Тема эта слишком запутанная – чтобы её решать просто короткими цепочками «логик».
Можно Ивана-дурака назвать шаманом?Можно.
Назвать можно кого угодно и чем угодно. Только давайте тогда уж определяться, кто есть шаман и почему это слово неславянского происхождения, хоть и близко. А Иван-дурак – родной и прямой наследник арийско-славянской общности эпоса
То, что мы вложим сейчас в понятие «шаман» - точно ли оно применимо к Ивану-дураку из старой славянской сказки?
И есть ли смысл смешивать разно полярные по задачам варианты?
Это очень странная и практически целиком запутанная тема, из которой можно тащить по ниточке и на каждую удивляться. Но как соединить в то, что было из этих ниточек изначально?
Ниточка раз - Например, про родство «
дикий» и «
дурак». Вероятно, в чуть более позднюю эпоху эти смыслы и несколько сошлись значениями. О том, что не очень давно – говорит непохожесть звучания основ
В глубинном родстве
«дикий» всё же уходит в общие корни с дивами, дивом, которому даются-отдаются, удивлением, дивованием…Это всё то, что и сейчас можно отнести к «
миру дикому, миру дивному», в отличие мира антропогена.
Нужно всё же, мне кажется, тянуть другую ниточку – про происхождение «
дурака»
Это будет Ниточка два - Происхождение же самого слова «дурак» - каждый исследователь ведёт откуда угодно. И какое-то подобие звучания корней точно отыщется (даже в латыни! Хотя где арии-праславяне и где римляне?)
Я же хочу предложить для версии вариант веерных смыслов
санскрита:
दूर – /dura-durah/- Полый, незаполненный
- Пустой, ждущий наполнения
- Далёкий, недошедший
- Вдали от
- Потерявшйся, отклонившийся, блуждающий
- Имеющий надежду/Ну и ещё одно значение, о котором чуть ниже./
И здесь, подчеркну,
нет никакого негативного оттенка. Пустой – это не значит плохой. Это просто промежуточное состояние, которое имеет некий потенциал.
Часть из этих значений вообще имеют прямое отношение к архетипу сказочного Странника-Ивана, ищущего и обретающего нечто и выбирающего свой путь
И в отличие от пустого-дурака Ивана - его уже наполненные смыслами b c готовой типичной картиной мира братья несколько... проигрывают, что ли.
Потому что выбрали путь несказочный, а антропогенно одобренный - бытовое наследство, жена из соседней деревни, а не сказочная дева... Это тоже не плохо -
это просто закон ПСС и по сенькам их шапки... Это о том, что люди ПРИРОДНО задуманы разными и Древний по родству-наследству не передаётсяВ этом отношении мне интересна приговорка
«Церковь дураков любит» (есть и не менее интересный смысловой перевёртыш – «
Церковь дураки любят»). Церковь прежде всего любит богатых, если она вообще кого-то любит, а дураки в нашем современном значении – вообще любят что угодно.
А вот то, что церкви нужны «
пустые», «
незаполненные», пока ещё далёкие от верного пути личности, чтобы их заполнить своим учением – с состоявшимися и полноценными, уже нашедшими свой смысл жизни и выбравшие её стратегию - это вряд ли получится.
Как пустые новенькие магнитофонные бабины - намного удобнее в использовании записанных…Точно также и пустоту свою человек-«
дурак» может стремиться заполнить церковным знанием, готовым учением, выводами. Потому что больше заполнить ему нечем
Ниточка три. Давайте разберемся с
дураком – младшим сыном и вообще этим именем-прозвищем на Руси.Младший сын, который пролетел с наследством или получил кота – это нерусская, западная традиция! Ничего общего с нашей, исконной не имеющая.
Делилось либо поровну, либо несправедливо в угоду родительской любви, любо мудро нашими предками – каждому по его способностям-древнему. Если сын не любит землю, не имеет к ней тяги – смысл делить общий надел земли-матери и отдавать её тело в неласковые грубые руки?
