Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ  СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ -  СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ  kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Пра-язык. Фонетика слов и Живого Пространства  (Прочитано 66928 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11471/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 246
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68374
  • - Вас поблагодарили: 154995
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Пра-язык. Фонетика слов и Живого Пространства
« Ответ #75 : 31 Октября 2017, 11:57:36 »

кроме истинного бога и тех богов, кому поклоняться не след
 

  Забавно,  но "борьба с конкурентами"  закреплена в Декалоге, и что наиболее ценно - это две первые заповеди из десяти:

1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.


 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11471/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 246
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68374
  • - Вас поблагодарили: 154995
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Пра-язык. Фонетика слов и Живого Пространства
« Ответ #76 : 31 Октября 2017, 20:33:00 »

 Кто-то знает как на санскрите воДА?
 Имена  Дон, Двина, Днепр, Дунай, Даугава, Днестр ...  как-то с водой связаны?  А с чем еще? 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11471/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 246
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68374
  • - Вас поблагодарили: 154995
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Пра-язык. Фонетика слов и Живого Пространства
« Ответ #77 : 31 Октября 2017, 22:18:06 »

а что даст дословный перевод?

 Дословный вряд ли получится. Скорее, многословный.  Из которого что-то  может выплыть интересное.
рисуется несколько важных отголосков-смыслов?
Вот и я о том же.   
  Должно быть  где-то поймано звучание Воды. Фонетическое.  А потом уже ее перетекание, оживление, освежение и наполнение всего остального, как составная часть:


в этот  древний корень влиты значения и "молодость", и "движение", и "начало", и "мелодия", "звучание"...
Ну да. Молодость  - это  влажность.  А старость - это когда мембраны не держат воду.
Движение жизни там - где достаточно влаги. А где воды нет - там и движения нет.
Ну и понятно, что вода - всему начало  у нас тут на Земле. Она ведь живая, когда она мокрая.   

  Должно быть фонетическое звучание.  Может быть одна из форм "Да!" ?
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Словиша

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +444/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 249
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 8884
  • - Вас поблагодарили: 4933
Re: Пра-язык. Фонетика слов и Живого Пространства
« Ответ #78 : 31 Октября 2017, 22:32:22 »

По-моему, никто из него не выводит именно наш язык. Но посмотреть взаимовлияние корневых основ и отношение их друг с другом - возможно. 
В конце концов, это одна из немногих более древних языковых основ, которые нами более-менее изучены.
Возможно, я просто несколько нервно реагирую на попытки сопоставлять наше с индийским, но этому есть объяснение: засилье вольных толкователей такого толка, с коими постоянно сталкиваюсь.
Но сам бы я попробовал сопоставлять, если уж хочется, например, с авестийскими словами и корнями :)


А также есть "навьи", "навьи лодьи", "навки" - как аналог тех же духов природы и их мест жизни)
А это уже отдельная история. Навки всё-таки не принадлежат полностью миру природных духов, ибо те по поверьям активны во всё время, кроме зимы, а навкам отведено короткое время с Семика до Купалья.

Однако же когда у нас были контакты с сарматами и когда это слово пришло к нам?
I век нашей эры. До этого между предками славян и иранскими племенами жили кельтизированные бастарны, а уже после их сменили германские народы во главе с готами. Вот и остаётся не очень широкий временной промежуток.
Всё это довольно чётко прослеживается на археологическом материале.


Потому, естественно, для обозначения всего потустороннего, инополосного, другомирного христиане-летописцы брали известное им  понятие ложных богов, поклоняться которым - грех.
Да, похоже так и было.
Записан

Словиша

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +444/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 249
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 8884
  • - Вас поблагодарили: 4933
Re: Пра-язык. Фонетика слов и Живого Пространства
« Ответ #79 : 31 Октября 2017, 22:39:13 »

Думается, что исходя из последних исследований ДНК-генеалогии ( см. pereformat.ru) , можно уже более
обоснованно сказать: обобщённо и славяне, и иранцы потомки одной общности — арьев.
Разумеется. Только это было чрезвычайно давно и дороги народов с тех пор сильно разошлись. Индусы многое восприняли от местных дравидских народов, славяне делали заимствования у финнов...
И вот эти разошедшиеся ветви языков порой снова соприкасались друг с другом, обмениваясь и взаимообогащаясь.

