Жаль только, что ответа не будет.
наличники служили оберегом для домов, от проникновения в него «тьмы и навьев» (ц)
Сколько ни пыталась не единожды осмыслить эту расхожую, да в общем-то - растоптанную думку, никак она не вяжется с древним народным мировоззрением. Где есть жизнь, там есть смерть. Тьма сменяется рассветом, а после солнышко снова прячется в сумрак ночи...
У большинства славянских племён были "темные боги и богини", стихии тьмы, мрака, ночи. И не всегда они были враждебными и опасными человеку. Да и можно ли отделить тьму из живого пространства, белый свет от темных миров, если они были в едином Древе Жизни?
Марья Моревна - сказочная кудесница и воительница с христианским именем и "материнским отчеством" от стихии тьмы, ночи, холода и (на минуточку) смерти - Мары-Морены
Где-то бродит тезис о том, что ночь таила в себе хищников и потому человек её инстинктивно боялся. Но дневные хищники, вернее, могущие напасть днём - волки, медведи - в старину были не менее опасны
А ещё есть церковные рассказы о неких чистых и нечистых, светлых и темных, но здесь какая-то лажа посущественней, чем с хищниками...
Боялись ли предки навьев? Ставя угощение нечистым духам дома, принося подарки навкам всех мест обитания неподалёку, призывая щуров-пращуров из навьего мира посмотреть на житьё-бытьё потомков? Выделяя из общего ряда птиц, зверей, трав - навьих, вроде навьей див-птицы журавеля?
Или звать на обрядовую кашу предков, одновременно забивая охранными оберегами входы в дом?
Не получается связать
Да и сама "защита от зла" как-то не срабатывает, если перенести её на современность. Осаждают ли навьи наши пластиковые окна, утаскивают ли вопящих горожан прямо из незащищенных узорами проёмов порождения тьмы?
Нет - так почему мы думаем, что в такую чепуху верили наши предки и тратили огромное количество человекочасов на создание совершенно нефункциональных декораций?
Да и само слово "оберег" идёт к очень звучащему "bergti", индо-европейское значение которого просто - "граница", "межа", переход".
Примерно как с однокоренным по этому древнему корню - словом "берег". Берег - это просто граница, некое место между тем и тем, рекой и сушей, слегка и то, и другое, но не то и другое одновременно
А ещё берег - это возможность войти в реку или выйти из реки на прибрежный луг
То есть... всё же переход
И что если вот так и покрутить эту мысль - все эти украшения/декорирование особыми смыслами "входов" в пространство дома из пространства внешнего мира - и есть соединение, переход, его облегчение, смыкание несколько чуждого природному месту - с человеческим домом?
Диалог посредством символов с этим внешним миром в том числе
Здесь вот у Шелтопорога этот диалог очень хорошо получился:
Как я решил свои наличники.

По стрелочкам.
1. Корни уходящие в центр Земли поставляют/добывают/дают питание вверх, и
2. Две сиси (по латыни это будет Mamma) - которыми "Мать-Земля-Кормилица " нас кормит-питает.
3.Горизонт "почвы" - это горизонт растительного узора - фундамента жизни. За счет растений живет весь средний мир.
4. Но средний мир тянется "вверх". (И не только в смысле системы мер). В
двойной, бинарной логике бытия. Темного и светлого. Внутреннего и внешнего. Созвучного и разного.
5. Условный план "Неба".
6. А условный план неба - всегда изображали птицами.
7. В центре "неба" - Пёздушка. Как главный, центральный смысл нашего бытия.
И не только потому, что именно там зарождается и происходит на свет новая жизнь, но и потому, что она порождает для нас искру смысла жизни.
Что важно. При всей общеизвестной общности сюжетов запечатленных в оберегах, эти сюжеты не копировались. Они всегда разрабатывались заново, развивая творческое начало.
Вернее, отчасти они всё же копировались. Тогда, когда общие смыслы некогда единого мировоззрения были разодраны, разрушены - носителям осколков ничего не оставалось, как только пытаться копировать то, что вырезал, писал символами твой отец. А до этого дед. И прадед...
Да, возможность творчества тут порождает просто громадье задач - но это если оставалась память о том, что можно "писать" как угодно, а не в попытке сохранить неведомые уже символы предков, перенося их со старых наличников на новые. Одновременно боясь, что "сиси" будут опознаны церковниками как покушение на запретную тему мужского и женского начала...
Кстати, думается мне, что славянские утраченные "черты и резы" - тоже где-то рядом к теме приклеены