Источник:
http://vkontakte.ru/note19826405_9391223Сергей КабановКак мы с Михалычем в "шахматы" играли...
Не раз доводилось слышать от народа рассказы о встречах с хозяином тайги, начиная от смешных и кончая жуткими. В основном, большинство из них сводится к сценариям "и с диким криком разбежались в разные стороны" или "а я пошел стирать штаны". Моя встреча прошла спокойно, я бы даже сказал буднично, как-то по бытовому, хотя была поучительной и подкинула пищу для размышлений. Действуя наполовину интуитивно, полную картину произошедшего восстановил уже потом, в спокойной обстановке, на стоянке, попивая чай с карамельками. Однако все по порядку...
Нет ничего хуже чем столкнуться со зверем внезапно - он может воспринять это как акт агрессии. Недаром даже хищники двигаются скрытно и бесшумно только если вышли на охоту, а значит о чем может подумать зверь, если вы вдруг возникли прямо рядом с ним? Правильно, вы на него охотитесь! И естественно, таким поведением вы сами можете спровоцировать его превентивное нападение, в качестве защиты.
О медведях знаю, что они очень умны. Многие считают, что по сообразительности они гораздо ближе к человеку, чем обезьяны. Чрезвычайно любопытны, не боятся костра и могут запросто выйти и посмотреть, кого это занесло на их территорию. Обладают неплохим, но весьма специфичным чувством юмора. Злопамятны до безобразия и держат в голове огромный банк памяти запахов. Так что если вы его обидели, то встретившись даже лет через пять, узнает и припомнит все обиды.
Агрессивен во время брачного периода, мамаша с медвежонком. Очень опасны обиженный на всех людей медведь и шатун. Летом, при достаточном количестве еды в лесу, да еще и на своей территории, вполне благодушно настроен и сам с человеком старается лишний раз не сталкиваться.
Ну так вот, иду это я по склону, штурмую очередную сопку, двигаюсь к перевалу. Прекрасно знаю, что медведи в этом районе водятся, поэтому иду не таясь, периодически чего-нить покрикивая, чтобы обозначить свое местоположение. По дороге ясно вижу места его пребывания: то трава положена, то муравейник разворошен. По дороге и лежка попадается - вырытая яма, а рядом кучки, которых и целая группа перепуганных туристов наложить не сможет. Иду по лесу и думаю: "Змею зафотал - неплохо получилось. Прикольно будет, если еще и медведя встречу". Глазами привычно постреливаю по сторонам, уши тоже держу открытыми.
Подхожу к поляне и вдруг вижу, на противоположной стороне, метрах в сорока, березы колышатся - явно там кто-то крупный копошится. "Упс!" - думаю. - "Попадалово... Просите и огребетесь".
От медведя скрыться практически нереально. Скорее всего, он уже знает, что я поблизости. Если попытаюсь свалить, может воспринять как слабость. Далеко мне не уйти, да и вечер уже, скоро стемнеет.
Останавливаюсь, пытаюсь рассмотреть кто там шурудит, хотя уже прекрасно осознаю, кто это. Оглядываюсь по сторонам, оценивая обстановку, а заодно вычисляю количество косолапых. Одно дело, если медведь один, тогда есть возможность разойтись по мирному. А вот если это медведица с медвежонком, тогда рамс может быть серьезным. И все-таки, кто же из них там в кустах? По всем правилам бой выигран, если его удалось избежать.
Мое положение неплохое - незаметно ко мне не подобраться. Перемещаюсь еще на несколько метров в сторону, на камни, не выпуская из виду шевеление и продолжая сканировать остальное пространство. Понимаю - игры закончились. Снимаю рюкзак, ставлю рядом, оцениваю свое состояние - страха нет, есть возбуждение, азарт и любопытство. Прикидываю, что лучше: подготовить фотоаппарат или вытащить из рюкзака нож? А может оставить руки свободными, чтобы можно было защититься рюкзаком от первой атаки, если он попрет на меня?
Этот нехитрый, но действенный прием взял на вооружение, просматривая разбор полетов, когда в цирке тигр бросился на дрессировщика. Того спасла реакция группы поддержки, хотя тигр его и помял. Суть заключается в следующем: дрессировщик должен был воспользоваться тумбой, на которых сидят тигры, создавая между собой и когтями хищника барьер. Одновременно появляется возможность уйти в сторону с линии атаки, выигрывая время. Рюкзак для этих целей тоже прекрасно подходит. Главное не пытаться остановить лобовую атаку, а используя его на вытянутых и слегка согнутых руках, используя как щит и рычаг одновременно, отклонить траекторию зверя в сторону. Если вы думаете, что рюкзак для этого слишком тяжел - значит вы никогда не бывали в экстремальной ситуации. Решаю все-таки оставить пока руки свободными.
