Стырил в инете....
Обычно мы следуем своим импульсам, даже не пытаясь изменить привычные модели поведения.
Разве мы думаем о практике, когда нас предали или обидели? Как правило, нет.
Но именно в такие моменты наставления Атиши действуют наиболее эффективно.
Прочитать и запомнить наставления не сложно, гораздо сложнее не забывать применять их в жизни.
Так, испытывая раздражение, мы можем вспомнить заповедь: «Всегда медитируй на то, что вызвало в тебе обиду», и это удержит нас от привычной реакции — желания сказать человеку что-то неприятное.
Если мы хорошо усвоим эту заповедь, она будет спонтанно возникать у нас в голове в нужный момент, удерживая от реакций и напоминая, что нужно просто присутствовать в своей эмоциональной энергии.
Практика воспитания ума ставит перед нами вызов; можем ли мы вовремя вспомнить нужное наставление, которое вернуло бы нас к настоящему моменту и удержало от привычных реакций?
Можем ли не «сбрасывать» возбуждённую эмоциональную энергию, а позволить ей трансформировать нас?
Суть практики наставлений заключается в том, чтобы направить внимание на непосредственное переживание дискомфорта.
Она побуждает постоянно задавать себе вопрос: «Как можно практиковать прямо сейчас, в этот неприятный для меня момент, и как трансформировать его в путь пробуждения?»
Каждый день у нас есть масса возможностей задавать себе такой вопрос.
Заповедь «Практикуй три преодоления» даёт конкретные рекомендации, как практиковать, как прерывать свои привычные реакции.
Три усилия заключаются в следующем:
1 - признать свой невроз как невроз,
2 - делать что-то другое, и
3 - стремиться постоянно практиковать подобным образом.
Осознание своего собственного безумия — первый и самый сложный шаг.
Без сострадательного признания того, что мы ходим по замкнутому кругу, что мы попали в ловушку, нам не освободиться от этого безумия.
Рекомендация «делай что-то другое» помогает разрушить старую привычку потворствовать своим эмоциям.
Следует делать всё что угодно, кроме привычного способа реагирования.
Например, отбросить все словесные рассуждения и соединиться с чистой энергией или начать практиковать любую технику, описанную в этой книге.
Подойдёт всё, что непривычно для нас: можно даже петь, или танцевать, или бегать вокруг дома — любое действие, которое не поддерживало бы нашу деструктивную привычку.
Третье преодоление — помнить, что для разрушения привычек и пробуждения сердца необходимо практиковать постоянно, а не время от времени.
Собственно, сущность практики всегда заключается в одном и том же: вместо слепого следования привычным реакциям мести или самобичевания, мы пытаемся останавливать их, отбрасывая все словесные рассуждения.
Тогда мы вступаем в непосредственный контакт с эмоциональной энергией и начинаем переживать её в своём теле.
Один из способов делать это — «вдыхать» энергию в своё сердце.
Признавая эмоцию, отбрасывая слова и непосредственно переживая энергию, мы развиваем сострадание по отношению к себе.
После этого мы можем сделать следующий шаг: осознать, что миллионы других людей во всём мире чувствуют то же самое, и начать «вдыхать» эмоцию одновременно за себя и за них, желая, чтобы все мы освободились от безумия и ограничивающих привычных реакций.
Признав своё безумие с состраданием, мы можем распространить это сострадание на всех, кто находится в подобном положении.
Именно в таком расширении круга сострадания и заключается весь секрет и магическое действие практики.
Проблема состоит в том, что для пробуждения наиболее ценно то, чего мы больше всего стремимся избежать.
Именно в эмоционально заряженные моменты человек обретает мудрость и сострадание.
Конечно, нам хотелось бы уклониться от подобных моментов, а не присутствовать в них, вот почему так важны мужество и сострадание к себе.
Без любящей доброты встреча с болью неизбежно приведёт к борьбе.
Когда нас что-то выводит из равновесия, полезно вспоминать следующую заповедь: «Тот, кто может практиковать даже в состоянии смятения, преуспел в практике».
Если мы способны практиковать и в тот момент, когда испытываем ревность, обиду, страх или ненависть к себе, это служит лучшим показателем успеха.
Ещё раз напомню, что суть практики состоит в том, чтобы не поддерживать старых моделей реагирования, делать что-то такое, что отвлекло бы нас от привычных реакций самооправдания или самообвинения.
Когда мы просто присутствуем в своей энергии, не реагируя и не подавляя, наши привычки постепенно начинают слабеть.
Привычные модели поведения, как правило, очень устойчивы и соблазнительны, поскольку приносят нам успокоение.
Одного желания разрушить их бывает недостаточно — любой, кто пытался бороться с ними, знает это.
Поэтому ключевую роль здесь играет осознанность.
Осознаём ли мы свои словесные объяснения, и насколько сами верим в них? Помним ли о практике, когда нами овладевают сильные эмоции? Способны ли осознавать эмоцию и вдыхать её в сердце за себя и за других людей? Если нам хотя бы иногда удаётся вспоминать об этом, значит, мы практикуем.
И даже когда мы не можем практиковать в состоянии аффекта, но осознаём это, мы всё равно практикуем.
Сострадательное принятие всего, что происходит, обладает большой силой, и её не следует недооценивать.
В процессе практики мы начинаем видеть то, чего раньше не осознавали.
Во-первых, нам становится очевидно, насколько редко мы можем спокойно присутствовать в настоящем моменте.
Мы изыскиваем всевозможные способы, лишь бы избежать текущей ситуации, особенно, если она кажется нам угрожающей.
И мы также видим свою твердую убеждённость в том, что если бы мы могли всё делать правильно, мы жили бы в безопасности и комфорте до конца своих дней.
источникпо книге: Пема ЧОДРОН. «Там, где страшно.»