КОНЦЕНТРАЦИЯ
Концентрация – это процесс устранения (дистанцирования от, пресечения влияния) всех факторов, не способствующих или мешающих выполнению данной работы.
О какой работе идет речь в контексте рукопашного боя или ведения боевой операции?
Поражение, ликвидация угрозы, уничтожение противника?
Нет. Это не работа, а результат. Это – следствие, искомое, итоговое состояние.
Наша работа – одно из пяти:
1 подавление активности неприятеля
2 использование активности противника для его подавления
3 навязывание противнику определённых действий или линии поведения
4 полное отсутствие планируемой активности или
5 комбинация перечисленных работ.
Ничего другого военная наука не выдумала за всю историю войн.
[/i]Так что же мешает выполнению этих работ?
Планирование и прочие глупости
Планирование и обдумывание своих или ответных действий противника во время выполнения боевой операции искажает восприятие текущего момента и может привести к неадекватной реакции, включая отсутствие реакции.
Противник, как правило, не ждёт, пока мы всё обдумаем, – он атакует.
И в силу того, что наша голова была в этот момент занята, мы можем пропустить начало его атаки, не заметить или неадекватно оценить её.
Результат – наше поражение или, в лучшем случае, более невыгодное для нас положение чем то, в котором мы были заняты планированием действий.
Но не только планирование нам мешает адекватно воспринимать текущую ситуацию.
Любая посторонняя мысль, ощущение, эмоция или, иначе говоря, любое неконтролируемое смещение фокуса внимания в сторону от выполняемой работы - недопустимо. Именно этим и занимается концентрация – удержанием фокуса внимания на текущем действии.
Как проверить и/или установить необходимый уровень концентрации?
Я бы сказал, что это очень просто, если бы это не было так тяжело.
Отработка концентрации.
Базисный принцип отработки концентрации – неукоснительное выполнение поставленной учебной задачи во время поединка.
Со стороны хорошо видно, как поначалу боец старается выполнять указание, но вскоре сбивается на неуправляемую реакцию. Начинать надо с несложного технического действия, не связанного с прямой атакой, имеющего в своей основе защитную функцию. В случае успеха – постепенно переходить от активной обороны к атаке.
Достаточным уровнем концентрации можно считать способность бойца выполнять любую произвольную задачу.
Уровень 1 (активная защита):
ограничить в свободном бою диапазон возможных реакций на активность противника выполнением одного и того же технического действия.
Пример 1.
Реагировать на любую атаку противника уходом в сторону или назад с контратакой.
Примечание: контратаку производить до реакции противника на ваше передвижение.
Пример 2.
Реагировать на любую атаку противника опережающим ударом в ту область тела противника, которая становится уязвимой во время его удара.
Я предлагаю вооружиться для этой цели прямым ударом (тем, что в карате называется цки – удар-кинжал).
Примечание: удар цки – результат хода локтя назад-вперёд и соответствующего наступательного передвижения. Ясно, что для опережения наш цки должен наноситься со скоростью, превышающей скорость удара и перемещения противника. Правильное дыхание обеспечивает преимущество скорости.
Пример 3.
Реагировать на любую атаку противника ударом по бьющей конечности (совет Мацумуры).
Примечание: сначала работайте одной рукой, потом обеими руками. Локти ваши при этом ходят, как поршни. Результат должен быть такой, что противнику не остаётся чем бить.
Пример 4.
Реагировать на любую атаку противника ударом по бьющей конечности с одновременной контратакой второй рукой.
Примечание: одновременность контратаки обеспечивается отводом второй руки на взмах во время удара по бьющей конечности первой рукой.
Пример 5.
Реагировать на любую атаку противника блокирующим ударом запястья (одной стороной запястья по бьющей конечности, другой – по уязвимому месту тела противника).
Как это делается?
В зависимости от положения нашей руки во время атаки противника, мы наносим удар по его бьющей конечности той или иной стороной запястья. Это движение используется как взмах для удара другой стороной запястья.
Примечание: время контакта стремится к нулю, рука между ударами расслаблена.
Примечание: хороший тон при выполнении этого упражнения – успевать делать взмах прямой рукой во время удара противника.
Уровень 2 (атака и активная защита):
ограничить в свободном бою диапазон возможных атак и реакций на активность противника выполнением одного и того же технического действия.
Пример 1.
Выход навстречу удара или в атаку с ударом локтём сверху.
Как это делается?
