Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: КАНЫ и ТОНОДЫ  (Прочитано 17206 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Pipa

  • Гость
КАНЫ и ТОНОДЫ
« : 01 Январь 2011, 02:42:43 »

В недавно вышедшем 3-ем номере журнале "Иная реальность"

http://narod.ru/disk/2332403001/In_Real_3_2010.rar.html
http://ifolder.ru/21063135
http://depositfiles.com/files/dxxtlyl26
http://rapidshare.com/files/439656686/In_Real_3_2010.rar

появилась статья Свабуно ван Альдвэра (видимо, псевдоним, поскольку адрес российский) под названием, вынесенным мною в заголовок темы. Содержание имеет самое прямое отношение к книгам Серкина и шаманизму.
Если формат форума позволит, попытаюсь вставить сюда статью целиком, благо она невелика.

   Полагаю, что здешним завсегдатаям пора и за ум браться, а не только птичек-синичек в лесу разглядывать :).
Записан

Pipa

  • Гость
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #1 : 01 Январь 2011, 02:43:47 »

      КАНЫ и ТОНОДЫ

   На описания данных понятий я наткнулся в книгах Владимира Серкина «Хохот шамана» и «Шаманский лес». Но там даны неполные описания и нет исконных названий этих понятий. Поскольку понятия эти чрезвычайно важны, то ради восполнения прискорбного пробела в знании об оных я решил написать сию статью.

                -1-

   Кан [1] — это ритм, порождаемый кем/чем-либо, частота колебаний. Ныне люди знают в основном только о ґудебных ритмах, но есть свой ритм и у других вещей, есть он и у каждого человека. Например, есть кан ветра, кан дождя, кан ходьбы, кан полёта, кан собаки, кан медведя, кан России, кан Германии, кан Вселенной, кан стула, кан подушки, кан определённых событий, определённого времени или определённого мира и т.д.

   Сейчас мы просто говорим «кан победы» или «кан невзгод», т.е. название проистекает из простого описания кана. Но в древности каждый кан  имел своё особое название, а иногда и несколько. Например, кан Земли тайшины [2] называли «аксир», «волчья тропа», «тёмный ветер» и «тайный огонь». В жизни человека много канов, которые нельзя обойти. Это кан его страны, кан его возраста, кан здоровья, кан окружающей среды и т.д. При искусственном ускорении канов происходит разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье. Социум часто заставляет человека ускоряться, поэтому многие долгожители не живут во кане социума, у него даже название звучит грубо — Кащёб [1]. В древности «социум» был более лёгким и его кан имел более благозвучное название — Атанай-Калеб-Ахе [1].

   Человек может менять кан. Но, изменив его, он должен следовать новому кану и не должен   его нарушать. Например, если  вы хотите двигаться быстрее, то вы не должны ускорять кан своей ходьбы, а должны просто войти во кан более быстрой ходьбы и следовать ему, отдавшись ему. Бесполезно вносить изменения в то, что уже ибо Природа сильнее человека,  Природа всегда победит: либо  вернёт всё на место, либо разрушит. Но можно одно готовое сменить на другое готовое, и это не нарушит Природу.

   В «Волхвовнике» [3] сказано: «Войди во Чёрный Камень плотью, но духом выйди" Волхвы, писавшие сие, сознательно отдавали своё тело на попечение Земле, т.к. плоть соответствует Земле, Земля для неё мать. Т.е. волхвы вводили тело во кан Земли, а свою душу вводили в другой кан. Всё должно быть соотнесено: раз плоть соответствует Земле, то тело должно быть отдано кану Земли; раз душа не соответствует Земле, то ведогонец [4] должен быть отдан другому кану (например: кану Кемара [5] или кану Истока). Если будет иначе, то будет рассогласование, а так — естественность.

   Человек должен жить согласно канам. Не умея изменяться вслед за изменением канов, он будет стареть и многими иными образами отдаляться от естественности. Рассогласование с канами ведёт к рассогласованию с миром, рассогласование с миром ведёт к рассогласованию с самим собой, а рассогласование с самим собой ведёт к разрушению.

