Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Пространство Мира. Пространство Дома. Пространство семьи  (Прочитано 22238 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14854/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 21 704
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 59117
  • - Вас поблагодарили: 105847

 "Хату человек год ставит, да век живет" - так говорили в старину в нашем крае. "Как дом заведешь, так и жизнь проведешь" - добавляли следом…

В этих двух приговорах отразилась исконная вера человека в сакральность и особую важность пространства своего дома, в его особое предназначение. Как вообще появилось жилище у человека? Об этом рассказывает старый сказ-"расповидка":
"Жил человек да слыл человеком, и жил в мире и сам был миром. А как не просто стал человеком слыть, а начал человеком быть, то поставил себе хату, красну да богату; да был тот дом пуст, тогда взял человек с мира кус, и стал тому рад, а в мир пошел лад"

Так дом становится прообразом внешнего мира, дошедшие же до нас местные обряды и обычаи говорят о важности практически всего, что находилось или происходило в нем, точно также, как человека интересовало всё, что происходит за пределами дома.

обряды и верования, связанные с жилищем человека в старину, рисуют нам, современникам, картину прошлых отношений к самым простым и привычным вещам. Они могут показаться смешными и суеверными, но рождали особые смыслы, особое мировоззрение, часто более бережное и почтительное, чем у нас с вами…

« Последнее редактирование: 15 Сентябрь 2017, 21:31:24 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14854/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 21 704
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 59117
  • - Вас поблагодарили: 105847

Так дом становится прообразом внешнего мира, дошедшие же до нас местные обряды и обычаи говорят о важности практически всего, что находилось или происходило в нём, точно также, как человека интересовало всё, что происходит за пределами дома.

Отношения и предметы была, распорядок дня и основные занятия хозяев – все наделялось своим смыслом и мерой своей значимости. Однако все же особым символизмом наполнялись три главных предмета дома: печь, стол и "великобут" (горшок для повседневной трапезы всей семьей).

Двойником солнечного светила в хате была печь, которую славили трижды в год, которую называли "матушкой-барыней", которой изредка варилось специальное угощение-каша  - "печи на прокорм", и оставлялась в ней на ночь. Наутро по состоянию каши судили, угодна ли была она печке – а если знаки показывали, что нет, наливали той взвару или, много позже - водки (знакомый мотив, правда?)
Сама хозяйка дома, рано поутру растапливающая ее, совершала не простые бытовые действия, а действия сакральные – потому по обычаю ее не стоило тревожить или отвлекать разговором. К печи мало кто смел подходить без дела, а юная девочка и старуха, утратившая плодородные силы, к ней и вовсе не подпускались – по поверьям, это могло отнять силы у домовой печи. Запечный бабий кут не терпел присутствия мужчин, а на полати за печью клали старых и малых, которых матушка-барыня обогревала своим теплом.

Печка была свидетельницей и участницей всех домашних обрядов. Без неё не обходилось обмывания младенца и покойника, к ней обращались с поминальными причетами с именами всех, когда-либо живших под крышей этого дома (и которых печка, конечно же, помнила), у печи повивали невесту и опоясывали жениха, ее же колупала сосватанная девица, давая согласие на брак. Ею клялись, по ней гадали и судили о будущем. "Красна задом баба, а печью хата" - так говорили про домовую печь))

Горшки и печная лопата являлись подателями пищи, как внешний мир подаёт человеку пропитание, потому брала их не каждая женская рука, а лишь та, которая уже работала в поле. И сама кухонная утварь, даже отслужив свой срок,  заканчивала свою жизнь почетно: становилась украшением плетня или колодца, дарилась бабе-лешачихе,  а пришедшая в негодность хлебовая лопата с особыми причетами "хоронилась" всеми домочадцами на краю семейного поля.

