Сложная тема. Будет интересно, как ты её распакуешь
Но эти два - они могут строиться только на материале ... "лакун картины мира". А именно - на пустотах, где вместо реального опыта и Знаний находится ... информация".
Здесь, наверное, заложен где-то очень важный и правильный механизм природы (как магистрали внимания - это природно заложенный способ экономии "там где можно, для того, что важно". Но не ставший затем привычный способ осмысления)
Все мы с детства обладаем подобными "лакунами". Дети ничего не знают, и до поры до времени родители меняют им "их неизвестное" на "своё известное". По мере же взросления и взаимодействия с реальностью эти лакуны меняются на те смыслы, что человек проверил, осмыслил на собственном опыте, либо подтвердил, либо опроверг, либо частично скорректировал
Это и есть его путь в жизни - заполнение, загущение, состоятельность собственной картины мира. На основе собственного опыта
Или подобные лакуны не заполняются никак. "Не твоего (не нашего) ума дело" - поговорка пусть и обидная для личного самолюбия и ЧСВ, но в чём-то верная. Не надо заполнять лакуны там, где ответа человеку не предусмотрено
Круг вопросов другого масштаба осмысления лучше оставить так, либо рано или поздно на нём вырастет что-то вроде непознаваемого истеричного боженьки на облачке, карающего и милующего вне всяких логик и мотивов
Ярило с солнечными лучами - красивая лакуна-миф на месте человеку неизвестного и своими руками не ощупываемого. Боженько с карающими молоньями - уже лакуна, которая заставляет бояться, следовать заповедям, каяться на всякий случай во всём подряд, покупать индульгенции, строить храмы и т.д.
Оставить неизвестное в картине мира неизвестным, так и обозначив соответствующую "пустоту в дырочке" - очень сложно
По личным мотивам - мы не любим чего-то не знать, нам некомфортно с уравнением при множестве неизвестных (оно может не решиться, а это тупик, значит, ресурс под тупик выдан не будет), или это неизвестное пугает, потому что может быть опасно (оно же неизвестное) и т.д.
Но первый вариант заполнения лакун картины мира - он может быть тогда, когда человек именно взаимодействует с реальностью, набивая свои шишки и делая открытия, устанавливая контакты, близкие и дальние, вступая в настройки, общности, диалоги...
А если этого нет - человек отгорожен от реальности ширмой символа веры - информацией и взаимодействует только с ней? И даже больше - реальность ему не важна и неинтересна?
Если раньше в школе "формировали умения и навыки", а сейчас "информационные компетенции" - то не будет ли однажды эта разница созревания картины мира определяющей?
Потому как КМ по своей природе/физике стремится к устойчивости и целостности, то и строиться она может только на лакунах, которые не противоречат одна другой. То есть - ложные понимания предметов и событий мира должны быть не противоречивыми внутри одной КМ.
Частично это противоречие упрощается современной технологией коротких логических цепочек (и отрицания здравомыслия как такового). или вообще бесперебойным аргументом "Это другое"
"Майдан и его победы" прекрасно уживается в головах, поскольку там ни корней, ни веток, ни связей, ни логик. И чем их меньше, тем проще "подсадить" лакуну
И тем проще, чем меньше человек осознаёт разницу между фактом, событием и тем, как оно отложится в картине мире. А оно отложится - представлением, толкованием этого факта. Близко или далеко, но в любом случае именно представлением
А очень часто человек формирует каждое новое представление в границах уже имеющихся. Чтобы не дай Бог что-то откуда-то не вылезло. Вот и получается, что каждое вроде бы новое представление работает под задачу не тронуть, не нарушить уже сложившуюся систему
Некая мнимая убедительность
Очень жаль, что принципам работы смыслов, эмоций, работы вообще картины мира (в любых вариантах терминов) не учат нигде, особенно в школе. Так было бы очень многое понятнее и отношение серьёзнее
На этом пустом поле потому и цветут буйным цветом всевозможные психологи. учителя и гуру
Зачем эта тема нам. Затем, что ИНФОРМАЦИЯ (о которой мы тут уже немножко говорили ) - фактор внешний и безвредный, если на него не откликается наша лакуна в КМ. Предлагаю. Сместить центр внимания с "информационных бомб, снарядов и отравы" на ТИПЫ/ВИДЫ/СИСТЕМЫ/ВАРИАНТЫ ПОДСТАВЫ САМОГО СЕБЯ под эти боеприпасы на происходящей войне.