   Сначала надо научиться погружаться в каны. Выберите какое-нибудь животное и мысленно своими ощущениями попробуйте настроиться на его кан. Проникнитесь его ощущениями, почувствуйте себя в его теле, вкусите жизнь от его лица, поделайте его движения, «войдите в образ». Точно так же проделайте с растениями, камнями, грибами, людьми, явлениями природы, вещами и прочим. И вы станете среди них своим, так как будете их знать и понимать.

   Затем надо научиться ощущать внешние и внутренние каны. Внешние — это, например, когда вы пришли охотиться в незнакомый лес. Не следуя кану сего леса, ваша охота не удастся, вы заблудитесь или же испытаете ещё какие-либо трудности. Внутренние каны — это каны влияющие на ваши тела. Например, у вас болит голова. Значит, надо ощутить какой кан нарушен и восстановить его или заменить на другой.

                -2-

   Тонод [1] - это невидимый туннель, определяющий жизнь тех существ, что движутся внутри него. Однако в полном смысле тоноды не являются мирами.

   Рассмотрим на примере. Люди ходят внутри своих людских тонодов, а звери — внутри своих звериных тонодов. Но ведь есть много неизвестных науке зверей, которых почти никто никогда не встречает, даже если ищет их. Сие объясняется тем, что эти звери ходят по другим тонодам, которые неизвестны тем, кто их ищет. Есть свои тоноды и у других существ, так же есть они у каждого подвида любых существ.

   Своими перемещениями в пространстве-времени разные существа «рисуют» узоры строго определённых очертаний. Например, вы принадлежите к «узорам Шара», а другое существо — к «узорам Куба». И есть только несколько определённых точек, где Куб пересекается с Шаром, — мест, где вы могли бы встретиться.

   Многие ваши знакомые «рисуют» другие узоры, нежели вы, поэтому вы можете их встретить лишь в определённых местах и в определённое время. Если вы хотите кого-то найти, вам надо всего лишь войти в его тонод или прийти в точку пересечения его тонода с вашим. Например, юноша думает о качествах желаемой девушки; если он сумеет действовать сообразно с подсказками своего подсознания, то его вынесет в точки пересечения его тонода с тонодом именно той девушки или другой похожей.

   Попробуйте ощутить, что воздух заполнен тонодами. Найдите там какой-нибудь определенный тонод. Затем обратите его на себя, войдите в него. Например, если это был тонод муравьёв, то очень скоро в своей жизни вы станете часто встречать этих насекомых.

   Или проделайте другое упражнение. Отрешитесь ото всего, успокойтесь, сосредоточьтесь и смотрите на снег. Через несколько минут вы будете знать, где проходит занесённая снегом тропинка. Не торопясь идите по ней, доверяя своему знанию и телу. Через 2-3 дня можно будет ходить по занесённым снегом тропинкам почти безошибочно. Когда разовьёте этот навык больше, сможете идти или бежать не только по тропинке, но и по следу человека или другого существа. Данное упражнение объясняется тем, что все мы оставляем тоноды в пространстве-времени, как след в глубоком снегу. Их заносит метелью времени как наши следы. В «безветренных» местах человек чувствует след древних народов так, будто они прошли сегодня. Но «безветренные» места как раз опасны, т.к. древние, настраиваясь на тоноды будущего, многое предусмотрели, дабы отгородить себя от нежелательных посетителей.

   Арии для усиления мантр и вхождения в тоноды использовали следующую асану. Необходимо встать прямо. Ноги при этом не сведены вместе, но и не сильно разведены в стороны, так чтобы было удобно. Левую руку необходимо вытянуть вперёд и поднять вверх примерно под углом в 45°. Ладонь распрямлена, пальцы сведены вместе и вытянуты вперед. Правая рука заводится за спину примерно на уровне таза, пальцы на ней скручены в мудру Акахем (позднеарийск., от раннего «Ака Ха Ем» — «извитие вечности отражённое на руке») — указательный и средний палец распрямлены и вытянуты вперед, безымянный и мизинец согнуты, а большой палец слегка присогнут наполовину и приставлен примерно к тому месту, где начинается основание указательного.

