Мой деда любил вспоминать, что бабушка (я её плохо помню) так хорошо чуяла земные ритмы, что в год своей смерти даже велела ему не садить лук - тот посокрушался, на соседей глядючи, но послушался. А лук в их местах и вправду в тот год совсем не уродил
А я люблю вспоминать о своём прадеде. Он жил в Житомирской губернии и его вся округа знала, как непревзойдённого агронома, называли его ведьмак.
По весне, как только сходил снег, к нему с подарками и поклонами приезжали зажиточные крестьяне и окрестные помещики. Просили совета.
Прадед Семён приезжал на поле, брал ладонью землицу, нюхал её, растирал, рассматривал , клал в рот, пробовал на вкус, перекатывал языком. И говорил, оставить поле под пар или использовать, что сажать-засевать в этом сезоне и когда - в какой день, может немедленно, а может - недели через три.
Ин! В нашем крае тоже так было! Почвы здесь лёгкие, хоть и чернозёмные - глубокой вспашки после "ладной зимы" не требующие. Для таких ведающих людей ставили на дальней окраине поля, обращённой к лесу ("избушка, стань к лесу задом!", да?) небольшую времянку - "кощавишну".
Я раньше думала, что это какое-то искривлённое от кошевого ("старшего"), "куреня" или ещё чего-то похожего, а, придя на форум, стала мелькать мысль, что может, это от тех забытых следов кощунов?
Что может быть более глубинным и важным знанием -чес знание ритмов нашего и навьего света, природных волн, намерений и вещаний земного пульса?
Там жил ведающий человек, иногда мужчина, иногда женщина - детные, бездетные, женатые или вдовые, не было особых примет
И он, пожив там три дня или целую седмицу (конечно, тут и всякие байки про то, что не просто жил, а как к нему черти на угощение приходили, как духи крышу времянки поднимали, как ведьмы красивенные заглядывали... Хотя про ведьм может быть правда))
- потом давал ответ, пахать "глубоко" или только бросить зерно и сверху сборонить, какое зерно дать земле-матери, а какое оставить амбарным духам, какому полю дать вздохнуть и "остунить" от человека...
Он же водил старых коней по тому полю, что уйдёт под пар - считалось в наших деревнях, что конь "человечий след затирает, человечий дух перебивает"
Я не могу перестать поражаться этому искусству, знанию - как можно такое расслышать? Чем? Как ляжет земля, как она сформирует верхний пахотный слой - чтобы пахать/не пахать? Она ведь по ранней весне одинаковая - только потом, когда вешние воды уйдут, либо станет комом непробиваемым, либо будет рыхлой и податливой...
И ведь ошибёшься - беды наделаешь. Но раз продолжали ставить такие кощавишны до самой войны - значит, не ошибались?
В голод, говорят, нарёк кощавец, что "не дородит земля", лучше не губить семена - но его не послушали в колхозах, засеяли поля попусту...