Содержание:Основные черты большинства медитативных практик
В теме, кроме этой, выписки из книг:
Медитация как особое психотехническое средство
О текстах буддийских практик медитации
Указания прочитанные во время медитации - Тханиссаро Бхиккху
Другие системы медитации в текущей традиции Тхеравады
Медитативные техники
Как действует медитация - Кюнциг Шамар Римпоче
Медитация и сознание
Указания по вхождению в джхану - Брейсингтон
В старости в мозгах поселяется хаос - 06.05.2013
Роджер Уэллс: Практика отдыха
Расслабление в Шавасане
Слова Дхаммы. О необходимости ежедневной медитации
Эрнест Вуд - Сосредоточение, медитация, концентрация. Практический курс
Медитация: Бог говорит, я слушаю - Шри Чинмой.
Духовные практики - Владимир Антонов (учебное пособие)
Остановка ума. Суть и методы остановки мышления - Ключников
Самораскрытие посредством упражнений направленных на постижение - Мэнли Холл
Медитация оказывает благотворное действие на здоровье
Дхарана
Дхьяна
Самадхи
Уроки тибетской медицины. Тайны тибетской медицины. Искусство расслабления - Виктор Востоков
Как медитировать - Сантье Кхадро
Притиск - Время Next
Раджа Джанака
Некоторые техники релаксации.
Релаксация Кум нье - Тартанг Тулку
***********************************
Полностью - тут:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-458143.html#12842585Основные черты большинства медитативных практикКакие черты медитативных практик можно выделить как характерные?
Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации,от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения умана объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образомограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения.
По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга иблаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.
Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания;приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации,улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что медитация должна стать образом жизни практикующего.
При всех видах медитации достигается этап, который описывается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания,состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка,ума.
Один из основных методов ранней йоги – постепенное отключение разума от чувств и от объектов внешнего мира. Самым хорошим средством для этого считалось сосредоточение на Брахмане.
Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыреступени:
. спокойное и свободное от чувственности исследование предмета, выбранного для созерцания;
. мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум освобождается от рассуждений;
. ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;
. очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям.
широко распространена была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое.
После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается космическое расширение сознания.
В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которыхможно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенныйобъект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагаетсяконцентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре длясосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды.
После систематических тренировок достигается способность вызывать состояние, при котором сознание практикующего освобождается отпосторонних мыслей, при этом ощущается внутреннее спокойствие и уверенность.
Основные положения суфизма сводятся к следующему … На третьей ступени (марифат) суфий умел сливаться с Аллахом в экстатическом трансе. Четвёртая,высшая ступень (хакикат) означала постижение истины и слияние с Богом, чтостановилось доступно немногим.
В учении суфизма особую роль занимают медитативные техники. Религиозно-философское учение о свете и мистическом озарении (ишрак) рассматривалось в суфизме как истинный путь и спасение и восходит к зороастризму иманихейству. Ишрак это интуитивное мышление, достигаемое аскетизмом имедитацией, дающее полное и истинное знание.
Музыка называется у суфиев “пища души”. Суфии всегда смотрели на музыку, как на самое излюбленное средство для достижения духовного развития. Собрания с музыкой и танцами называются “сэма”. Суфий, находясь в состоянии духовного экстаза, сосредоточивает внимание своего сердца на самоотреченном вспоминании Бога.
Усилия вспоминать себя в течение дня поддерживаются через связь ссостоянием, достигаемом в спокойной, пассивной медитации каждое утро передначалом дневной деятельности. Сначала этот период сидения в медитации будетзаключаться только в заключении физической релаксации и увеличении общегосознавания физического состояния тела при фокусированном внимании нафизических ощущениях. При достижении прогресса и уверенности, чтоустановлено твердое основание в ощущении тела, в дальнейшем в практике “Четвёртого Пути” вводятся другие техники. Иногда используются техникидостижения “пустого ума” (от мыслей) во время спокойного сидения; можетбыть использована так называемая “Атма вачара” (медитация на истинное "Я"),заключающаяся в медитативном размышлении над вопросом "Кто я?".