   Для мирянина нахождение в определённом тоноде определяет его карма, а для шамана — кан, скорость, узоры (см. выше про Шар и Куб) и сила.

   В чужом тоноде вы никогда не встретите своих знакомых, т.к. они передвигаются только по вашим тонодам. В чужие тоноды мирянин может попасть лишь неосознанно. Осознанно он совершает привычные для себя дела и потому двигается только по своему привычному тоноду. Можно необратимо далеко зайти по чужому тоноду, лишь довольно долго двигаясь неосознанно. Как только осознаетесь, скорее всего, вас быстро вынесет обратно. Этим объясняется, почему тех, кто осознается во сне, довольно быстро выносит обратно в явь.

   Чтобы задержаться в чужом тоноде, надо делать то, чем занимается коренное население того тонода, и соответствовать их кану. Так вы условно проникаете в их явь (мир, время, образ мыслей). Точное следование может построить тонод между витками их яви и вашей.
Записан

Pipa

  • Гость
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #2 : 01 Январь 2011, 02:44:36 »

                -3-

   Умение входить в нужный кан и нужный тонод зависит от наработанной энергетики и может осуществляться просто выражением намерения при медитации. Но многие для вхождения во кан используют упражнения, а для вхождения в тонод — обряды.

   Например, тайшины для вхождения в Аксир (см. п. №1) просто расслабляются и наблюдают за дыханием, ожидая новых ощущений, которые и будут означать то, что они вошли в нужный кан. А некоторые твердят мантру ТОНОД АХЕ НАНЕ АСКЫР и вместе со вхождением во кан Земли входят ещё и в тонод тех, кто ощущает кан Земли.

   Когда нужное состояние получено (изменён кан или тонод), надобно сделать то, для чего вы его изменили. Например, если вы вошли в тонод каких-либо духов, то будет уместно позвать их для проведения обряда или просто для знакомства. А если вы вошли в их кан, то будет полезно ощутить себя одним из них, проникнуться их сутью, чтобы узнать, кто они такие, чем занимаются, что любят и т.д.

   Умея обращаться с канами и тонодами, отпадает необходимость обучения у наставников. Допустим, вы хотите стать сновидцем. Сначала вам надо узнать, чем является Сновидение, что оно такое, для чего оно нужно, по каким законам оно живёт и т.п. Для сего вы входите во кан Сновидения — Акамм'Шэр [1], и прислушивайтесь к своим ощущениям. Затем вы слушаете Сновидение, прислушиваясь к Его ощущениям. И оно начнёт посылать вам знаки (большей частью во сне) и давать вам советы. Если вы не можете выйти из тела, то Сновидение научит вас этому, надо лишь внимательно Его слушать. Вы будете слышать голос, поучающий вас, будете видеть неосознанные сны, в которых вам будут показывать, как надо покидать тело, или у вас по непонятной причине будет само собой возникать понимание того, что и как надо делать. Выйдя из тела, продолжайте слушать Сновидение, не отклоняйтесь от его кана, идите вслед за знаками, которые посылает Сновидение. Наяву войдите в тонод сновидцев и тонод коренного населения Сновидения, исследуйте миропонимание, повадки и занятия этих существ, попробуйте сами делать то же самое, что и они. Слушайте эти тоноды. Подходите ко всему этому творчески, не стесняйтесь перенимать новые повадки и придумывать новые применения канов и тонодов. Например, вы можете слушать не только само Сновидение, но и его Сердце, вы можете идти по тоноду на стук Сердца Сновидения…

                -4-

   Каны и тоноды заменяют шаманам эгрегоры, поэтому шаманизм гораздо свободнее магии. Но у магов тоже есть способы, основанные на канах и тонодах.

   Например, тольтэки предлагали себя Намерению как жертву, чтобы Оно взяло их и игралось ими. Некоторые сновидцы точно так же предлагают себя Сновидению, заявляя: «Бери меня! Веди меня!».