Если сын был способен в ремесле – то зачем же противить его натуру и вместо кузни или гончарного круга оставлять с нелюбимой сохой или мельницей?
В этом и был закон справедливости и процветания Рода
А вот «
младший» сын, который как правило и фигурирует в старой волшебной сказке – действительно в любой семье, от крестьянской до царской, мог быть.
Но это совсем не значит – что он действительно по годам был младшим. Как и старший родич в семье – не обязательно проживший дольше всех и самый старый-престарый.
Старший-старый-стрый – в одной теме уже поднимали исконные корни слова «
старость» и «
старшинство».
Младший сын – это и есть тот самый «
дурак», пустой пока ещё, незаполненный и не нашедший себя в жизни сын. Который остаётся с родителями, хотя по годам это мог быть и первенец.
И в сказке именно он, «
младший сын-дурак» - ищущий себя самого и дорогу к своему Древнему.
Ниточка четыре, даже не ниточка, а вполне известные сведения.
Дурак – было некогда весьма распространённое имя на Руси. Имя «второе», подстраховывающее имя первое, официальное, христианское. Перечисляется даже среди прозвищ-имён князей, как правило, младших, не получивших удельное правление и пока ничем не отличившихся.
Князь Федор Семенович Дурак Кемский
Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин
московский дьяк Дурак МишуринОт него же, этого имени Дурак, ведут своё происхождение наши фамилии Дураковы и Дуровы, которые никакого отношения к предкам-идиотам и глупцам не имеющие.
Ниточка пять –Про сказки. В которых «
дурак возрастает в царевича». Да, есть и такие, в сюжете которых из дурака в итоге получается аж цельный царевич.
Можно провести смысловой анализ слов «
дурак» и «
царь-кесарь» и даже увидеть лестницу карьерного роста.
Но сложность в том, что
сказочное наследие настолько истоптано, фрагментизированно, утрачено в самых узловых моментах, что делать какие-то выводы про именно имеющуюся связь – я бы не стала
Притом что есть масса сказок, где с самого начала их уже действует царевич и в итоге царевичем остаётся. Но не царём.
Или Иван - крестьянский сын, добывающий знания, чудо-предметы и чудо-деву и... вернувшийся обратно в отчий дом. Оставаться на своём месте - но уже совершенно иным человеком...
А вот то, что человек в волшебной сказке проходит длинный и невнятный путь загадочных причин и следствий, вплетается туннелем сказки в самый причудливый ход тамошних событий, действует в разных мирах и общается с чудами – белого света и потусторонних от него миров – намекает нам на
схождение, совмещение в человеке его Молодого и Древнего. Их общение без посредников-информаторов - живыми событиями волшебной Сказки?
Может, для большей выпуклости старая сказка и развела «
дурака» и «
царевича», а где-то этого делать не стала, ибо разница инициации сказкой – и так становится зрима
Их – молодого и древнего - совместный путь и инициация, поиск волшебной девы, как соитие с женским началом Природы – вот об этом переломы личности изначального «
дурака» в сказочном эпосе.
О поиске равновесии и способов говорить и слушать своего Древнего, доверять миру, пространству, ходу вещей, в которых самое глупое с точки зрения социума, непонятное в видимых логиках, случайное действо окажется вплетено в общее полотно жизни
При этом каждая сказка про Ивана-Дурака – имеет свой смысл, свой зашифрованный посыл-задачу рассказать, набор своих персонажей – каждый из которых тоже неслучаен и уже выступает Символом.
Говорить общно в одном сообщении не получится
Ниточка шесть, даже не ниточка, а отгрызок-кусочек… Который никуда вроде бы и не приставить вообще
*Ну и ещё одно значение, о котором чуть ниже*«
Дурак-полый-пустой-незавершённый» – в санскрите имеет ещё одно значение. Девственник.