Ещё одним несомненным свидетельством в пользу арийской предковой общности славян и иранцев является,
безусловно, санскрит. Язык скорее обобщённый, можно сказать, литературный — намеренно зафиксированный
Панини набором определённых правил, порядка 3000, около трёх с половиной тысяч лет назад,— потому в явном,
чистом виде вряд ли мог стать живым предком какого-либо языка вообще. Ведь он же скорее собирательный,
как, например, обобщённый литературный русский, на котором никто и не разговаривает.
Ну почему? Потомками санскрита - может не литературного, а разговорного - ныне являются часть языков Индии. Ну а праиндоевропейская общность давным-давно известна специалистам, и исследования проводились серьёзные.
Записан

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 388
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 14915
  • - Вас поблагодарили: 4473

Думается, что исходя из последних исследований ДНК-генеалогии ( см. pereformat.ru) , можно уже более
обоснованно сказать: обобщённо и славяне, и иранцы потомки одной общности — арьев.
Разумеется. Только это было чрезвычайно давно и дороги народов с тех пор сильно разошлись. Индусы многое восприняли от местных дравидских народов, славяне делали заимствования у финнов...
И вот эти разошедшиеся ветви языков порой снова соприкасались друг с другом, обмениваясь и взаимообогащаясь.
Суть не столько в великой давности событий, сколько в самих событиях, в том, сколько их миновало, причем именно тех, которые отразились на языковой стороне родственных народов. Потому деление "больше-меньше" здесь не играет определяющей роли.
Добавлю, что санскрит, как система письма воспринимаемая нами ныне, скорее не именно такова, а больше тяготеет к мировоззренческой системе. Да и сама упомянутая здесь прародина, она не сколько должна пониматься как языковая, язык это скорее то, с чем мы сейчас можем работать. Эта прародина индов-ариев была основой в ментальности, отраженной, конечно же, и в языке, в базе понимания миропорядка, глобальных смыслов отношения "Живое Пространство-Человек".
Именно эта пра-основа ментальности у потомков индоевропейцев, у эскимосов и африканских туземцев будет различной.
К тому же, здесь, как понимаю, предлагается взять именно древний период до размежевания и поздних контактов, и посмотреть, что из чего выйдет. Индия позднего времени с ее строгой  системой аристократичности, брахманистических правил, кастовости, отношения к окружающей среде, конечно же, утратила возможности быть примером общего родства. А вот древнейшие сведения об этом этносте как выходце их общей этнической родины, небезынтересны. Система первоначальных верований, эпос, древнеиндийская мифологизация пространства как совокупность знаний, все это находит свои отголоски в таких же страницах и нашего народа, значительно утраченных после принятия Христианства.


Жаль, что современное школьное образование, как этап формирования личности, очень мало отводит изучению Древней Индии, в противовес к изучению наследия той же Древней Греции, её мифов, богов. Потому мы, современные, больше слышали о позднедревнегреческом наследии, чем о том, из которого вышли наши далекие предки.

Возможно, я просто несколько нервно реагирую на попытки сопоставлять наше с индийским, но этому есть объяснение: засилье вольных толкователей такого толка, с коими постоянно сталкиваюсь.
Но сам бы я попробовал сопоставлять, если уж хочется, например, с авестийскими словами и корнями :)
Это было бы интересно прочитать, обязательно попробуйте. Насколько я понял, в теме не задано географическое направление, каждый волен выбрать ему близкое и кажущееся содержательным.
В Ваших же опасениях есть своя доля истины. Как я вижу, уважаемый Digo пользуется двойным популяризированным переводом: слово на санскрите переводится на английский, а затем на русский. Хочется напомнить, что таким образом, смысловые оттенки могут меняться и не приближаться к первоначальному древнеиндийскому.
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11471/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 246
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68374
  • - Вас поблагодарили: 154995
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

 Не отпускает  словосочетание "же речить". То есть - говорить что-то. То ли живое, то ли живой особой речью,  то ли еще что-то  и как-то.   
 При чем, это словосочетание часто встречается  в аутентичных "Поучениях против  (язчников, поганых, бесовских и прочих плохих дел и людей)".   
  То есть - попы знали  это  действо.  Но в своей литургии они его не использовали. Почему? 
Другие  правила или что-то большее  не совпадало?   

  Интересно, кто-то знает хотя бы какие-то описания это же-реченья (озерам, рекам, рощам, источникам, деревьям)?   

  И еще.  Мы тут   уже вроде как согласились, что еда (преобразование органики) - это главное условие  и обеспечение Жизни.  Главное действо, благодаря которому,  Жизнь продолжается.  Может поэтому поедание ритуальной пищи было одним из важных действ разных обрядов и ритуалов  в дохристианском мировоззрении?   По моему,именно отсюда происходит   нарочито   уничижительное и грубое "жрать".  Как смена парадигмы))) 

  Ну и почему же-реченье исчезло как тип действия? 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

ЛиримиАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +14919/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 057
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60484
  • - Вас поблагодарили: 107280

Не отпускает  словосочетание "же речить". То есть - говорить что-то. То ли живое, то ли живой особой речью,  то ли еще что-то  и как-то.   
Интересно проследить - как эта словоформа перетекает в другие родственны. Например - ректи-река-речка. Жрец - но диалектное -жерити- (дробно сыпать зерно в непаханную, всполошенную бороной опушь). А это действо - засевание - проходило просто так или вдруг тоже. С особыми словами и диалогами с готовой зачать Землёю, с зерном-семенем, с будущим уРодом-урожаем?

