Вчера прочитал это твоё сообщение, и всерьез подумал о том, что неплохо было бы сделать целый подраздел "ПОДМЕНЫ".
Но ведь тогда в этот подраздел придётся засунуть все сферы нынешнего человеческого обще/жития -разве нет?
Что ещё не затронулось эпохальным временем глобальных подмен?
Если уже утрачены, низведены до глупых ухмылок темы мужского и женского, к мультикультурью и толерастии - рода, народа, природы; если от истории остались неувязанные друг с другом феномены, которые при внимательном изучении больше выглядят сказкой, чем сказка народная...
Отношение к здоровью как чему-то что нужно "правильно и постоянно" лечить?
К своему питанию, в котором вреда в разы больше, чем пользы? К самодостаточности и самообеспечению, которое сводится к умению выгодно скупиться по акциям в магазине?
Почему на уроках русского языка не изучают его этимологию? В прошлом году Лёшка полгода учил разные типы местоимений - относительные, указательные, вопросительные, неопределённые...
Спору нет, учить язык важно, в мельчайших подробностях - это право и обязанность его носителя... Но неужели во взрослой жизни так важно отличать указательное местоимение от возвратного, знать, что переходный глагол стоит с существительным в винительном падеже без предлога - чем знать происхождение языка, на котором говоришь?
Происхождение - которое прямо показывает смыслы и их изменение, глубину мировоззрения твоих предков и движение языка к упадок и смысловой хаос? В хаос наглых фальшивок и прямых подлогов?
Центральные смыслы, из скреп и стержней превращённые в фиговый антураж. Радость, ставшая "оптимизмом". Счастье - опущенное до "здесь и сейчас"... Ощущение живого рядом - к мурчанию домашнего котика?
Живое пространство, ставшее карающим боженькой, а его (пространства) законы причин и следствий - навсёбожьейволей?
Да я даже не знаю, что тут можно НЕ назвать - в этом списке подмен и кривых зеркал...
Да, люди искали ОБЩНОСТЬ. С такими как сами. Но центральные, организующие смыслы - не состоятельны. И вокруг них можно собрать, разве, что стадо...
Август - завершающий месяц лета, время итогов очень важных работ, трудов, задач
Время, на которое приходится три загадочных старинных праздников - Русские Спасы...
Помните? Медовый, Маковей, Остатный...
Подмена подмен, затоптанные, изломанные, запутанные настолько, что и кончика не отыщешь... Осколочка Истины
Всего пару дней назад все знакомые дружно озадачились последним Спасом - что надо делать? Полотняный, Хлебный, Ореховый - куда бежать, где собирать толпу? Орехи трусить? Хлеб покупать? Или полотенца, раз полотняный...
С предыдущими попроще: на медовый покупаем мёд и маковые булки, на яблочный - яблоки
И всё будет правильно!!!
Если, конечно, не забыть освятить. С третьим, Остатным Спасом разобраться сложнее - в одних церквях батюшки только хлеб святят, в других полотенца. Только в центральном храме города святят орехи - причём все подряд, кешью, пекан и фисташки тоже.
И спрашивают - всё правильно?
Я в стаде или не в стаде?
А ведь нет бы подумать - там где живая природа, нет и не может быть строгих сроков. Вот до этого срока мёд не едим, а с этого можно...
И где мак, а где мёд? Почему они сладко-приторно слиплись воедино?
Что закрыли подменные названия и даты?
И почему именно летом три дня чествуют Спасителя, мало ли воскресений, рождества, обрезания и прочего?
А спас, спасение - это очень далеко в истоках от Спасителя...
Спас – кусочек слова, родного нам с младенчества. Спасибо – мы говорим родным и близким, знакомым и даже незнакомым людям.
Спасибо – это... наша благодарность.
И не надо говорить, что оно (снова такая ловкая подмена!) - образовано от слов "Спаси тебя Бог!"
Есть у меня такая знакомая, что вечно "поправляет моё "спасибо". Спаси-бог - это новодел недавний, 19-го века, но изнасилованный им корень "спас" - намного древнее
Заглянув чуть глубже, через наше нынешнее "пасти" - мы найдём наш Спас
И его общеславянское значение - «связывать, соединять, делать общим». Дотягиваться, дотрагиваться, тянуться навстречу
И действительно, если мы говорим человеку «спасибо», то уже связаны с ним чувством благодарности, так у нас появляется с ним нечто общее.