"Вера" - она хороша и нормальна, если в КМ ее пустило Знание, а не лакуна. Если верочку в КМ впускает лакуна - мы получаем зомби.
И немножко дальше. Давай поищем признаки лакун в КМ. По каким признакам ее можно идентифицировать?
Это сложно. Слишком тонко совершали эти подмены, слишком зыбки те самые места, в которых торчит большинство "лакун"
Как твердил мне знакомый батюшка, уверяя, что население Древней Руси радостно ломануло креститься и свечки ставить, ещё даже церквей построить не успели, а такие большие и величественные храмы - это оттого, что все верующие иначе не помещались:
- Если было не так, то скажи, как!
А кто его знает, как) Предки батюшкины очень хорошо постарались, чтобы о времени том ничего не сохранилось. Как Рыбаков, собирать по рушничку, по осколочку настоящую историю - во всех вопросах, где торчат лакуны, не получится. Да и времени не хватит
Наверное, нужно для самого себя определиться, где важнее всего обозначить лакуны. Не все же они равноценны? по масштабу подмены... Возможно, Париж и не является столицей Франции, может, это чья-то подмена - но для меня это не слишком-то важно. Ехать и проверять не имеет смысла
А если смотреть через опорные смыслы? - как правило, лакуны бьют по ним. Да, их в обществе, в нации почти угробили, они уже что-то вроде свадебного генерала, красиво, но вроде как и ненужно особо. А кому-то и лишний рот)
Но мы-то эти смыслы знаем, чуем - если лакуна с ними не созвучна, то может, имеет смысл тут покопаться?
Как с этим же сокращением населения - нам везде говорят (ширма лакуны), что нужно рожать, поднимать демографию, ордена вручают, новый праздник Петра и Февронии вводят (забавно, что бездетные князь и княгиня стали символом семь-и), но смыслы в обществе наполнены тем, как хорошо жить без детей. Чтобы завести их, нужно быть готовыми. Что самый распространенный тип отношений с родителями - это токсичный. А в семье - абьюзерский
Никогда не забуду, как я осталась на дежурстве встречать родителей, и самая последняя мамочка, совсем почти девочка лет 20-ти, забирала свою маленькую дочку позже всех, ещё и забыла какие-то носочки-платочки, долго передо мной извинялась, в конце концов расплакалась:
- Вы думаете - я токсичная мать? Это потому что у нас папа абьюзер
Дочка внимательно слушала, а я тихо стекала по шкафчикам раздевалки :'(
Родители, предки - они вообще не слишком умны и жизнь у них была смешная какая-то. Да и сами они были убогие. Особенно если сравнить с той, которая у нас. Вернее, которую мы тебе показываем
Ты хочешь после этого стать родителем? Убогим посмешищем для своих детей?
Яйца курицу не учат - но ведь дети умнее нас! Вон так в айфоне разбираются!!
А если смотреть через задачку? У "лакуны" она, как правило, патогенная и деструктивная, пусть и не сразу понятная в своей тонкой манипуляции. Хочешь жить - вакцинируйся. Не вакцинировался - убил десять человек и трёх котиков
А если через голос Древнего? Ему-то, основе-почве-холсту - должны мешать выстроенные лжи лакун, раз они дисгармоничны относительно Реальности? И относительно задач самого человека? Ведь этот увод от реальности уводит и от них?