Мои впечатления от встречи с замечательным местом о том, нужны ли природе человеки.
Шла по лесу, он был довольно однообразный, если смотреть распущенным взглядом.
Неожиданно, лес начал меняться, становиться просторнее, уютнее, светлее- и я увидела остатки усадьбы. А, может, и не одной.
Трудно сказать когда люди оставили свои дома. Но ощущение присутствия человеческого было сильно очень и ощущалось мною в радиусе 200 метров.
А лес, который окружал усадьбы, был иной. Разнообразный. Светлый, теплый, уютный, много пространства. Живой, говорящий. Старые деревья знали человеков, не дичились, легко и приветливо меня принимали. С любопытством.
Эти дома, поляны вокруг них, почти заросшие дороги - все было пропитано созидательным, спокойным человеческим вниманием.
Там пахнет духом человеческим! И какой же это замечательный запах!
Временами он настолько уместен!
Бродила по этому светлому месту и везде находила признаки того, как любили это место.
Старые яблони и груши, большой, давно нечищенный колодец со ржавым ведром на журавле, заботливо сделанная и грамотно повешенная, дуплянка на березе, отсутствие пеньков в округе, ограда их жердей и многое еще.
Все пространство было организованно-закручено по-человечески в самом хорошем смысле.
Меня потрясла дуплянка. Ну надо же!...Вокруг столько птиц, люди жили в окружении самых разных птиц, и при этом, жест любви-дуплянка, приглашение, вот, дескать, для вас домик сделали, просим, поживите рядом с нами! Приглашение - просьба о доверии,..
Никакого напряжения, ничего лишнего!
И, что удивительно, во всем лесу я не встречала таких красивых и высоких деревьев, как там.
Скрипела петлями перекошенная дверь старого дома, сверкали остатками стекол окна, я не хотела уходить оттуда....
Люди ушли отсюда, но что-то очень сильное осталось, какая-то часть их.
Потому, что хоть мне и было там очень хорошо, но вела я себя, как гостья.
Это место помнит людей, которые любили его.
Трудно сказать, что знали бывшие жители о ландшафтном дизайне, но то, как они организовали пространство леса, поляны, дорожки, несвойственные этому лесу, виды деревьев, которые, явно, желали видеть с домом-все это было здорово, замечательно, сильно, уютно!
Сразу вспомнила карельские оставленные деревни, вернее, остатки, места.
Те места так же хранили память о людях. Ощущение присутствия.
В который раз убеждаюсь, что человеческое жилище не только органически вписываеться в окружающее, так же, как гнездо птицы. Не только не разрушает, а создает, сплачивает, организует. Причем, сильнее, чем гнезда.
И еще подумалось, что хутор-это лучшая форма расположения жилища.
Пока бродила, росло чувство благодарности людям, которых я не знаю и не встречусь. Я их восприняла, как гостеприимных хозяев. Они поделились со мною своим домом. Потому, что их дом, я чувствовала, не ограничевался стенами старых строений.