Печь имела свои обереги – кукол-гнушек, увешанных по её четырём краям, вязки особых трав, оберегающие по поверьям от искры и возгорания, рушники, вышитые узорами "полюшка" и "зерновязи".
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14854/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 21 704
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 59117
  • - Вас поблагодарили: 105847

Стол в крестьянском жилище был прообразом мужа, хозяина, землепашца (именно поэтому без него за стол никто не смел садиться первым, как и уходить до или после хозяина дома). Ведь именно тот, кто сеет и растит хлеб, чьим трудом тот попадает на стол и служит жизни домочадцев – имеет особые права за столом.

У печи принимались важнейшие домашние решения, совершались сделки-рукобитье, за ним угощали гостей. На особые праздники стол выносили на улицу (хотя на рядовые дни общесельская трапеза совершалась на специальных сборных лавках), однако старались следить, чтобы за твой стол не сел сельский пьянчуга, лодырь, а если в семье были девки на выданье – то не приветствовали и бобыля с бобылкой.

Стол устилали особой скатертью – столешней, а в некоторых селах еще и рушниками. Дважды в год столешню и столешные рушники выносили на поля, где зорили на солнечном и лунном свете, засыпали крошками и зерном, приваживая птиц. В поминальные дни перед тем, как идти с угощением на кладбище в родственникам, его на некоторое время оставляли на семейном столе и лишь потом относили на могилы с приговорами: "Мы за столом сидели, вас дожидались, да вы не пришли, вот мы и снесли вам яичек". Так умершие оставались в едином круге живых и усопших родичей.

В разных селах на столе всегда должны были стоять хлеб и (или) взвар, насыпана горстка зерна на поверхность или под рушником, лежать засушенный созревший колос

Великобут, горшок, который был выбран для совершения семейной трапезы, должен был вмешать столько пищи, сколько съедают все домочадцы за обед. Его очень тщательно выбирали, иногда выезжая в дальние села к знаменитому горшечнику, никогда не приобретая у случайных людей на ярмарке, а затем берегли. Треснувший или разбитый великобут означал большое несчастье семье.
В великобут могли наливать колодезную или святую воду для усиления ее целебных свойств, в нем ставили отвары трав, если в доме случился больной. И обворачивали его особым рушником, узоры которого никогда не были случайными, и обращалась к нему хозяйка добродушно-почтительно: "батька".
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14854/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 21 704
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 59117
  • - Вас поблагодарили: 105847

Пол, крыша-"горище", порог и оконный проем также были на особом месте и окружались особым отношением. Пол, будучи прообразом Земли-Матери и бывший также земляным или лишь немного смазанным глиной, содержался по возможности в чистоте и порядке. По нему следовало ходить босиком, потому при входе разувались, делая исключение только для сватов.

Но ведь и сваты – люди пришлые в доме, а возможно и лишние, если не случится с ними породниться. Знаком упрямства и настойчивости жениха, изо всех сил желающего получить выбранную девушку в жены и боящегося отказа, был обычай ему разуться и пройти в дом босиком в знак того, что он уже породнился с домом. Гнать такого жениха не следовало и родителям предстояло долгое размышление, как выйти из неугодной ситуации.

"Дом вести – не пол мести" - так говорили в крае, но даже обычай подметать пол был особым. Чаще всего его мела самая старшая женщина, старушка, которая уже сама готовилась "родниться с землею".

Пол любили и честили, по выбранным дням устилали соломой или душистыми травами, а перед страдой и выходом на поле все жницы ложились на него спинами в надежде "не поломать страдой хребта" - избежать ломоты в пояснице и плечах при уборке зерновых. А второй раз ложились уже на границе поля, едная так тепло родного дома и полевой земелюшки...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14854/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 21 704
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 59117
  • - Вас поблагодарили: 105847

Горище, верхняя часть потолка, было местом самых различных оберегов и важных вещей. Целебные травы и сушеные ягоды, куколки-бережинки, куклы-пожарушки, самодельные "зирки" (звезды) – вот что находило пристанище в этой части дома.