(
- Он девственник не потому што дурак, а дурак потому што девственник – так девы моего 5-го курса озвучили свои мысли на данную тему)
Да,
можно быть полным девственником – во отношениях с миром, с женкой природой, со знаниями-мудростью. С собственным телом и жизньюПустым, ничего ПОКА не умеющим. А волшебная сказка – научит
/
И говорит тут Иван-девственник женскому началу-естеству Яге-Ягаше-Аше-Ашере:
- Накорми, напои, баньку истопи и спать уложи…
И показывает ему Ягаша-Ашера свои врата, поворачивается передом, впускает в дремучую, лохматую от мха избушку…
И уже наутро совсем по-другому, веселее Сказка пошла!/
Ну и ниточка семь. Как положено в старой волшебной сказке - сакральное число
Мы немножко забыли про то, что сказочный Дурак не только дурак, а ещё и… Иван.
Спору нет, обычная трактовка – это самое распространённое имя на Руси. Хотя в те времена, когда складывался костяк староволшебной сказки – в ходу были имена иные, а Добрыня, Садко, Сил, сын земли-матери Прах-Порох, Святогор и царь Горох как-то обошлись без христианских имён.
А судя по переписям, всяких Митрофанов и Еремеев в некоторых местностях поболе Иванов числилось.
И тут вот какая заковырина…
Про то, что церковь подменила, подтасовала и подняла под себя всё дохристианское мировоззрение, сломав его костяк – мы уже говорили не раз.Что подменились даты старинного живого года – мёртвыми праздниками в честь мучеников и разными способами прочих убиённых
Что подменились центральные смыслы, отношение к земле-сыри, к телу, детям, чуду жизни и чуду смерти, мужскому и женскому – ко всему.
Могли ли эти рукоделы обойти своим вниманием – имена? Которые исконно – уже фонетический, звуковой образ наречённого человека в пространстве?
Кроме того что младенцы стали нарекаться всё теми же мучениками и прочими мертвецами, по принципу «как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!» (
у меня, например, целых три штуки имярековых святых. Правда, все три как с одной писаны - были блудницами такими, что из дальних стран народ валил, потом вдруг опомнились, раскаялись, свалили на одинокий остров, не ели-не пили, до самой смерти истязали блудницкое тело, чтобы спасти дух для вечной жизни. Там, говорят, другое тело выдадут. Вот все три Зои ровно такими и были, как ни странно)
Но мы просто выдернем ещё одну ниточку. Имя Иван – только не христианского вот точно дурачка «Угодного Яхве», «Благословенного Богом»?
А всё тот же санскрит –
इव ईवर्ण /Iva, Ivaha/ кстати, помните персонажа украинской сказки – Ивасика, которого волшебные гуси-лебеди уносили в лесную глушь Аши-Ашеры? А вернули из лесных пределов совершенно иным?
И значения этого корня:
-
некоторый, неопределённый,
- поверхность, верхний слой,
- схожий, образ чего-то, примерно такой, как То есть мы снова имеем дело с неким подобием, образом, схожим с чем-то – но им пока не являющимся, и только ожидающим своих задач, пути, перспективы?..
Нам сказка точно указывает – да мы вот не видим…
ни разу не знаток древних языков. чиста личная версия. дурить - обманывать. дурак - обманщик. и в сказках часто И-Д в оконцове поднимается. вплоть до женитьбы на царевнах. на шамана такой расклад никак не тянет. да и негатив при таком прочтении вполне оправдан. и разные совсем не глупые ходы его тоже в эту версию укладываются.
в общем по моему мнению И-дурак - это жулик. разводила.
Может, тут всё проще?
Дурак, который дурит (кого-то)
И Дурак, который дурИт. То есть ведёт себя несерьёзно, неумно, по-детски.
Ну он же дурачок-пустышка пока ещё, вот он и дурИт
А тот, который дУрит, обманывает – он и есть самый настоящий дурак-глупец.
Потому что это самый невкусный и нерадостный путь – когда ты чего-то добиваешься обманом, путь, какой только и может выбрать полный дурак вместо любых других настоящих…