Как говаривал Карлсон: продолжаем разговор

Попробую подойти к теме с другого бока

И покажу что именно привело меня к мысли о главенстве информации в происхождении
и функционировании всего живого. Более того к уверенности, что не будь информации не было бы
и жизни и этих наших дебатов.
Исторический экскурс так сказать.
Началось это давно, когда я пришёл работать в один академический институт.
Тогда мне посчастливилось (именно так я оцениваю задним числом) войти в состав
межлабораторного коллектива. Задачу нам ставил руководитель коллектива.
И требования к результату сформулировал так: всё должно быть наглядно до такой
степени, что бы и первоклассник понял. Позже мы узнали, что заказчиком было
военное ведомство

Сильно ржали и впоследствии называли их "наши первоклашки".
Это был наш тайный код

Кто был не в курсе в жизни бы не понял о ком речь.
Сама же задача была проста как апельсин: достичь возможности голосового управления
рукой робота-манипулятора. Это сейчас в каждый смартфон можно сказать "окей гугул...",
а тогда в компьютерах (называвшихся ещё ЭВМ) не было ни микрофонов и их драйверов,
ни видеокамер, ни даже экранов. данные вводили через пишущую машинку.
Быстродействие и объём памяти были так же смехотворны, нынешние телефоны
гораздо мощнее.
В составе нашего коллектива были представители лаборатории распознавания
образов (слуховых и зрительных), лаборатории робототехники и нашей ИИ,
были и программисты и электронщики. Народ очень высокой квалификации,
вынуждены были изобретать прямо на ходу массу технических решений.
Несколько месяцев шла сборка действующего макета установки.
Официально она называлась: программно-аппаратный комплекс.
Аппаратная часть должна была обеспечить быстродействие, при попытке
всё решать программно из-за низкого быстродействия всё было очеееень медленно,
можно было ждать часами реакции системы.
Аппаратура была следующая: студийный микрофон (с хорошими характеристиками, это было важно),
приспособленная обычная бытовая видеокамера, работающая с магнитной лентой,
т.е. выдающая аналоговый сигнал. ЭВМ типа Наири (мало кто знает я думаю,
она была достаточно компактная, что бы всю установку можно было смонтировать в одной комнате)
программировать приходилось на языке Ассемблер (кто знает, тот поймёт:)
и наконец "искусственная рука" точнее конечно клешня которая могла совершать небольшое
количество движений: вправо-влево, вверх-вниз, захватить и отпустить.
Перед рукой были три рабочие платформы: центральная, правая и левая
на них нацелена камера и все три попадали в её поле зрения одновременно,
что облегчало задачу направления "взгляда" и фокусировки.
напротив был столик оператора с микрофоном.
На платформах располагались "объекты манипуляции".
В качестве таковых были (примитив тоже направленный на облегчение задачи
и конечно для первоклашек): кубы и шары. Они различались по цветам: красные,
синие, зелёные и по размерам: средние, малые и большие.
Оператор мог подавать команды фиксированного вида:
что сделать с чем сделать. Например: взять большой красный куб,
переместить куб к левой платформе, положить куб.
Всякая другая "лирика" не воспринималась системой. Для более сложных
языковых конструкций впоследствии мы стали делать системы восприятия
естественного языка но при этом постоянно натыкались на ограниченность памяти
и малое быстродействие, так что сильно не преуспели. Но это я отвлекаюсь.
Ах молодость-молодость...приятно вспомнить как мы были увлечены, как работали
иногда сутками и не за премии, а из интереса.
Дальше я опишу несколько детальнее устройство, достаточно для того, что бы
понимать как, где и когда появлялась и преобразовывалась информация.
Текст буду дробить для более удобного восприятия.