Январь.
Снежная равнина как в тундре. Днем снег сияет, искрится, сверкает на десятки километров вокруг. Морозец кусает неслабо, а уж если ветер задует, то и совсем худо бывает…. Ночью ветер редко. Чаще тишина на десятки километров. Луна и снег под разными углами, плоскостями и скосами. И ни кого. Только иногда мыши под снегом. Сова иногда неслышная. И опять тишина…
Февраль.
Похож на январь. Только ветров больше. «Февраль вьюгновей месяц лютый… спрашивает «как обуты».
Дни подлиннее. Вьюги-бураны чаще. Иногда может мести неделю. Иногда больше. Только все равно, теплая влажность в воздухе уже улавливается…
Ночи чаще облачные. Облака ночью чорные, рваные. Ветром гонит.
Март.
Макс Волошин писал:
Когда февраль чернит бугор
И талый снег темнеет в балке
У нас в Крыму на склоне гор
Цветут февральские фиалки …
Что для Крыма в феврале, для степи – март. Континентальность климата…
Март для степи – это время пробуждения. Время начал и смены ритмов.
Воздух становится более влажный и теплый… Снег темнеет , тяжелеет и начинает потихоньку расползаться. Первые проталины. На них, вылезают проснувшиеся суслики. Смешно видеть сусликов бегающих по снегу от одной проталинки к другой… травку ищут. Отощали за зиму. Но, поевши первых травок, такой свист начинают, что снег от этого свиста по оврагам и балкам разбегается… прячется.
К этому времени уже возвращаются каменки. Тоже вытанцовывают по проталинам.. Не пойми чего и за чем… то ли танцуют, то ли еду какую ищут, а толи у них спорт такой…
Март не сильно многое меняет в степи. Он подготавливает.
Апрель.
Апрель это уже, как говорит Шанько: «С проснулосем»!!! Снег слез. Трава растет везде, густо и быстро. Много, сразу, торопливо.
Первые цветы желтые… гусиный лук, одуванчики, мать-и-мачеха… А по низинам, там желтая ветреница лютиковая, желтый лесной тюльпан… Чуть позже, появятся белые и сиреневые хохлатки, бело-сиреневые крокусы, белые ландыши , сиреневые, синие, белые фиалки, вероники, звездчатки, пастушья сумка….
А в основном, в начале апреля, степь представляет собой сплошной зеленый шелк бесконечности. Шел бы и шел. По этому шелку. И цветов не надо. Травы и неба хватает. Все самой первейшей свежести.
Жаворонков полное небо. Орут захлебываются. Щурки с сизоворонками, как птицы других планет, чудом забредшие, тож что-то вверху своё рассказывают. Суслики свистят, хомяки щеки развесили от всего фигеют…
А ночью – ночью воздух шатается от перелетных птиц. Ночи и запахи еще прохладные, свежие, еще зима не далеко ушла… «Не ломай печей на дворе апрель»,
Май.
Май, это месяц начала и конца. Начало бурного и буйного, разнотравья и разноцветья… Закипания-зацветания и отцветания-увядания… Да. Именно так. Всего один месяц. И начинается он с двух главных аккордов степного гобелена. Это тюльпаны разных цветов, размеров, форм, настроений и загадочная, тихая, немного таинственная и странная Сон-Трава…
Сон –Трава не столь многочисленна и в глаза не бросается. Но если начнешь у нее останавливаться – сама будет на пути появляться.
Не знаю. Радость майского пика полноты жизни какая-то с горчинкой. С какой-то легкой грустинкой мимолетности, проходящести-уходлящести, и все приходит-проходит – уходит так быстро, что даже «здесь и сейчас» - все движется, все набухает, зацветает, отцветает, вянет, сохнет, улетает… Очень быстро. И поэтому, ночью ни что и ни кто не спит, все бурлит, кипит, живет, движется.
Зацвели абрикосы. Вишни, сливы, яблони. Сирень. Сладковато-душная волна цветущих акаций. За неделю осыпались, или даже быстрее… даже запахи не удержались..
По ночам, запахи плавают, меняются, смешиваются… Запах теплой степной травы и сирени, может смениться запахом сырого ивняка, а потом, опять теплые акации и маттиолы, и немножко, тоненько, иногда чабрец с запахом теплых камней и песка… И опять маттиолы. И уже до утра.
Лягушки стараются перекричать сами себя, но как-то этапами, периодами, волнами… а соловьи, те всю ночь, без остановок. Без перекуров и перерывов…
В конце месяца еще можно не замечать накатывающего лета. Еще свежи и полны жизнью листья на деревьях и травы. Еще все буйно, запредельно живо и зелено.
Когда зацветала белая акация - это означало, что через три дня начинаются летние каникулы… а школу я ненавидел люто…
Июнь.
В первой половине июня все еще как бы прет вверх, в гору, растет и развивается. Только не так это. Все птицы уже успели вывести птенцов. Уже слетки-сеголетки, только окраской да длиной хвоста от взрослых птиц отличаются. В степи уже ни чего не цветет. Отцвело. Ковыль – это не цветок. Это скорее пушистые стебельки, метелочки…
Икотник серый едва ли можно цветком назвать. В общем, трава в июне начинает выгорать, редеть, тускнеть и блекнуть. Степь становится к концу месяца уже слегка уставшей, увядшей и остановившейся…