   Предлагать себя какой-либо Силе разумно лишь тогда, когда вы окончательно поняли, что сами не справитесь с собой или со сложившимися событиями. Осознать это нужно как можно более безнадёжно, но со смирением («Все мои усилия тщетны, я это признаю»). И затем перепоручить это, например, Намерению. Ваше осознание должно быть при этом очень острым. Это осознание необходимо удерживать до тех пор, пока вы не почувствуете нечто, пока не получите Знак. После этого необходимо совершить полный поворот Внимания и забыть о том, что отдали Намерению (была ли это какая-либо вещь, случай, другой человек или вы сами), так, словно бы отданного никогда для вас не существовало. Вы совершенно определённо должны потерять всякую надежду получить отданное, т.к. то, что передано Намерению, получает свою собственную судьбу, которая уже никак и никогда не будет связана с вами. Лишь тогда всё сбудется наилучшим образом.

   По сути это более глубокое вхождение в новый кан или тонод. Но использовать сие нужно осторожно, ведь когда вы просто входите в другой кан, это может быть разведкой, а когда вы поручаете что-либо некой Силе или сами отдаётесь ей, это уже не разведка, а поворот судьбы, безвозвратная смена одного или нескольких канов и тонодов.


[1] Кан, тонод, Кащёб, Атанай-Калеб-Ахе, Акамм'Шэр — вибрационные названия. Употребляются сами по себе, но иногда некоторые из них входили в некоторые древние языки.
[2] Тайшины — алтайские шаманы Тай Шин, члены «Ордена Серого Будды». Подробнее о них см. книги Андрея Коробейщикова «Иту-Тай» и др.
[3] Волхвовник — древнее писание волхвов общины «Великий Огонь», куда входили большей частью славяне и гунны. В Житомире есть современная община с таким же названием, хранящая перевод отрывка из «Волхвовника».
[4] Ведогонец — мазыцкое название сновидческого тела.
[5] Кемар — мазыцкое название астрала, мира сновидений.


Свабуно ван Альдвэр
Россия, г. Щёлково
http://snobdenie.ucoz.ru
Записан

мут

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1032/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 563
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 21536
  • - Вас поблагодарили: 16745
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #3 : 01 Январь 2011, 11:33:35 »

Pipa, здравствуйте :) рада Вас видеть
спасибо за статью. хорошо собрано.
в вариантах названий "ритмы", "туннели" и др. мы  немного говорили об этом.

что побудило Вас спустя 10 месяцев позаботиться о заблудших среди синичек? :)
Записан

YanTayga

  • Турист
  • Согласие +0/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 34
  • - Вас поблагодарили: 12
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #4 : 01 Январь 2011, 14:14:10 »

здешним завсегдатаям пора и за ум браться
Что значит - за ум браться? И что делать не "завсегдатаям"? ;)

Спасибо за статью :)
Записан

Pipa

  • Гость
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #5 : 01 Январь 2011, 16:30:05 »

что побудило Вас спустя 10 месяцев позаботиться о заблудших среди синичек?

   Ну так статью эту прочитала и про вас вспомнила :). А еще Шелтопорог приглашал в тему "Вавилонская башня".
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11418/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 41 310
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 66251
  • - Вас поблагодарили: 150178
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #6 : 01 Январь 2011, 18:46:14 »

В недавно вышедшем 3-ем номере журнале "Иная реальность"
  Еще не читал (лыжи еще не отстегнул, и снег с шапки не стряхнул), но знаю, ты фигню не предложишь...
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ursa

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +383/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 994
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 26802
  • - Вас поблагодарили: 6061
  • люблю жить !!!
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #7 : 01 Январь 2011, 19:11:03 »

Очень похоже на пост с форума и звучит как частное мнение,конечно опирающиеся на известные факты
Но мне показалось ,что сам автор не совсем понимает то о чем пишет
Записан
крылья ангела
сердце ангела
душа ангела

ursa

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +383/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 994
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 26802
  • - Вас поблагодарили: 6061
  • люблю жить !!!
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #8 : 01 Январь 2011, 19:25:17 »

