Некоторое время назад увлёкся разглядыванием наличников, благо в наших краях их ещё как грязи. У меня было более четырёх десятков фоток разных домов. И!!! Ни одного одинакового узора! Читал, что какой то символизм усматривают в этих узорах. Сомневаюсь. Почему тогда все - разные?
Моя собственная гипотеза выглядит так : это было голимое самовыражение. Человек обозначал перед людьми свой некий статус. Причём как минимум по двум позициям - умение чувствовать красоту(допускаю, что таковое умение было значимым средь людей) и умение свои идеи реализовать в материале. То есть сразу было видно - здесь, мол, живёт могута хитровычурный, а здесь - рукожоп без фантазии. Причём технология крепления допускала легкость замены досок (всё на "живую нитку", два, три тонких гвоздика), запросто можно было добавить, поменять, переконфигурировать эти узоры. Полагаю, что с ростом мастерства хозяина и пышность рисунка увеличивалась.
Впрочем сие сугубо мои домыслы. Кстати, версия про изготовление наличников за деньги, кажется мне несостоятельной - уж больно ненужная(практически) вещь, чтоб отваливать за неё большие цифры, и при этом весьма гиморойная в изготовлении, чтоб отдавать ея за копейки. Такой забавой сугубо для себя заниматься станешь. На мой взгляд.
Резюмируя, люди похвалялись МАСТЕРСТВОМ. Не тем, что они имеют, но тем, что они УМЕЮТ. Вот такой смысл наличников видится мне.