В некоторых селах там же привешивали и люльку, если живущая в доме молодая пара никак не рожала детей, или небольшой гробик - если случилось тяжело и безнадежно заболеть старому человеку.

К осени "до горища" приставляли-привешивали дополнительную перекладину в дальнем и самом тёмном углу - туда в суровые морозы, по старым верованиям, приходили из леса "мавки да русалки отогреться"...

Порог и оконные проемы – места соединения пространства дома с пространством внешнего человеческого мира, часто недоброжелательного семье.

Потому в порог и оконные позатыльни еще при строительстве вставляли железный штырь (гвоздь, специально заказанный у кузнеца стерженек), всегда острием вверх. Если же в семье случалась какая-то беда, пришедшая по решению старших - извне, то штыри доставали и меняли на новые.

Позатыльни же украшали особым узором, считая его своеобразной дорожкой из мира внешнего - живой природы - в мир дома своего...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

митрий

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +479/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 5 119
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6
  • - Вас поблагодарили: 10392
  • да и сам - не из последних на селе

А у меня одного сие геометрическое безобразие вызывает стойкое неприятие? Да ещё в сочетании с решётками. Почему то возникла уверенность, что это новодел. Уж дюже безвкусно. Я выкладывал у себя, повторю. Как говорится - почувствуйте разницу.
(а у нас это называется - наличники)









Записан
я много лет стоял в конце и был последним идиотом. но постепенно продвигался, теперь я - первый идиот.

Лариса

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +3913/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 16 760
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60157
  • - Вас поблагодарили: 53131

Почему то возникла уверенность, что это новодел
Вот новодел, так новодел.

У меня аж в глазах зарябило, как увидела)
Записан

Omnia transeunt. Et haec quoque transibunt.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14854/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 21 704
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 59117
  • - Вас поблагодарили: 105847

Да ещё в сочетании с решётками. Почему то возникла уверенность, что это новодел.
Нет. Не новодел. Это старинное здание села интересного села Конь-Колодезь.  вот всё никак не соберусь рассказать о нём в Лариной теме.
А решётки - потому что домик отдали под аптеку.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14854/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 21 704
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 59117
  • - Вас поблагодарили: 105847

Как и внешний мир, пространство дома было наполнено самыми разными духами. Некоторые духи, по поверьям, пришли в дом человека и стали жить с ним не столько для помощи, но и для "пригляда" за тем, не нарушает ли тот установленный "полад". Духи могли быть старыми или молодыми и даже "детами", образуя пары - "нелюдовы семьи". Другие духи родились прямо из земли, на которой была поставлена изба или хата, из деревьев, которые были взяты для строительства, домовая печь стала путём-дорогой для огневиков из подземного мира Старовласта, а старая дедова соха привела к человеку полевых духов - зимовать до вешних вод...

Неизвестно, насколько в них строго верили, однако старались не гневить, нарушая спокойствие ссорами, сплетнями, бранными словами. В самом доме хозяином был, по общерусской традиции – домовой, дедко-суседко, дидок  и стрый. Под порогом обитал упорожник, отвечавший за то, чтобы ничего плохого не проникло в дом (потому ревностно следили, не спотыкнется ли гость об порог, что означало точно поданный знак упорожником).

В печи жили огневики и печные духи, отвечавшие за вкус хлеба, а также за сладкий сон хозяйки,  в трубе – дымовик, который нес запах родной печи и родного хлеба "родичам на тот свет".

Трижды в год хату оставляли пустой – домовые духи ждали в гости духов крестьянского подворья, кладбища а также "диких суседок", зашедших в дом из леса, поля, луга.