Удар локтём сверху – это четыре в одном стакане:
1 быстрый шаг или прыжок вперёд, или прыжок вперёд-вверх, сокращающий дистанцию до минимума;
2 во время сокращения дистанции одна рука идёт вверх до отказа с полным поворотом ладони в сторону от головы;
3 во время сокращения дистанции одновременно с поднятием руки туловище разворачивается на 90°;
4 удар.
Примечание: удар локтём сверху в голову, шею или в грудь противника (в зависимости от ситуации во время приземления) следует сразу за переносом всего веса на переднюю ногу. Если во время сокращения дистанции противник встречает нас ударом, наш взведённый локоть опускается на его бьющую конечность.
Примечание: если нас встречают ударом ноги, то для нанесения удара локтём мы ни в коем случае не наклоняемся к ноге, а сгибаем опорную ногу в колене, сохраняя спину прямой.
Примечание: если встречный удар – рукой, мы можем и не бить по руке локтём, а погасить атаку противника, загоняя его руку в «подмышку». В любом случае, уход локтя вниз при блокировании используется как взмах для последующего удара. При этом, если мы бьём в голову, рука идёт по букве «г», то есть локоть выводится из нижнего положения вертикально вверх до уровня подбородка или виска противника и под прямым углом направляется дальше в голову.
Пример 2.
Раскоординация рук с закреплением за одной рукой функции защиты, а за другой – атаки.
Ясное дело в чём «фишка». «Фишка» в том, что скорость одной руки (той, что защищает) зависит от скорости ударов противника. Скорость же второй руки ничем не ограничена, и она активно действует во время блокирования или «связывания» ударов противника «защитной» рукой.
Примечание: «защитная» рука посылается расслабленной между рук противника или в направлении снаружи-вовнутрь. Если дистанция позволяет противнику атаковать ногами, «защитная» рука посылается в направлении центра его тела с тем, чтобы занять положение одинаково удобное для защиты и от рук, и от ног.
Примечание: «ударная» рука отводится назад с максимальной скоростью для нанесения удара во время движения «защитной» рукой вперёд.
Примечание: обе руки производят в атаке множественные действия. «Защитная» рука «связывает» или блокирует руки противника, не давая им атаковать или делая атаку не эффективной. В это время «ударная» рука непрерывно наносит удары на поражение.
Пример 3.
Непрерывная атакующая серия прямых ударов ногами и руками.
Примечание: ноги бьют на нижний уровень (голень, колено, пах), руки – на верхний. Если после удара ногой противник атакует руками, то наша рука вместо удара производит блокирующий удар (см. описание блокирующего удара в книге «Как бить»). Серию «нога-рука» одной половиной тела сменяет такая же серия другой половиной тела. И так до полной победы.
Примечание: наш удар ногой может быть опережен таким же встречным. В этом случае наша нога вместо удара блокирует ногу противника голенью, и, в зависимости от того какой ногой ударил противник, наносит после этого удар в пах или принимает вес сбоку от противника для обеспечения атаки рукой. если встречный удар ногой противник наносит на средний или верхний уровень, наша нога бьёт его в пах.
Реакция на внешние раздражители.
Достигнутый уровень концентрации можно тестировать и по реакции бойца на внешние раздражители. Она проявляется в смене темпа атаки, в изменении фокуса зрения, в ослаблении силы удара, в ослаблении и неточности защитных действий. Ничего этого не должно наблюдаться при качественной концентрации.
Пример 1.
Вполне в духе военной психологии пытаемся отвлечь бойца внезапными воплями и различными криками негативного содержания по поводу его техники и/или просто оскорблениями в его адрес.
Примечание: боец не должен реагировать на эти выступления. Они не должны сказываться на четкости выполнения поставленной задачи.
Пример 2.
Во время ведения поединка боец вызывается на разговор (он предупреждён заранее, что должен отвечать на вопросы).
Примечание: судим о внутреннем состоянии по голосу тестируемого и по качеству исполнения поставленной задачи. На выполнении задачи разговор не должен сказываться никак. Голос бойца должен быть эмоционально нейтрален, ровен, спокоен и совмещен с ритмом дыхания.
Утвердившись в концентрации, переходим на следующий уровень.
МЕДИТАЦИЯ
Медитация – это ничем непрерываемый (благодаря концентрации) процесс регистрации всех деталей поведения противника. Удар или защитное действие должно быть распознано в самом начале. Непосредственное восприятие смысла перемещения противника (для нанесения удара или для занятия более выгодной позиции), позволяет реагировать на него до его окончания. Со стороны это ясно видно и обычно классифицируется наблюдателями в оценке «хорошая» у бойца реакция или «плохая». На самом деле, такого свойства, как «реакция», у человека нет ни врожденного, ни благоприобретённого, а есть восстановленная способность к непосредственному восприятию окружающей действительности, с которой мы все появляемся на свет.
