам пашню и, качественно обрабатывая землю, получить высокие урожаи. Соответственно этому, семья могла содержать больше скота и обеспечивать высокий уровень жизни ее членов.
В качестве примера можно привести данные о зажиточных, крепких хозяйствах крестьян с. Тасеево Канского уезда (данные середины XIX в.).
Старожил П. Усачев: В хозяйстве 9 работников, взрослых членов семьи; разработано и засевается 32 десятины земли; на подворье 9 коров, 12 свиней, 50 овец.
Старожил А. Агафонов: В семье 18 человек, из них 10 работников; пашня — 36 десятин; на подворье 9 коров, 10 свиней, 50 овец.
Старожил Т. Малышев: В семье 20 человек, из них 9 работников; засевается 32 десятины пашни; в хозяйстве 10 коров, 10 свиней, 60 овец. Когда во второй половине XIX в. в семье Малышевых произошел раздел и сын Емельян отделился, то на семейном совете новое хозяйство получило 6 десятин разработанной земли, 4 лошади, 2 бороны, соху, 2 теленка, 4 коровы, 3 свиньи, 15 овец и даже таежное охотничье «ухожье».
Зажиточная семья из 8—16 человек, ведя общее хозяйство, обычно имела на подворье 2—3 жилые избы. Однако встречались и хозяйства, члены которых были связаны не родством, а «побратимством» или «товариществом».
По подсчетам С. Капустина, выполненным в конце XIX в. в Западной Сибири, зажиточный домохозяин получал годовой доход от 1.100 до 1.500 руб. Конечно, этот доход складывался из результатов труда не только членов семьи, но и наемных работников: годовых, сроковых, поденных. Огромную роль для таких домохозяев играли «помочи».
В отличие от крестьянской психологии «великороссов», основанной на неприятии богатства и идеализации уравнительности, сибиряки спокойно и уважительно относились к зажиточности.
Здесь считали нормой уравнение в благополучии, зажиточности и довольствии. Сибиряк отрицательно относился к идее передела собственности. По словам курагинского старожила XIX в. Ф. Ф. Девятова, «зажиточный хозяин, держащий работников, продолжал быть всеми уважаемым человеком...» прежде всего потому, что наёмный труд не был средством «бессовестного грабежа слабосильных».
Труд наёмных работников оплачивался довольно высоко. Бывало так, что сын зажиточного крестьянина работал года два «в найме», чтобы самому заработать на становление домохозяйства, не «утруждая родителёв».
В сибирской деревне были и свои «кулаки-мироеды», но, в отличие от «великорусской» деревни, ими считались не зажиточные крестьяне-земледельцы, а деревенские лавочники, содержатели кабака, ростовщики. По словам Н. М. Ядринцева, здесь их называли «майданщиками» - словом, заимствованным из осторожного жаргона. Они брали хлеб и другие продукты крестьянского хозяйства и давали взамен водку, чай, сахар, другой товар, «ставя их по высокой цене». Бывали случаи, когда разбогатевший крестьянин, начиная заниматься торговлей, В СВОЕЙ ДЕРЕВНЕ торговал «по божеским» ценам, даже в убыток себе, компенсируя убытки в соседних селениях. Он не желал прослыть у себя «майданщиком» и уронить «нравственные начала» перед своими земляками.
СЕРЕДНЯКИ.
К среднему слою относилась основная масса крестьян-старожилов. Обычная «средняя» семья состояла из 4—6 человек при 3 взрослых работниках. Годовой доход такой семьи был в среднем от 550 до 900 руб. Это позволяло иметь до 150 пудов пшеничного и ржаного хлеба, до 50-100 пудов зерна скоту, до 35—45 пудов мяса.
Здесь, в сибирской глубинке, крестьяне часто не имели возможности сбыть выращенный хлеб, поэтому большинство из них вплоть до начала XX в. сознательно ограничивали размеры своего хозяйства. Большая часть продукции шла на личное потребление, но середняки Сибири, продавая излишки урожая, активно приобретали в лавках или в городе такие товары, как зеркала, часы, керосиновые лампы, ткани, граммофоны, обувь, сахар, чай и пр.