Неизвестно также, кормили ли духов дома в древности или эта традиция выросла из суеверного противления православию, но им справляли именины и варили каши на "погляд да укус", у ним обращались с величальными причетами, со словами благодарности, если случалась в доме радость, за советом, ответ на который должен был пригрезиться во сне


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 817
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4184
  • - Вас поблагодарили: 5895

В целом, я недавно думал простую мысль, что дом, жилище, хорошо создавать под свой образ жизни. То есть, можно наконструировать много всего интересного и необычного, а не просто по гостам сделать)) Я, например, живу сейчас в обычном бабушкином доме, и некоторые вещи неудобны. Хотя бы для занятий упражнениями.
Но, это как везде у нас в жизни.
Записан

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 817
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4184
  • - Вас поблагодарили: 5895

А недавно ещё чуть ли не ночью во сне мысли были: деревенский фен шуй - вполне реальная вещь. Все эти ставни на окнах.

Вот, если сделать вход дома упирающимся в большую дорогу - это фигово.
И вообще, дом на проходном месте - плохо. Чем ближе дом к дорогам или ни дай Бог перекрёсткам - вы чувствуете, что это нестабильность? проходной двор?

Если это маленькая деревушка и там свои, там тропинки - это одно. Там левые люди или машины не ходят. А если дом возле разъезда каких-то трасс? Что по ощущениям?

Это только один пример внешнего скажем феншуя)) А речь о любом пространстве.

Вот вам и "энергия".
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14854/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 21 704
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 59117
  • - Вас поблагодарили: 105847

А недавно ещё чуть ли не ночью во сне мысли были: деревенский фен шуй - вполне реальная вещь. Все эти ставни на окнах.

Вот, если сделать вход дома упирающимся в большую дорогу - это фигово.
И вообще, дом на проходном месте - плохо. Чем ближе дом к дорогам или ни дай Бог перекрёсткам - вы чувствуете, что это нестабильность? проходной двор?

Если это маленькая деревушка и там свои, там тропинки - это одно. Там левые люди или машины не ходят. А если дом возле разъезда каких-то трасс? Что по ощущениям?

Это только один пример внешнего скажем феншуя)) А речь о любом пространстве.

Вот вам и "энергия".

Ну, в старину это как раз прекрасно знали... И избегали ставить дом у проезжей (общей) дороги - считали, что по ней убежит из дома счастье или сила, здоровье или детки развеются по миру, кто куда, у дома отчего не останутся...
И окна оборачивали всегда в особые стороны света - в каждой местности они были свои, и печь ориентировали по югу и северу в пространстве. И колодцы - особенно колодцы, и даже лавочку-завалинку оборачивали сообразно с общим местом, где поселился человек...
Энергетическая схема - схема вращения энергии посолонь - к старинном доме включала в себя самые важные места, мужской и женские куты (углы), разделённые печью и обеденным столом, сама печь напротив входа-выхода из главной комнаты в сени и далее во внешний мир не только грела дом и встречала пришлого, возможно - недоброго гостя, но и служила энергетическому равновесию, восполняя убывающую у входа энергию...

И это не было универсальным решением - это было решением домов в общем ряду других жилищ, а вот окраинный дом всегда делали особо и зависело это от того, куда он краем - к лесу и прочему миру природы, или к человеческим объектам - крупному городу, торной дороге, другой деревеньке поблизости...

Да и саму дорогу пролагали не абы как, а если чуяли, что что-то с ней "не так" - могли и перенести, провести по-иному пути
Были даже дни, когда старили сами или с помощью коня - "слушали" дорогу...

Что-то в этом было важное - когда человек выступал сам преобразователем своего маленького домашнего и чуть большего - селянского мирка. А не жили, как придётся, или как построили ему чужие люди
Вообще - ничего случайного или неуместного не заводили в доме - не такими уж тёмными были предки, посветлей нас)
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 817
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4184
  • - Вас поблагодарили: 5895

Да.
Я думаю это можно и нужно! делать и сейчас. В больших городах этим, вероятно, занимались архитекторы, чего сейчас мы не наблюдаем.
А на уровне людей, думаю, примерно (кроме просто знаний и находок) это может выглядеть так - ходить где-то, останавливаться, смотреть, чувствовать, рассуждать, спрашивать себя, если бы вот так, то как было бы?
И тому подобное. То есть, на простых чувствах. Комфортно ли, красиво ли, удобно ли, практично...

