Брымба: возвращаясь к твоей присказке, - высекаем чье-то восприятие дважды: подчиняя целое частному и апеллируя к его решебнику, там, где нужен, может быть, совсем не он.
Шелтопорог: Понимаю. Но как иначе обозначить осознание того, что и зачем делаем?
Я три дня соскребал себя в кучку, чтоб только начать формулировать этот текст. Плиз, Шелтопорог, потрать 3 минуты, чтобы поразмыслить над ним
в целом. А не сочиняя ответ уже по ходу чтения.
...Жаль, что ВП не стал отвечать на вопрос: что сказал бы его идеальный Шаман, внимательно прочитав ВП-12? Это могло бы повлиять на ответ "о месте задачи в процессе развития". Поскольку, несмотря на очевидную многовекторность, нелинейность, относительность разработки, оговоренную условность формулировок, неполноту и динамику ВП-12, они все благополучно укладываются
в плоскость человеческих исследований вопроса. (Какую вообще роль
в развитии играют
концепции о развитии? ...Пока отложим...)
Без разнесения по полюсам Создатель – Человек вопрос сознания рассматривать бессмысленно, т.к. исходную задачу развития человеку предписывает не сам человек. Не важно при этом, как мы представляем себе Создателя. Важно и очевидно, что мы выполняем эту задачу
всегда и сверхэффективно (поскольку модель до сих пор не снята с производства))). Это принимаем как безоговорочную данность.
Но нас в данный момент интересует именно избыточная наша оснащенность и избыточная осознанность. Поэтому надо постараться
как бы извне увидеть то,
как и чем мы отвечаем на требование развития.
Это
процессы роста, количественных и качественных изменений, обретения новых свойств, присущих только человеку; деятельность, преобразующая природу и чел. мир, организация, структурирование… (Это в общем виде, не тратясь на такие "частности", как мышление, вербализация, описание и т.д)
И вот тут мы подходим к главному. Все эти процессы в человеке протекают на макро и микроуровне одновременно, непрерывно, всенаправлено, слитно и в то же время дифференцированно… Любая малая часть любого процесса может отражать в себе целостность всей системы, при этом ни на секунду не фиксируясь. Это нельзя представить линейно, трехмерно, атомарно, диффузионно, рефракционно, хаотично, упорядоченно – н и к а к. Фигурально говоря, если бы удалось поставить маркером кляксу в любом месте этого безобразия, то через мгновение, мы бы уже обнаружили ее то распыленной, то вытянутой в линию, то вообще не нашли, то снова в виде нескольких клякс и т.п…
Когда человечек, уже обретя внимание и освоив речь, дозревает до собирания картины мира, ему в этом бесчинстве нужно на что-то опереться. И у каждого начинают появляться собственные "узловые единицы", позволяющие ему как-то управляться с этой махиной и как-то удобно для себя это называть: смыслы, правила, нормы, приоритеты, отношения. Но чем к р у п н е е этот узел, тем неповоротливее человек в своей собственной структуре. Поскольку процессы
никогда не останавливаются, а фиксируется – усилием! –
только внимание. Отсюда бесконечное и мнимое многообразие "картин мира", отсюда бесконечные трудности взаимопонимания. Когда формируется этот "узел", а к нему постепенно мировоззренческая надстройка, человек и сам должен волево удерживать эту конструкцию, и другой – обладающий такой же своей! – для понимания партнера должен умудриться где-то в схожей позиции удерживать усилием свое внимание. Поэтому наши КМ иллюзорны, а понимание сомнительно.
Наши "смыслы жизни", цели, интересы и проч.подобное – это лишь некая
крохотная равнодействующая, сумевшая задать общий вектор в описанном разнобое. Маленький личный тренд. Построенный на у с и л и и, но отнюдь не на осознании того, чем мы обладаем. На уровне общества мы имеем такую же крохотную равнодействующую в виде традиций, культур, цивилизаций. Поэтому говоря о развитии в плоскости
человеческих исследований (ВП-12), мы фактически говорим об исследовании
остаточного тренда, на каком бы уровне мы его не рассматривали.
(Поэтому я и говорю об осторожности и тщательности при разработке терминологии.)
Когда мы маркируем какой-то процесс "задачей"... неважно, когда мы
чем угодно маркируем процесс в описанной системе, мы, конечно, не вставим палку в ее колеса, но основательно заклиним собственное внимание.
Ибо концепция развивает только саму концепцию. Сумма концепций развивает Описание. Но никакого отношения не имеет к развитию.
Поскольку нас интересует качественное развитие, а не пассивный дрейф на конвейере Создателя, то о развитии можно говорить только как о
преодолении ограничений. Что мы и наблюдаем в естественном росте – преодолении возрастных, структурных, биологических ограничений.
И далее – преодоления смысла, описания, культуры. И в конечном виде – преодоления искусственной дифференциации и фиксации на описанных в этом тексте процессах. Т.е развитие – в освобождении и распространении собственного осознания на собственную, не подлежащую никакому описанию структуру. Соответственно и подобная "задача" в принципе не постулируема. Она может только
осуществляться.
_____________
Поэтому Тишина, описываемая Талиной - это этап такого осуществления, расширение осознания на недоступные прежде области. А подчинение Тишины
любой задаче - что, разумеется, возможно - всего лишь перенос новой качественности в старую плоскость развития личного "тренда".