И наш древний дохристианский Спас - три вершины зрелого лета, три пика благодарности, соединения через неё с большим миром, с Природой-мамой
Благодарность - самая мощная эмоция, двусторонняя эмоция сопричастности и общности
И древние праздники Спасов соединяли человека со всем миром, всем живущим на земле и с самой землёй-матушкой, с его предками и будущими потомками.
И потому самый первый Спас - медово-маковый, липко-приторный, он совсем не о маке и не о мёде. Не могут природные ритмы иметь строгие рамки дат и суток, всему своё время в природе-
но время это из года в год будет уместным и обусловленным
И он даже не Маковей - это новодел на церковно-славянский лад. Созвучная надстройка-фальшивка на корне древнем
"Макава" (тут вспомним нашу "маковку" избы, которой жилище сакрально соединяется с твердью небесной и навьим миром старых щуров.
И маковку пасхального фаллического кулича, и макушку человеческого тела - на которой чакра свадхистана, чакра единства и соединения) - древнее название родом из санскрита
"Макава" - с санскрита "жертва", "подношение", "отдача", "подарок"
Первый Спас - это и есть сбор даров, подарков, отданных миром и великая благодарность человека ему за это
Внимание, которым наполнены эти важные дни лета. Внимание на благодарности и благодарении
Спас - это благодарность за то, что вырастил и чем накормило весь род человеческий Пространство. Живущих и будущих. Связь через эту благодарность - через пищу и энергию места ("отведай ты моего яблочка" - и мы прямиком катимся в Спас Яблочный)
Спас - это благодарность не только за пищу сиюминутную. Но и за пищу будущую, заготовленную, собранную, но не обмолоченную, не выпеченную, не съеденную
Спас - это благодарность... за перспективу
И ещё немного про "макаву"
Это слово - в самом санскрите восходит к корню "мака"
"Мака" - "живость", "бодрость", "веселье", "радость", веер значений, очень близких, очень хороших и очень правильных
И современная наша "макака" (весёлая живая обезьянка) через другие языки пришедшая в русский - она тоже дальним родом из корня санскрита
То есть в самом своём древнем и мудром изначалии - благодарность, отдача, отклик и общность рождают радость, в родстве с этой радостью и именно так правильно
Когда ты что-то берёшь - это Радость
Когда ты что-то даёшь, когда сам отдаёшься - тоже Радость, может, даже большая.
Потому что ты можешь не только брать - это способны всё. Но ты можешь дать и... быть принятым со своими дарами...
(Попробуйте это отметить вниманием. Момент Радости, когда мы собираем грибы.
Радостно?
Радостно, ещё как! Но попробуйте ощутить шире - ощутить эмоции места.
ЕГО радость - когда оно даёт и делится... Когда у Него - берут)
Три завершающих лето августовских Спаса - это возможность поделиться, отблагодарить и порадоваться...
Миру, лету, плодам и чадородию Матери-Земли...
Попробуем это увидеть через смыслы языка. Через гнилые одёжки подмен - спас это не милость чья-то к ущербному и неполноценному человечишке, который не с состоянии сам вырастить и взять. Который полный импотент своей судьбы
А Спас - это благодарность, соитие в сопричастности и Радость
И вот так немного сместив акценты - мы увидим чуть иначе очень многое. И "обмен мужской и женской энергией". Не как то, что берут - а как то, что ты можешь дать. Не по долгу, а от Радости
И на отношения между людьми и отношения с миром, и на задачи человека - есть ли в них не только те, в которых он что-то берёт, но и что-то даёт, делится
И сами связи в Пространстве, круговороты её веществ и существ - не то, что они берут из Природы, но что сами дают в неё...
Нам что-то очень сильно однажды пожменили в мировоззрении, и Бог, вроде бы дающий и милующий, щедрый - но при этом не радующийся своей щедрости, а требующий за неё и наказывающий - это очень странный получился Бог...