Эклогит , всеравно спасибо. Я немного исправлю ошибки журналистки (материал я не подписывал -далеко был), и переводчика))) Получится версия наиболее близкая к тому, что было на диктофоне. ))
Где отдохнуть от городского шума, суеты и загазованного воздуха? Где в выходной день устроить детям общение с природой? «Где же ещё, как не в лесу? На море и в горы не наездишься…» — удивлённо отреагирует житель украинского Полесья. Действительно, так было лет с 20 тому назад. Но ныне «отдых» в лесах под Черниговом вряд ли поможет восстановить душевное равновесие. Скорее, наоборот — добавит смущения и даже раздражения.
Когда видишь враждебное, уничтожающее отношение наших людей к своему изначальной, родной среде — воде и лесу — не покидает мысль, что механизм самоуничтожения общества (незаметно и хитро запущенный) уже работает в полную силу. И его трудно остановить, ибо не видно заинтересованности в наведении порядка.
То, что в радиусе 100 км от областного центра трудно найти чистый от мусора лесной ручей или поляну, местная власть вспоминает с неохотой только весной. Когда из Киева «спускают» распоряжение о необходимости проведения весенней "толоки". Тогда бурная деятельность голов госадминистрации и райсовета в камуфляжной форме, поднятых «в ружьё» их заместителей и всех подчинённых (а многотонные грузовики, газуя дымом, перевозят лёгкий хворост) больше напоминает не хозяйственную деятельность, а вылазку партизанского отряда по обезвреживанию врага. Правда, размах трапезы с участием «народного дирижёра» далёкий от партизанского. Видел ли кто-нибудь иные, последовательные и непрерывные действия райсовета в экологическом направлении? Вот-вот. Ведь им — не до таких мелочей.
«Наибольшая наша беда, просто катастрофа, с которой никто не борется — выжигание сухой травы, в результате чего гибнут сенокосы, кусты верболозы, молодые деревца самосева и леса, исчезают насекомые, птицы, грызуны, земноводные, — говорит черниговский природоохранник и лесничий в прошлом Валерий Бачурин. — Этой весной, к примеру, были полностью уничтожены прекрасные сенокосные луга между Анисовым и Количевкой, сожжены болота между Тереховкой и Товстолесом, и поблизости от Лопатина. Гумус, формировавшийся длительное время — это то наиболее ценное в земле (подобно стволовым клеткам в человеческом организме), из него всё вырастает. Без гумуса почва минерализуется, гибнет навсегда. После пожарищ земля опустошается, поскольку без гумуса нет жизни, начинается эрозия, идут постоянные сбои в экосистеме. Раньше такой беды у нас не было. Селяне не имели такой привычки, ибо знали: жечь землю — большой грех».
Скорее всего, эту опустошительную традицию создали горожане. Хотя в большинстве случаев подозрения об источнике поджогов сухой растительности, падают на владельцев или арендаторов сельхозугодий, и дорожников. Очевидно, что через свою экологическую безграмотность они считают такой метод избавления от бурьяна и вредоносных насекомых полностью допустимым.
Отдельно стоит напомнить: леса на Черниговщине — не просто скопление деревьев на определённой территории. Это единая экосистема, живой организм, в котором полноценно соединены поля, луга и болота со всем животным, птичьим и насекомым мирами. Поэтому жизнь полесских лесов тесно связана с полями и лугами, и у нас нет чисто лесных птиц и млекопитающих, как в тайге. Поджигая сухую траву, люди сжигают сами себя. Ведь тогда проблемы возникают не только с тем, где брать сено, а ещё и гибнут привычные для нас виды животных, птиц, насекомых. Валерий Бачурин с грустью рассказывает: «Уже полностью исчезла с нашей территории серая куропатка, почти нет бекасов, вымирают веретенники, страдают популяции зайцев и ежей. Наши леса живут за счёт подлеска, самосева и природного восстановления. Если такого не будет — они засохнут и погибнут. Люди сами уничтожают большую часть своего жизненного пространства».
Спрашивать, как власть борется с такой бедой и сколько злоумышленников наказано — бесполезно. Общаясь с Валерием Бачуриным, решила для себя ещё один вопрос: почему в наших лесах так часто случаются низовые пожары? Оказывается, что по правилам ведения лесного хозяйства, участки, где случились низовые пожары (не очень повреждающие деревья) подлежат полной вырубке. А это, в основном, хорошая, так называется деловая древесина, которую потом успешно продают. И вот экологи давно заметили, что ради получения разрешения на вырубку (лесобилета) некоторые лесозаготовители сами совершают поджоги. И, похоже, такое "законное" правило обращения с горелым лесом лоббировали именно лесозаготовители. Что и как делается дальше — мы все хорошо себе представляем.
«У наших сельхозпроизводителей, похоже, совершенно нет экологических знаний, — допускает Валерий Бачурин. — Должна существовать экологическая экспертиза их деятельности, если мы не хотим до конца опустошить свою землю. Сюда следует внести ответственность и за истощение грунтов».
Мой собеседник, бывший лесничий, много лет отдавший своей профессии, имеет единомышленников и сайт в Интернете, где неравнодушные люди пытаются найти способ остановить жестокое обращение с природой. Они самостоятельно весной гасят по 3-4 пожара в день и убирают мусор… Также их волнует невероятное размножение ворон, галок, грачей. Имея вдоволь пищи на свалках, они плодятся и разоряют гнёзда певчих птиц, едят их птенцов. Это — результат выбрасывания на городскую свалку пищевых отходов.
Подобные сбои в жизни окружающей нас природы, частью которой мы являемся, волнуют ныне лишь простых людей. Власть всё время решает какие-то другие вопросы. А вот когда, не приведи , катастрофа станет необратимой — чиновники оставят нас с ней один на один.
Кандидат в депутаты Верховной Рады Владислав Атрошенко серьёзность экологической угрозы представляет чётко: «Медлить далее нельзя. Давно пора навести порядок и в контроле за лесным богатством, и в экологической грамотности землепользователей. Я обязательно буду поднимать эти вопросы в парламенте Украины».
Ганна Високос.
Мое мнение - статья совершенно тупая. Автор не смог с диктофона переписать то, что ему было рассказано.