Главным итогом года середняк считал стабильность экономических показателей своего хозяйства: сохранение размеров пашни, количества голов скота, сохранение урожайности хлебов, выплату податей «по старинке», покупку определённого набора продуктов, выполнение обязанностей перед «миром».
Для среднего крестьянина наиболее важным было выглядеть в «обществе» не хуже других, иметь возможность принимать гостей на праздники, устраивать «гулянки» и обильно угощать приглашённых гостей, одеваться в «покупные» одежды и содержать выездных лошадей.
Уклад жизни середняков рассмотрим на примере домохозяйства среднего крестьянина с. Курагино Минусинского округа Енисейской губернии. (По описанию крестьянина Ф. Ф. Девятова, корреспондента Российского Географического общества в 70—80 гг. XIX в.)
Состав семьи: отец, мать, хозяин, хозяйка, сын 12, сын 16 лет, 2 дочери, 2—3 «малых детей», 1 постоянный работник или 1-2 сезонных или поденных работника. Всего — 10—13 человек.
В хозяйстве: посев 12 десятин, до 8 рабочих лошадей, жеребята, 3—5 коров, телята: всего около 15 голов. Овец до 20—30 голов, 4—5 свиней, гуси, утки, куры.
Посев: 6 десятин ржи, 3 десятины овса, 2 десятины пшеницы, 1 десятина ячменя, гречихи, проса, гороха, конопли. Отдельно на пашне высажены: картофель, репа, бахчевые культуры.
На пашне одновременно работают на 6 лошадях, в 3 плуга или сохи, 3 бороны. На покосе - 4 косаря, на жатве - 6 жнецов.
На домашнее потребление идет урожай с 3 десятин ржи, 2 десятин овса; с 1 десятины - пшеница, ячмень, гречиха, просо, горох, урожай конопли. На продажу - урожай с 3 десятин ржи, 1 десятины овса, 1 десятины пшеницы. Часть выращенного урожая идет в форме натуральной оплаты – мельнику, за помол зерна, кузнецу - за кузнечные работы, гончару - за посуду.
В год на потребление членов семьи оставляют: по 20-23 пуда хлеба на человека, мяса от 30 до 50 пудов на семью. Крестьяне не садились за стол без пшеничного и ржаного хлеба, мяса - в «скоромные» дни, а без рыбы - в постные дни.
Общие расходы составляли до 240 рублей.
Из них: на свадьбу - 25 рублей, на вино в праздники до 40 рублей, на подати - по 28 рублей на мужскую душу, на церковные нужды и посещение храма до 15 рублей, на оплату труда работникам около 70 рублей и т. д.
Цены этого времени в лавке были следующими:
соль (1 пуд) = 1,30 руб.
чай кирпичный (1 фунт)= 1,30 руб.
сахар (1 фунт) = 40 коп.
рис (1 фунт) = 40 коп.
изюм (1 фунт) = 25 коп.
мед (1 фунт) = 20 коп.
сукно (1 аршин) = 2 руб.
ситец (1 аршин) = 20 коп.
плис (1 аршин) = 40 коп.
2 шали и 4 платка = 5 руб.
1 шапка = 3 руб.
1 пара сапог = 5 руб.
2 пары ботинок = 5 руб.
1 пара сошников = 3 руб.
2 косы-литовки = 2 руб.
подпилок для сохи = 1 руб
2 серпа рижских = 1 руб.
бумага (1 фунт) = 50 коп.
Однако только достатком зажиточных и средних крестьян нельзя мерить степень их благополучия. В сибирской общине не менее важным показателем был высокий социальный статус члена «общества», принадлежность к старожильческому «сословию». Отсюда исходит психология защищенности, устойчивости, надёжности жизни сибиряка.
БЕДНЯКИ: ОТ НУЖДЫ К ДОСТАТКУ.