Если чуть потрогать санскрит этим вот "жери" - то выпадет и "занятие", и "поддержание", "сохранение". И, вроде далеко, а чем-то близко - "шея", "горло", "дыхание"... И даже - "чуяние", "запах"...
Очень много далёких - но вместе создающих определённый уклон смыслов со-значений... По каждому можно расписать - а можно, не расписывая, уловить общность и единение


 
  То есть - попы знали  это  действо.  Но в своей литургии они его не использовали. Почему? 
Другие  правила или что-то большее  не совпадало?   
А разве возможно мёртвое соединять с живым? (просто как пример, никого не хочу обидеть)
Ну или лить воду в песок?
И не будет ли тогда старое "жеречение" постоянным напоминании о себе? О живом мире за пределами ладанного пространства церкви? Не безопасней ли предать оговору и последующему забвению?

  И еще.  Мы тут   уже вроде как согласились, что еда (преобразование органики) - это главное условие  и обеспечение Жизни.  Главное действо, благодаря которому,  Жизнь продолжается.  Может поэтому поедание ритуальной пищи было одним из важных действ разных обрядов и ритуалов  в дохристианском мировоззрении?   По моему,именно отсюда происходит   нарочито   уничижительное и грубое "жрать".  Как смена парадигмы))) 
Вполне возможно - что и "жертва"? Для нас это всегда означает нечто "с кровью и болью", с усилием отданное, пожертвованное. В христианстве появляется свеча - как бескровная (зато дорогостоящая)) жертва Богу. В укор кровавым человеческим жертвам и жертвоприношениям дедов-язычников


   Интересно, кто-то знает хотя бы какие-то описания это же-реченья (озерам, рекам, рощам, источникам, деревьям)?   
   Ну и почему же-реченье исчезло как тип действия? 
По всем обрядам и верованиям складывается ощущение, что для каждого подобного сакрального действия был свой оттенок употребимого слова. Волхование и ва(ви)лование (кто были "вилы" - все примерно в курсе)
Чаклуны и диводеи... Вещие и кощунные слова - слова разные
Волшбовство и оборотейство,  траводейство - действия разные хотя бы если проследить по церковным наказаниям за каждое. За что-то было меньше, за что-то больше
Вообще складывается ощущение - что церковь всегда была в курсе, а мы вот нет))

А про ужуречье (жереченье) можно с работы завтра написать. И как журавли журачий крик на землю с небес льют...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +14919/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 057
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60484
  • - Вас поблагодарили: 107280


Если чуть потрогать санскрит этим вот "жери" - то выпадет и "занятие", и "поддержание", "сохранение". И, вроде далеко, а чем-то близко - "шея", "горло", "дыхание"... И даже - "чуяние", "запах"...
Очень много далёких - но вместе создающих определённый уклон смыслов со-значений... По каждому можно расписать - а можно, не расписывая, уловить общность и единение

сюда же войдут, видимо - и наше "ожерело" (девичье - но не женское! нашейное украшение), и "жерло" (удочка - кто помнит, как ловят на жерлицу? что происходит - суть действия?),
И "жерело"...
Последнее наше устаревшее слово (родник, источник, природный водный сруб) так вообще охватывает сразу несколько смежных значений - "отверстие", "устье", "пасть, горло"...  Щель, дыра, яма... Ящер-Яша - который в народных играх мы встретим с напевкой:

Как наш Яша,
как наш Яша
у жери ховався...


(потом "яшу" - спрятавшегося игрока, всегда девушку, снявшую перед игрой крестик и наряженную в парубковую, но не мужскую одежду - выводят в центр круга, украшают лентами, а она, под смех и хохот, закрыв глаза, чтоб не видеть других играющих - называет каждого прикоснувшегося к ней - каким-то животным или "травородным"  именем)

Интересная игра......?
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11471/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 246
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68374
  • - Вас поблагодарили: 154995
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Если чуть потрогать санскрит этим вот "жери" - то выпадет и "занятие", и "поддержание", "сохранение". И, вроде далеко, а чем-то близко - "шея", "горло", "дыхание"... И даже - "чуяние", "запах"...
Очень много далёких - но вместе создающих определённый уклон смыслов со-значений... По каждому можно расписать - а можно, не расписывая, уловить общность и единение

  Всё это наводит на мысль некоей аналогии с иероглифами.  Когда  каждый иероглиф читается не только и не столько  по основному значению,  сколько по контексту с отсылом к тому, что нам как представителям другой культуры не известно в принципе. 

