Я может не в эту тему, пришел на название. Но получается такое наблюдение.
Современные студенты совсем не умеют работать с текстами. Для них написанное уже истина и требует простого пословного почти механического перевода. Чутья и работы глубже, в значения, обращаться к смежным документам, улавливая их связи просто нет. Максимум на что готовы, это просмотреть документы этого же культурного периода. Часть, которая по каким-то неясностям, остается под вопросом, просто почти додумывается. По принципу: "Да знаем мы, о чем они там могли написать"
Я уж не говорю о том, чтобы самому решить обратиться к предметам материальной культуры. Хорошо, если подскажут.
А ведь те посущественней текста будут и очень сильно могут и уточнить письменный источник, выбранный для работы. Пример, работает студент с переводом, получается чуть лучше яндекс-переводчика. Научный руководитель предлагает ему ознакомиться с материальным рядом по теме.
Что делает студент? Отметает почти все источники маткультуры под лозунгом: "Их нет в тексте!" А между тем, они там есть. Просто юный исследователь выбрал не те значения, а выбранные, вернее подсказанные учебником или методичкой, стали для него уже без вариантов.
Огорчает и то, как современный школьник недавно с выпускной скамьи, точно уверен, что ничего такого поражающего в древних артефактах нет и не может быть. Потому что все, что там может быть, уже описано другими исследователями и достаточно просто найти эту информацию. А сам по себе предмет, текст, не представляет особой ценности.
Примерно такими же огорчениями делятся и практики моего поколения. Студенты работают на местности строго по методичкам. Никакого чутья, этакого наития, что может быть не совсем так, как решили предыдущие исследователи и каждый случай уникален и всегда может породить открытие. Но получается, студенты уже знают, что и как должно быть написано в письменном источнике, что и как расположено на местности. И ищут они то, что должны найти, и переводят то, что должно быть переведено в тексте. Даже их удивление, когда они не находят того, что расписано на страницах пособий, не сдвигает их в сторону собственного поиска, практики, накопления опыта нестандартности, развития чутья.
Не все такие, не все, конечно, но тенденция не может не настораживать.