В сибирской деревне, как и вообще в российской, были и неимущие, «слабосильные», бедные и даже нищие. Но в процентном соотношении их было значительно меньше, чем в Европейской России.
Только вследствие наложения многих причин - гибели кормильца, устойчивого неурожая, падежа рабочего скота, гибели посевов, стихийного бедствия - семья крестьянина могла попасть в разряд неимущих. В данном случае, старожилу оказывали помощь многочисленные родственники, и через какое-то время положение выправлялось.
Но самое распространённое объяснение бедности - пьянство и лень в труде и домашнем хозяйстве. Подобные истоки бедности община презирала.
Лиц, не способных к труду — «убогих», больных и немощных, сирот, община могла освободить от несения повинностей, могла даже кормить за свой счет. Сирот содержали родственники, «крёстные» родители, приёмные родители и т. д. Община строго следила за тем, как опекуны воспитывают и содержат подопечных, оказывала опекунам финансовую помощь.
Из общественного Приговора: «1865 года декабря 17 дня, мы, крестьяне д. Хлоптуновой, Сухобузимской волости, имели на мирском сходе рассуждение, что крестьянин Лазарь Харитонов Замараев волею божею в нынешнем декабре помер. По смерти коего остались жена его Елена Замараева, и дети: сыновья Михайло 9 лет, Иван 1 году, дочери Александра 11 лет, Александра же 8 лет, Мария 6 лет, Настасья 4 лет. Вследствии чего мы постановили… избрать детям опекуном родную мать, которая поведения хорошего и к этой обязанности способна и благонадежна…»
В первой половине XIX в. Пётр Словцов в книге «Историческое обозрение Сибири» писал: «Беспомощные или хворые хозяева скудных семей разъезжали по деревням из дальних мест и останавливались у ворот зажиточных домов. Странник входил с незазорной совестью и объявлял себя христославцем. Тотчас затепливалась перед образом восковая свеча, вся семья от мала до велика становилась в молитвенном положении и со сладостью слушала песнопевца... Старший в семье отсыпал муку, крупу, грузил вместе с другими продуктами на воз христославца».
В любом случае, голода даже среди самого неимущего слоя сибирской деревни не было.
Бывало и так, что человек с физическими или умственными недостатками нанимался «в пастухи», в няньки, сторожем или работником; и только в крайнем случае человек становился профессиональным нищим, собирая милостыню.
Сибирская деревня уважительно относилась, прежде всего, к «домохозяину», независимо от степени зажиточности. Поэтому трудолюбивый крестьянин старался любым способом скопить денег и выйти из нужды. В праздник даже самый последний бедняк-старожил желал выглядеть не хуже других: одеть не домотканую, а фабричную одежду, пригласить одного-двух гостей и угостить их от души.
Бедняк-старожил имел значительно более высокий статус, чем у переселенца, и, уж тем более, у ссыльнопоселенца.
Государство оценивало социальное положение крестьян прежде всего по возможностям уплаты налогов. Документы конца XIX в. свидетельствуют о «самых богатых», «достаточных», «посредственных» и «совершенно не имущих» крестьянах. Но даже если у крестьянина были многолетние недоимки, отобрать землю за это могли только незасеянную.
«Совершенно не имущие» могли попасть в зависимость от «мироедов-ростовщиков», которые возмещали недоимки в счет «сроковой» работы. Общество иногда само принимало решение отдать «праздных» и ленивых недоимщиков без их согласия на работу, на срок выплаты задолженностей.
Подавляющее большинство бедняков были из переселенцев. Прибыв в Сибирь, они, в первые 5-7 лет, были вынуждены наниматься в работники. В Енисейской губернии найм на определенный срок назывался работой «в строку».
Во многих селениях, отмечали современники, встречались богатые крестьяне, которые в молодости по той или иной причине были «в строку», компенсировали долги, затраты на обзаведение хозяйством своим заработком и становились впоследствии на ноги.