Качество медитации легко можно проверить в реагировании на самое начало движения противника или точно на его окончание.
Упражнение 1.
Вернёмся к Упражнению 1 из главы «Полезная привычка №4». Чтобы убрать руку от удара, мы должны заметить его начальную фазу около плеча. Поработав против удара одной рукой, усиливаем упражнение: держим две ладони для удара. Мы не знаем по какой из них (и, соответственно, какой рукой) будет наноситься удар. Держа противника в поле расфокусированного зрения, мы обязаны заметить начальную фазу удара и убрать руку.
Упражнение 2.
Противник делает шаг навстречу для нанесения удара. Мы подсекаем переднюю ногу в момент переноса на неё веса.
Результат хорошо виден со стороны: противник выведен из равновесия или упал.
Примечание: нога противника подсекается на уровне щиколотки нашей, развёрнутой к ней стопой. Хороший тон исполнения упражнения – успевать делать ногой взмах в сторону перед подсеканием.
Упражнение 3.
Противник наносит рукой или ногой круговой удар в голову. В последний момент мы «снимаем» удар у самого лица движением руки снаружи-вовнутрь.
Примечание.
Когда человек бьёт, он сознательно выводит себя из равновесия, перенося большую часть веса в точку контакта. Ему в этом стоит помочь, и делать это эффективней всего в конечной фаза удара, но и наиболее опасно. Достаточно небольшого усилия руки или ноги в направлении снаружи-вовнутрь, чтобы противник был выведен из равновесия. Особая глубина медитации необходима для обслуживания конечной фазы кругового удара.
Мы вписываем свою руку в траекторию кругового удара противника в последний момент у самого лица, изменяя её, и придавая её дополнительное ускорение. При этом допустимо чуть (на полголовы, но не более) отвести голову назад или отклонить всё туловище так, чтобы совсем обезопасить себя от возможного контакта.
Упражнение 4 (опережающая атака).
Задание на ведение поединка: реагировать на любую атаку противника только её опережающим ударом.
Примечание.
Если нас бьют ногой, мы должны проскочить с атакой мимо неё. И такая же реакция на круговой удар руки по большой траектории. От прямого удара или от боксёрского кругового выполнять контратаку со смещением с линии атаки или применять блокирующий удар. Здесь под блокирующим ударом я имею в виду удар, траектория которого «гасит» или отклоняет удар противника.
Утвердившись в концентрации и в медитации, переходим к сосредоточению.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
Сосредоточение – это закономерный результат качественной концентрации и медитации, который проявляется в том, что регистрируются не только и не столько детали поведения противника, но стоящие за ним намерения и текущее состояние его психики.
Состояние противника ощущается настолько ясно, что уже не воспринимается как чужое, и становится содержимым собственного сознания. Будучи своим оно, как своё, подлежит уничтожению в качестве феномена, мешающего выполнению работы. И вот здесь мы видим, что сосредоточение действует, как концентрация.
Круг, как бы, замкнулся.
Поэтому концентрация, медитация и сосредоточение органически едины, как мы уже и отмечали ранее. Они являются одним инструментом управления информационно-энергетическим пространством (т.е. санъямой).
Таким образом, санъяма управляет военными действиями начиная не с физического, а с ментального уровня, регистрируя и подавляя мотивацию противника.
Лучше всего пронаблюдать уровень сосредоточения, если боец выполняет задание работать при полном отсутствии планируемой активности.
Что при этом находится у него в голове?
Не планируя свои действия, мы также не планируем и чужие. В результате наше рабочее состояние – полная неопределённость – то, что в Китае называется Уцзы (Беспредельное). Мы ничего не знаем и не думаем о себе, и то же самое о своём окружении, включая неприятеля. Это состояние – исходное для восприятия противника, как на физическом, так и на ментальном уровне.
В состоянии Уцзы наше физическое тело, как бы не существует или, точнее говоря, является послушным дополнением нашего дян-таня. Пустота неопределённости нашего сознания, как чёрная дыра, затягивает определённость противника и наполняется ею (Сосредоточение). Одновременно (Концентрация + Медитация) рождается и понимание того, как на неё реагировать. Оно (это понимание) не регистрируется, а схватывается умом, и выражается в ответных действиях, упреждающих или опережающих действия противника.