Озвучиваю пару обрывков каких-то песенок. Реакция последовала довольно быстро. Из кустов появляется... действительно медведь. Красавчик! Не слишком крупный, примерно мне по х... э-э-э ... почти по пояс будет. Молодой, но уже явно не медвежонок. Эта туша бегом, но без паники начинает уходить в сторону, вверх по склону. А я, не выпуская его из вида, лезу в карман за фотиком, понимая, что сейчас он исчезнет в лесочке и я останусь без такого шикарного кадра. Ага, щаз, размечтался! Он меняет траекторию и по широкой дуге прет в мою сторону!!! И тут, на долю секунды у меня екнуло что-то. Неужели атака? Или просто пугает? Или решил «пошутить», чиркнув по ноге убежать дальше? (Был такой случай с одним охотником.) Лихорадочно вспоминаю слабые места: так, подбрюшие... где это? Глаза... горло, если придется работать ножом. Не успею - руками порву, как Тузик грелку... Топор? Не годится... череп у него как броня у танка - пулей не пробьешь. Да и с ножом-то шансов практически никаких. Если только защекотать его до смерти... Шокировать как овчарку ударом кулака в нос? Да, ему не понравится... очень. Но во первых не факт, что точно попаду, а во вторых - окончательно разозлится. Все равно, хрен он получит, а не «завтрак туриста»!
Намечаю расстояние, ближе которого начинаю действовать. Решено! - работаю рюкзаком. Все внимание - на его поведение.
Дальше начинается «вторая часть марлезонского балета»... Такого я не ожидал! За считанные секунды сократив расстояние до двадцати метров, чуть-чуть не добегая до намеченной мною границы он забуривается в кусты и останавливается. Не понял?.. А медведь опять преспокойненько начинает жевать какую-то понравившуюся ему травку, демонстративно повернувшись ко мне жопой. Ясно, атаки не будет, во всяком случае пока. Выдерживаю небольшую паузу, расслабляюсь и достаю фотик.
И как, позвольте, его фотать? Его же практически не видно, одна башка только периодически мелькает. А может он меня не заметил? Всякое ведь бывает... Окликнул его несколько раз - ноль эмоций. Чуфанит себе бамбук, а на меня ноль внимания. Я конечно в курсе, что со зрением у них слабовато... но чтобы попался глухой медведь? Эт чет новенькое. Вряд ли... Достаю сигарету, закуриваю, думаю, что дальше делать. Дым уходит вверх по склону. Вот в чем причина... Трещал он своими березами - мог меня и не слышать, а по запаху - ветер был не в его сторону. Так что пока я на поляну не вышел и не начал шуметь - он и не знал о моем присутствии! Обалдеть! Еще разок окликнул. Да срать он хотел на меня... хавает... демонстративно... Позер!
Тут до меня доходит: этот гад занял для себя идеальную позицию. Между им и мной дерево. Он сидит в кустах - по сути, эквивалент бронежилета. Начну обходить снизу - почует по запаху, по верху - услышит. Если я охотник, то после первого же выстрела будут расставлены все точки. А оставшееся расстояние он преодолеет за пару секунд. Как расходиться будем? С какой стороны его обходить и на каком расстоянии? Ладно, посмотрим за дальнейшим развитием событий. Пока ситуация под контролем.
Так как же его фотать? Может подойти поближе - вроде не агрессивно настроен? А если он из меня самого «фотосессию» сделает? Не хомячок ведь. Ясно же обозначили границу. Причем оба, не сговариваясь. Одну и ту же. Ладно, черт с ним, попробую сделать несколько фоток с этого места. Может хоть что-то получится... Еще минут пять пытаюсь что-то снять, передвигаясь в пределах нескольких метров, периодически окликая медведя. Не слишком назойливо, только чтобы обозначить свое положение - ветер все еще не в его сторону. От рюкзака стараюсь не удаляться, на всякий случай.
Финал нашей партии или «третья часть марлезонского балета» меня добил окончательно. Не спеша дохрумкав еще несколько кустиков чего-то там, и поняв, что следующий ход предоставлен ему, не спеша, сквозь кусты, леском по краю курумника медведь удалился вверх по склону. Соответственно я спустился чуть ниже и не спеша пошел дальше своей дорогой, через то место, где он был первоначально. Меня интересовала мотивация его поведения. Если таким образом он прикрывал отход второго медведя, то кто учил его тактике? Правда я не слышал, чтобы они «переговаривались», да и не видел, чтобы кто-то еще там был, но медведь умеет передвигаться совершенно незаметно... А если выдерживал положенную ему по статусу театральную паузу - то он просто пижон!!!
Примерно через километр, а может и меньше спустился к ручью и пока совсем не стемнело поставил палатку, развел костер и заготовил побольше дров. Место попалось не самое удачное, но подниматься выше как-то не особенно хотелось. Израсходовав половину тушенки, остаток оставил у костра - нефиг лишнюю приманку тащить в палатку. Там же оставил и немного сахара. Было любопытно, появится он утром или нет, ибо нормальному медведю по ночам полагается спать. Однако, наутро тушенка так и осталась нетронутой, но сахар почти весь исчез - размочило дождем.
В ту ночь, как впрочем и все остальные, поспать так и не удалось. Медведь тут ни при чем, просто по дури, поперся без спальника. В результате промаялся до десяти утра, периодически отключаясь и кутаясь в четыре слоя теплой одежды, дубея от холода. Потом пол дня проспал, а в шесть вечера снялся со стоянки и поперся штурмовать перевал. Но это уже отдельная история...