Дело в том,что внешняя среда потакает таким поступкам.
Скорее всего да - но возможно, дело даже глубинней. У эпохи, поколения, состояния общества формируется вызов, намерение, который и лепит в свою очередь "героя нашего времени"
Под некую "задачу эпохи"
Или не лепит.
Но, опять же, с другой стороны - разве у человека не должно быть внутреннего стержня, какой-то "иммунной силы", которая бы берегла своё и не давала проникнуть в смыслы чужеродному?
Синдром Добчинского )))
Не знаю, есть ли в психологии такой синдром, но в природе человеков он есть. Важный, сильный и один из ведущих по жизни какое-то время. Особенно -
в юности.
Да, есть такое. И стремление выделиться, проявиться любым способом - оно всегда, во все времена будет непреодолимым желанием у какой-то части юношества (и не только)
Другое дело, что это далеко не новость и таким "стихийным выбросом" можно управлять. Что ещё десятилетия назад вполне успешно делалось советской системой/элитой. Начиная с октябрят и выше - ребёнок с таким желанием чужого признания имел вполне работающий, перспективный путь у реализации этого желания. Без ущерба для своей личности и общества в целом
Не стало этого механизма в системе и самой системы - и бывшие комсомольские вожаки рванули в священники, гуру, психологи-тьюторы, номенклатуру нового пошива
У нынешних детей такого варианта реализации почти нет.
Случайно или искусственно его не стало? - ибо это всё те же технологии последующего разрушения скреп и основ, сокращения здорового населения
В детстве, безумно любил журнал "Юный натуралист". Он был для меня Другом!!! Собеседником, советником, рассказчиком...
и там было много чего действительно Вечного. Смыслы, которые сеял этот журнал были ЯРКИЕ, СОЧНЫЕ, СИЛЬНЫЕ, НАСТОЯЩИЕ.
Были журналы "Техника молодежи", "Вокруг света", и альманах "Эврика". В самом начале семидесятых появился обалденный
альманах "На суше и на море". А чего стоила "Детская энциклопедия"?
Самое смешное, что всё это есть и сейчас. Но под завалами блестяшек ярких, липких, падких и гадких.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МУСОР ПОГРЕБ ПОД СОБОЙ ВСЁ.
Дело не только в этом - хотя и в этом тоже. Уже несколько лет отбирая литературу для детской студии - могу точно сказать, что уровень самой хорошей детской и энциклопедической, и художественной литературы и близко не стоит к уровню подачи материала в советских - книжках и журналах
И с каждым буквально годом дело обстоит всё хуже
И имена, и стиль, и выбранные темы, суть предложенной ребёнку информации - совершенно иной
Долго думала - почему так?
Дело, мне кажется, в несколько ином развороте одной и той же задачи. Если сейчас она у детской познавательной литературы - просто проинформировать, красочно подать материал, то у советских журналов и книг она была несколько иной
И на первый план выходила не чистая информативность - а стремление увлечь, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, приобщить ребёнка, открыть перед ним мир, а не дать готовую, пусть и самую яркую и красочную информацию...
Обратиться прежде всего к эмоциям - а затем уже дать знания... В плотной связке с этими эмоциями и интересом
И этот небольшой акцент - он на самом деле очень важен...
В обществе "ПОСТПРАВДЫ" длинные логические цепочки неприемлемы.
Где-то здесь мне и видится основная проблема главной героини сюжета и ей подобных.
Люди ЗНАЮТ. На самом деле - очень много знают. Но связывать, соотносить, прочувствовать своё знание, опускать его в невербальные "знания и ощущения" - не умеют, не дают себе такого труда...
Наш современник знал намного больше - человека образца триста-четыреста лет назад. Но он с багажом этих знаний не моргнув глазом поливает землю химикатами - тогда как его предшественник опасался стегать землю-матушку прутом...
Это всё им и заменяет вера
Закон ПСС не допускает вольного с собой обращения - а верить можно во что захочется...
Наверное немного не в тему, но я давно заметила, что после Первой мировой войны и вещи начинают становиться "фастфудными", но еще не до конца. А после Второй мировой уже окончательно.
Мой прадед был сапожником, и у деды в его доме хранилось много мерок и инструментов - маленькой, я любила их разглядывать... Потом куда-то потерялись
Знаете - что меня удивило? Сколотые вместе мерки, которые отличались чуть-чуть. Деда рассказал - это это сапожные мерки одного и того же человека. Правая и левая ноги отдельно, снятые с каждой через три-четыре года (пока не изнашивалась обувь). Снятые на лето и на зиму...
Потому что обувь так делалась - с ноги снималась мерка, и по мерке уже шились ботинок или сапог. И через время мерка снималась заново - потому что нога хоть чуть-чуть, но менялась
То есть - обувь шилась по ноге...
А сейчас - наоборот. Шьётся обувь - а потом по ней... "подбирается" подходящая нога.
Замечаете разницу? Примерно также происходит и с описаниями/толкованиями...
Можно на основе реального события - создавать новое описание под него
А можно нашу "условную ногу" каждый раз впихивать в хоть сколько-нибудь подходящую "обувь" (информацию)
И как бы она не жала-не давила - приноравливаться...
Можно пойти к сапожнику и некоторое время ждать, когда будет готова обувь по ноге (не торопиться с выводами при толковании события. Оторвать веру от знания. Разграничить известное и неизвестное. Восприятие и описание. Суть события - и содержание информации о нём)
А можно быстро купить хоть что-то, лишь бы не ходить босым (подвести событие под хотя бы немного соответствующее известное описание, сделав его, описание, главенствующим в этой паре)
Есть разница в подходе?