Вот это свободное, лёгкое, толковое, точное и даже, я бы сказал, неторопливое опережение или упреждение и свидетельствует о наличии саньямы.
Саньяма, управляющая активным стилем ведения поединка, почти неуловима для стороннего наблюдателя.
Санъяма, порождающая нашу активность из полного недеяния, очевидна. В этом состоянии она действует автономно через подсознание, предоставив базовому сознанию сканирование ситуации. Поглощение исходной информации – это функция Сосредоточения.
Поэтому я и предлагаю тестировать наличие и крепость санъямы из состояния Уцзы, которое есть ни что иное, как обнаженное осознавание (Випассана, классический буддизм), схватывание умом (дзен-буддизм) или сосредоточение (оно же самадхи – классическая йога Патанджали).
Из состояния Уцзы мы необязательно атакуем. Мы вообще никуда не спешим. Мы можем перемещаться произвольным образом, причём траектория перемещения неожижанна не только для противника, но и для нас самих.
Как клюнувшую рыбу «водит» и подсекает опытный рыболов, так и мы «водим» за собой противника и неожиданно бьём. Неожиданно, опять-таки, не только для него, но и для себя лично. Иначе и быть не может. Реализация продуманных действий не имеет ничего общего с саньямой.
Противник «клюёт» на наше Уцзы, мы его «водим», «водим» и подсекаем (бьём).
Китайские источники немного говорят об Уцзы. И это понятно, так как Беспредельное не относится к области вербально представимого знания. Обычно с ним связывают стойку «руки по швам, ноги – на ширине плеч». Эта стойка ничего не выражает и не добавляет понимания непосвященному.
А если бы она выражала что-нибудь, она бы не была стойкой Уцзы.
Описанное выше поведение в Уцзы, выполняемое из этой стойки, легко накладывается на поведение сильно выпившего человека. Так и ведите себя, как ведёт себя пьяный – непредсказуемо смещая центр тяжести в направлении противника, вокруг и в сторону от него, воспринимая его удары, как желанную опору или как непредвиденное препятствие.
По сути дела, работа санъямы из состояния Уцзы заключается в энергетической поляризации ситуации таким образом, что единственным и логичным её завершением является удар по противнику, как разряд. Удар в этом состоянии ощущается, как озарение, просветление - то, что в Японии известно, как сатори.
Заметим, что мы рассмотрели обслуживание санъямой одной из работ перечисленных в главе «КОНЦЕНТРАЦИЯ». Если мы направим санъяму на выполнение других работ из этого списка, то получим полную инструкцию эксплуатации санъямы, как инструмента ведения рукопашного боя, но это не предусмотрено настоящим пособием.
Опыт саньямы выводит человека из подчинения его «животному», социальному, искусственному, иллюзорному, ограниченному рамками личного опыта и возможностями физического тела «Я».
Военная психология стремится просто перестроить это «Я» по уставному образцу. Другими словами, она создаёт новую зависимость там, где требуется освобождение от всех зависимостей.
Воин, вооруженный саньямой, направленной на выполнение боевой задачи - то, что требуется для ведения современных военных действий.
Санъяма, отработанная в рукопашном бою, отрабатывается далее в полевых условиях. Изложение соответствующей методики также не является предметом настоящего очерка о санъяме.
Вместо этого я предлагаю инструктивный материал о практической реализации санъямы в приложении «Уцзы для начинающих».
В заключение, разберёмся: в чём разница между бойцом, вооруженным санъямой, и военнослужащим, действующим по принуждению из страха перед наказанием или, лучше сказать, управляемым условным рефлексом подчинения?
Санъяма, ясное дело, - это оружие сверхчеловека в том смысле, что человек с санъямой преодолел притяжение земных, бытовых, животных и физических ограничений. Саньяма употребляет физическое тело человека, как оружие.
Условный же рефлекс подчинения всё время конкурирует с другими рефлексами. Против него постоянно борется, всем родной инстинкт самосохранения.
Что одержит верх в боевой ситуации?
Вот и выходит, что воину, вооруженному рефлексом подчинения, даже обросшему мускулатурой и занимающему дверной проём, никогда не дотянуться до уровня простого человека с саньямой.
Кто же он такой, зависящий, как доска в заборе, от крепости других досок?
Хлюпик из спецназа или тихий интеллигент в очках(можно в шляпе)
p.s. А если индивид не хлюпик,а обладает мощной мускулатурой,в совершенстве владеющий психологической палитрой всевозможных приёмов,включая и САНЬЯМУ?...
Такой человек абсолютен!