Записан
крылья ангела
сердце ангела
душа ангела

ursa

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +383/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 994
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 26802
  • - Вас поблагодарили: 6061
  • люблю жить !!!
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #9 : 01 Январь 2011, 19:27:30 »

Но мне показалось ,что сам автор не совсем понимает то о чем пишет
Скорее всего это размышление на тему
Записан
крылья ангела
сердце ангела
душа ангела

Pipa

  • Гость
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #10 : 01 Январь 2011, 22:02:27 »

   Недостатки этой статьи вижу и сама. В частности аналогии с "Волховником" и с ариями видятся мне натянутыми. Тем не менее, сама идея КАНов и ТОНОДов кажется мне заслуживающей внимания. А автору статьи спасибо от меня за то, что акцентировал на этом внимание. А то я хоть книгу Серкина и читала, но на эти два аспекта внимания тогда не обратила.
   У меня на форуме "Постнагуализм" (заметку о статье нашла не я) тоже реплики по этому поводу сплошь отрицательные. Вот я и решилась тогда закинуть удочку сюда, поскольку оставалась надежда на то, что здесь, среди поклонников Серкина, эти аспекты проработаны лучше, чем в других местах. Т.е. в данном случае мой интерес был не в том, чтобы пропагандировать что-то своё, а чтобы послушать чужое мнение на эту тему.
 
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11418/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 41 310
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 66251
  • - Вас поблагодарили: 150178
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #11 : 01 Январь 2011, 22:07:32 »

 
Полагаю, что здешним завсегдатаям пора и за ум браться, а не только птичек-синичек в лесу разглядывать
  очень понравилось такая рекомендация, не знаю, кто как  - а я всегда не против "взяться за ум".  :[
  Прочитал материал, и понял...  что без чужой помощи не обойдусь. Ну а, раз уж рекомендация и подсказка исходила от тебя, Пипа, то на тебя и все надежды...  *PARDON*
  Перчислю по пуктам то, чего не смог понять.
1. Если чел предлагает замену словам "ритм" и "тунель", то надо бы развернуть/пояснить...  какие составляющие вводимого  термина отсутствуют в старом. (Слово "кан" - у многих тюркоязычных народов, означает "кровь"...  и, будучи немножко татарином, у меня сложный ассоциат с этим словом. У меня язык не повернется сказать "кровь ветра" или "кровь ельника"). В чем смысл новых терминов?
2. Тунели и ритмы - это понятно. А там ли и так ли  их искать, где и как рекомендует этот милый человек?  ;)
3.
Кан [1] — это ритм, порождаемый кем/чем-либо, частота колебаний.
Вряд ли это так. Скорее, все проста живет в своих ритмах. Которые уже есть. Или переходят... из одного ритма в другой. И если называть это "частотой" - то это частота изначальная. Она уже была, есть, и возможно, долго еще  будет.  Ты сама -то, как считаешь, правомочно ли говорить о ритмах, как о чьем-то "порождении" , если речь о ритмах Земли?  ;)

4.  Ради чего все эти "хождения по развлечениям" у этого чела? Куда он вообще собрался?

   Пипа, подсказуй, как за ум браццо?  ]:>
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ursa

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +383/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 994
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 26802
  • - Вас поблагодарили: 6061
  • люблю жить !!!
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #12 : 01 Январь 2011, 22:12:41 »

Честно говоря это только мое мнение
И оно двоякое
Акцентирование внимания на ритмах и вибрациях -это важно
Записан
крылья ангела
сердце ангела
душа ангела

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11418/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 41 310
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 66251
  • - Вас поблагодарили: 150178
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #13 : 01 Январь 2011, 22:26:37 »