Переселенец или неимущий из старожилов нанимался на подённую, сроковую или годовую работу. В летнюю пору работали и на «помочах» за угощение. Все виды работ в сибирской деревне выполнялись за довольно высокую оплату, например в летнюю пору подённая (ежедневная) работа оценивалась в пуд-полтора хлеба.
Годовому работнику платили от 50 до 75 руб. деньгами, одеждой, головами молодняка скота. Договор о найме строго соблюдался. По свидетельству современников, если год был неурожайным, расчёт производился независимо от этого - полностью «по уговору».
Отношения между зажиточным хозяином и работником были сугубо патриархальными. «Сибиряки-хозяева, даже самые зажиточные, выполняют сельские работы совместно с их батраками. К этому побуждает их хозяйственный расчёт. Здесь и желание собственным участием вызвать соревнование в своём работнике и повлиять на интенсивность его работы. Личные отношения между сибиряком-хозяином и работником носят семейный, обоюдно-фамильярный оттенок», - писал в конце XIX в. этнографы В. Арефьев, А. Макаренко. Да и «общество» сразу осудило бы того хозяина, который свысока относился бы к работнику, не кормил его за общим столом вместе с членами всей семьи, отказывал в жилье или помощи его семье.
«Худого работника держать не стоит - от него, кроме убытка, ничего нет, а хороший работник долго жить в работниках не будет - ему достаточно прожить 4—5 лет, и он делается хозяином», - писал Ф. Ф. Девятов. Единичные бедняки, кто не желал заниматься землепашеством и, главное, не мирился с традиционными законами общины, уходили в поисках «шальных» денег и разгульной жизни на золотые прииски или в город.
Слой «бедных» в сибирской деревне не был постоянным. Пробыв в данном состоянии 3 - 5 лет, усердно работая «в строку», обзаведясь своим хозяйством, старожилы или переселенцы уже через 5 - 7 лет выходили в середняки, а их место занимали новосёлы.
В начале XX в. среди переселенцев 17% крестьян были зажиточными, 42% середняками, 41% бедняками, но положение бедняков было, по их собственному мнению, «вдвое, втрое, и даже в 6-7 раз выше», чем бедняков в Европейской России.
Если в Центральной России безлошадных дворов было 33%, то в Енисейской губернии - 10,4%, в Томской - 7,2%, в Тобольской - 9,7%.
В годы первой мировой войны, когда в Европейской России углубился кризис в сельском хозяйстве, в Сибири происходит подъём во всех отраслях. И это несмотря на то, что до 12% мужского населения было мобилизовано на фронт и постоянно проходили реквизиции лошадей.
В эти годы в Енисейской губернии посевы выросли с 614 000 десятин до 706 000 десятин. Если в Европейской России с 1913 г. по 1917 г. валовой сбор зерна сократился на 22,4%, то в Сибири он вырос на 101%. Количество лошадей выросло здесь в 1,3 раза, свиней в 3 раза, коров в 1,7 раза.
Из мирского приговора: «С. Балахтинского государственные крестьяне приговорили к причислению нашего общества Федора Полежаева с женой Ириной Ивановой, дочерью Авдотьей, так как он проживает в нашем селе, имеет домообзаводство и хлебопашество, поведения хорошего, веры православной, для наделения участком земли достаточно…».
О взысканиях: «Ссыльнопоселенец В. Котоврасов в нетрезвом виде стал кричать, ругаться сквернословными словами, нарушая тишину и спокойствие. Определить двое суток ареста».
Из жалобы крестьян-старожилов с. Ершовского: «Переселенцы участка Казанского нашей, Назаровской, волости самовольно захватили 20 десятин подготовленной нами для посева земли. Переселенческий участок несёт нам значительные убытки в распаханных полях; и не особенно нам приятно…».
Переселенцы д. Казанской: «…просим прекратить самовольное владение не принадлежащих им земельных угодий… мы оказались обижены Ершовскими крестьянами…».
Из общественного приговора соединённого схода. 1891 г.: «Оба общества пришли к единому согласию, по отношению к пользованию земельными угодьями, до точного определения границ, повинуясь закону».