Прогресс во внутреннем развитии при применении различных медитативныхпрактик следует общему курсу. Сначала ум находится в большой активности, иего болтовня не поддается никаким попыткам продвинуться к внутренней тишинеи простому вниманию к физическому телу. Со временем и постепенно близкоезнакомство с внутренним процессом допускает некоторое освобождение ототождествления с его капризами, и здесь появляются моменты ясного сознания.
Интегральная йога,разработанная Шри Ауробиндо Гхошем. Её индийский синоним – Пурна-йога
(полная, совершенная). Исходный аспект в ней – самоуглубление исосредоточение на Безмолвии
ТМ - объединение ума с бесконечным сознанием; на начальном этапе – освобождение от двойственности сознания,которое считается главной причиной человеческих страданий. Техника трансцендентальной медитации – это приёмы концентрации внимания, т.е.практика дхьяны (дхианы). Методику ТМ отличают простота и относительная лёгкость выполнения. В последующем ТМ проводится регулярно дважды в день по 20 минут.
Ученик медитирует, непрерывно повторяя свою личную мантру, давая уму полную свободу. При проведении ТМ рекомендуется избегать больших усилий в концентрации внимания. При последовательной тренировке ученик выходит на особый уровень сознания, которое в ТМ описывается как состояние полного удовлетворения, блаженства, абсолютного осознания сущего. В последующем ставится цель – использовать ТМ как средство управления чувствами и умом при сохранении активного образа жизни. В психотерапии ТМ используется в качестве одного из методов психической саморегуляции для снятии тревоги и напряжения.
Французский философ и духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов
(1900–1986) родился в Болгарии и жил во Франции с 1937 года. Во всех егопроизведениях поражает многообразие точек зрения, с которых онрассматривает единственную проблему: человек и его совершенствование. “...Сделайте медитацию своей привычкой, это очень важно. делайте все, что желаете, но оставьте достаточно времени,чтобы приобрести квинтэссенцию жизни.
Медитация или молитва должны вызывать трансформацию, изменять ваш взгляд,улыбку, жесты, походку, прибавлять хотя бы маленькую частицу чего-тонового, чего-то вибрирующего в такт со всем божественным миром. Это критерий суждения, медитировал человек или нет”.
В представлении Кришнамурти, истина в том,что ум, жаждущий все более широких и глубоких переживаний, всегда живёт в своих воспоминаниях. Он зависим от переживаний, вызовов, которые поддерживают нас в состоянии бодрствования. Фактически эта зависимость от переживаний только притупляет ум. Кришнамурти задаёт вопрос, можно ли быть полностью бодрствующим без всяких вызовов и переживаний? Ответ заключён в том, что для этого требуется большая физическая и психическая восприимчивость. Это означает, что человек должен быть свободным от всяких потребностей, ибо в тот момент, когда он испытывает потребность, и возникает желание испытать переживание.
“Медитация это понимание жизни в ее целостности, понимание, в котором все формы фрагментирования прекратились. Медитация – не контроль за мыслью (...) Медитация должна быть осознанием каждой мысли, каждого чувства, прикотором никогда не следует говорить, что это правильно или неправильно.
Нужно лишь наблюдать их и двигаться вместе с ними. При таком наблюдении вы начинаете понимать целостное движение мысли и чувств. И из этого осознания возникает безмолвие,...это безмолвие есть медитация, в которой медитирующий полностью отсутствует, потому что ум освободил, опустошил себя от прошлого.
Медитация это состояние ума, который смотрит на все с полным вниманием, целостно, не выделяя какие-то части” .
Для Кришнамурти важно, что медитация не имеет техники. Им предлагается медитация как наблюдение сознания без сознающего, созерцания без созерцающего: “Если вы изучаете себя, наблюдаете за собой, за тем, как вы едите, как говорите, как вы болтаете, ненавидите, ревнуете, если вы осознаете это все в себе, без выбора, это есть часть медитации” .
Кришнамурти сравнивает медитацию с любовью, потому что любовь – не продукт системы привычек, не результат следования методу. Любовь может придти, когда существует полное безмолвие, безмолвие, в котором медитирующий совершенно отсутствует; а ум может быть безмолвным только тогда, когда он понимает свое собственное движение – мысли и чувства. Чтобы понять это движение мысли и чувства, при его наблюдении не должно быть осуждения.