В частности аналогии с "Волховником" и с ариями видятся мне натянутыми.
  Всякий раз, когда передо мной расстилают "исторические корни безмерной глубины",  у меня почему-то возникает неловкое ощущение...  и не потому, что как бывший препод с истфака, я не очень верю в непогрешимость и абсолютную аутентичность "первоисточников"...  а скорее, чисто по человечески, чую, что проста заливают.  :D  А особенно неловко становится, когда мне докладывают о "практиках"  атлантов, протоариев и гипрбореев. 
Тем не менее, сама идея КАНов и ТОНОДов кажется мне заслуживающей внимания.
Скорее, это не очень идея. Эт все же, скорее, фактаж.  И для поотвержения этого фактажа, требуется не так уж много усилий... 
А то я хоть книгу Серкина и читала, но на эти два аспекта внимания тогда не обратила.
  Странно. Это, в какой-то мере, ключевые...  точки опоры...
эти аспекты проработаны лучше, чем в других местах.
Возможно.  Только Урса прав. Автор приведенного тобою текста скорее мыслитель   *PARDON*, чем практик.  И если тебе в сам деле интересны дела "ритмов" и "тунелей", то попробуй изложить свой интерес в виде вопросов.  Было бы весьма неплохо. И даже более того, получилась бы какая-то структурка...
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Pipa

  • Гость
Re: КАНЫ и ТОНОДЫ
« Ответ #14 : 02 Январь 2011, 02:45:37 »

Перечислю по пуктам то, чего не смог понять.

   Мне бы не хотелось начинать с того, чтобы навязывать свою интерпретацию, хотя та появилась у меня мгновенно, как только я эту статью прочитала. А прочесть мне ее пришлись из-за того, что этот текст мне пришлось редактировать на своем форуме, т.к. запостили ее в крайне ужасном состоянии - в виде узких колоночек, скопированных прямо из номера журнала.

В чем смысл новых терминов?

   Ни в чем :). Суть не в терминах, а в том, что сказано с использованием данной лексики. Ведь очевидно, что КАН и ТОНОД - типичные заимствования из другого языка. А в таких случаях есть ... три выхода. Первый - подобрать хороший синоним на родном языке. Это был бы наилучший вариант, если бы такой синоним существовал. Между тем, нашу современную цивилизацию отделяет от древних цивилизаций не только языковой барьер, но и барьер смысловой, когда не только понятия называются иначе, но и сами понятия становятся другими. Тогда остается второй вариант - оставить понятия звучащими близко к оригиналу, позволяя слушателям или читателям самим составить впечатление о термине по контексту. Этот вариант широко используется в переводах индуистской литературы, когда многие понятия стараются не переводить, тому типичные примеры: прана, карма, чакра и т.п. И, наконец, третий вариант, промежуточный, когда не ищут замену каждому слову, переводят предложение или целый абзац, согласно его смысловому контексту, не стремясь к тому, чтобы тот был подстрочником (так обычно переводят стихотворения).
   Вот и я хотела бы обсудить этот вопрос не с позиций внедрения новых терминов (я тоже полагаю, что в этом нет необходимости), а в чисто смысловом отношении. Т.е. полагая, что мы имеем дело с чужим языком (неведомого нам шамана), а перед нами стоит задача ПОНЯТЬ то, о чем он говорит, пусть даже не все отдельные слова при этом будут понятны.
   Тем более, можно заметить, что всё, за исключением слов КАН и ТОНОД, уже переведено на русский язык, а эти два слова оставили звучать как есть, из-за естественных затруднений переводчика.
   Поэтому интерес в данной статье представляют не сами термины, а утверждения, сформулированные с их использованием. Например:
Цитировать
Человек может менять кан. Но, изменив его, он должен следовать новому кану и не должен его нарушать.
   Предлагаю задуматься над этой формулировкой, которая мне кажется достаточно интересной в свете современного знания. Здесь слово "кан" близко по смыслу со словом "роль", когда законы природы порой позволяют там выбирать разные роли, но жестоко карают, когда мы фальшивим, их играя. Это очень интересное наблюдение, которое, на мой взгляд, заслуживает пристального осмысления.
   Таких мест в тексте достаточно много, если его читать внимательно, делая акцент на смысл, а не на отдельные слова или ту общую витиеватость выражений, которая типична при переводе с языков неевропейской группы.
Записан