У нас в городе мне сразу дом видится пятиэтажка. Я его тогда проанализировал...
1. Стоит на перекрёстке - уже косяк.
2. Стоит на возвышенности! обдуваемый всеми ветрами!

Записан

НаталияСорокина

  • *******************
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1047/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 7 098
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 53203
  • - Вас поблагодарили: 18146
  • *******************

КАКАЯ ЭНЕРГЕТИКА В ВАШЕЙ КВАРТИРЕ:

Чтобы узнать, какая энергетика в вашей квартире, сделайте несколько простых наблюдений. Например, в доме с хорошей энергетикой медленно высыхает разлитая вода, долго не вянут цветы в вазах, металлические предметы на ощупь прохладные, а деревянные немного теплые. В "тёмных" домах упавшая монета не звенит, быстрее скисает молоко, быстро остывает горячая еда, соль мгновенно растворяется в воде, масло тает на глазах, свеча коптит, ее огонек мечется и гаснет.

Хорошо проверять энергетические места в квартире маятником. Сделайте его сами из любого грузика: серебра, меди или хрусталя. Главное, чтобы он был только ваш.

Проверяйте места, спрашивая: "Хорошее ли это место? Качание взад-вперед означает "да", из стороны в сторону — "нет". Постепенно удаляйтесь от грязного места и определите границы его.

На негативных участках можно ставить любые электрические приборы, но не книги. Они тут же впитают негатив и передадут его читающему хозяину.

В места сильной отрицательной энергетики положите кусочки осины, дуба, березы и ели — они впитывают эту энергетику, а клен, черемуха, рябина, орешник и можжевельник даже могут ее преобразовать в положительную. Кусочки деревьев надо периодически менять.

На негативные места также хорошо ставить на ночь стаканы с водой, а утром выливать за порог квартиры. Можно положить в воду серебряный предмет или яйцо. Воду используйте простую, а не святую.

Чтобы в доме всегда было уютно, чисто, спокойно и комфортно, научитесь сами быть такими, потому что все наши слова, тревоги, отрицательные эмоции материализуются на стенах, мебели, вещах, картинах, даже на цветах.

Заведите в доме какой-нибудь сосуд, например, кувшин, и мысленно складывайте в него дурное настроение, печали и неудачи. Когда вы почувствуете, что кувшин полон, выбросьте его на мусорку и заведите новый.


Не позволяйте себе гневаться перед сном — вы создаете программу на ночь и просто не отдохнете. Нейтрализуйте плохое настроение интересной книгой, веселым фильмом, приятной музыкой.

Обязательно освобождайтесь от ненужных вещей, особенно с плохой энергетикой, оставшихся от умерших родственников, связанных с вашими неудачами. Если вы не пользовались вещью год или больше, она вам точно не нужна.

Если у вас особенно плохое настроение, постарайтесь перебежать через реку по мосту или через мелкий ручей. Бегущая вода обладает особыми энергетическими качествами, она отрежет от вас любого недоброжелателя или завистника.

В частном доме очень полезно вешать на забор старые туфли. За них цепляется чужой взгляд, и они принимают первый энергетический удар. А в городской квартире можно повесить плетеные лапти на стену в коридоре.


Просто помните, что дом, квартира — не просто жилье, куда мы приходим после работы поесть и поспать, а наше жизненное пространство, наша территория. Он отражает нас, а мы отражаем его. Мы заряжаем дом своей энергетикой, он заряжает нас.

Недаром говорят: "Мой дом — моя крепость", "В родном доме и стены помогают!' Освободитесь от барахла, накопленного за долгие годы, разберите завалы и расстаньтесь с прошлым.
Записан