 Подозреваю, что  и мы сейчас для своего родного  языка стали  "представителями другой культуры, которому нет возможности объяснить".   

  Вот чем-то знаю, что это такое "же-реченье".  И есть подозрение, что даже смогу   "осознать и прочувствовать". И даже сделать. А вот описать вряд ли))) 

  Очень хорошая задачка на сновидение!!!   

  Кстати, уже не первая...  а я тут сокрушался  над дефицитом  хороших задачек для сновидений!  Лири, что скажешь, может нам есть смысл начать эти интересные  задачки? 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11471/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 246
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68374
  • - Вас поблагодарили: 154995
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Очень хорошая задачка на сновидение!!! 

  Практически не готовился.   
 Снится луг.   Довольно большой, хотя в сновидениях обычно всё довольно мелкое.  И освещение какое-то не сновидное.  Такое впечатление, что  мир наш, тутошний, только воздух плотнее и гуще разов в десять. 
  Мне нужно поговорить с Мышами.  Слово "Полевки" - к ним не относится, и вообще они с этим словом не связаны.  Мыши - да. Но не "Полевки". 
  Для того, чтобы с ними пообщаться, я   становлюсь на колени и на локти.  Опускаю лицо чуть ли не до земли.  А вот "Мыши" - это тонкий слой/пленочка над всей землей.   И чтобы пообщаться  с Мышами  - надо губами коснуться этого слоя и включить в себе мыша.  Тогда можно поговорить  с ними. 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Волосатый

  • Великий
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +697/-15
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 9 071
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 45876
  • - Вас поблагодарили: 21433
  • Повелитель Тьмы, херали

чела с плохой памятью
Сегодня до меня дошла информация, что "чел" и "челядь" одно и то же.
Как будем относиться теперь к этим трём буквам?

Я в разговоре теперь буду говорить "чувак", даже страшно подумать, как это переводится с санскрита.
Записан

Digo

  • Digo
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +81/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 295
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 592
  • - Вас поблагодарили: 734
  • (धीगो)

Сегодня до меня дошла информация, что "чел" и "челядь" одно и то же.
Как будем относиться теперь к этим трём буквам?
Всё же для пущей убедительности cela чел(ядь)(овек?) смысл такой же.
Или так, чтоб не лазить, но тут и переводить особо не нужно на русский, но всё же:
चेल     cela        servant                                  слуга 
चेल     cela        slave                                     раб
चेल     cela        see also pApacelI and celikA       
चेल     cela        clothes                                   одежда
चेल     cela        garment                                 одежда   
चेल     cela        mere outward appearance of     просто внешний вид   
चेल     cela        bad representative of               плохой представитель
Записан

Волосатый

  • Великий
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +697/-15
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 9 071
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 45876
  • - Вас поблагодарили: 21433
  • Повелитель Тьмы, херали

Всё же для пущей убедительности cela
Т.е. на санскрите, как и на английском, у одного слова может быть несколько значений?
В данном случае можно на выбор перевески как "раб" или "одежда" ?
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +14919/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 057
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60484
  • - Вас поблагодарили: 107280

Или так, чтоб не лазить, но тут и переводить особо не нужно на русский, но всё же:
चेल     cela        servant                                  слуга 
चेल     cela        slave                                     раб
चेल     cela        see also pApacelI and celikA       
चेल     cela        clothes                                   одежда
चेल     cela        garment                                 одежда   
चेल     cela        mere outward appearance of     просто внешний вид   
चेल     cela        bad representative of               плохой представитель
Диго, а если немного расширить "звуковой образ"? Через "чела" - "-sela-", а также "-shela-"
то получим /सेलग /, /सेल/
"захватчик"
"пришелец"
"внешний"
и даже "вид оружия"...

Не очень ли близко по логикам к теории о том - что человек является приходящим на этой полосе "белого света", откуда-то извне... Для определённых задач Пространства, как активный его преобразователь (вид оружия)

А еще добавив звуковые тождества "с-з", "s - z", "-zela-"
получим -
горный, каменный, гористый, скалы, стены, ограды-преграды..

Где-то далеко, за лесами, за горами - лежит прародина Человека и Журавля... Путь тот до сих пор помнит Журавель - вещая птица, а Человек позабыл... Из горы появился в этом мире Святогор-Другомир...
Пройдя в сказке через горы - попадёшь в волшебное царство. Из-за гор несёт вещий ворон живую и мёртвую водицу
В сновидном пространстве зона за пределами круга внимания - серой безликой стеной...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...