Владимир Павлович любезно предоставил нам возможность ознакомиться с новыми текстами о жизни Шамана.
За что огромное спасибо обоим. )) И шаману и Серкину.
Пока повешу в виде скриншотов, чуть позже - конвертирую pdf во что-нибудь приемлемое.
Текст с возможностью цитировать:
Владимир
СЕРКИНВОЛЕВЫЕ ПРАКТИКИ
(новые диалоги с Шаманом)
23.06.2016
После жизни в пригороде Ярославля (начало 2000-х) Шаман
привёз семена и занимается огородничеством. Колыма –
не Ярославль с длинным летом. Первые посадки Шаман на-
чинает в проталинах на солнечных склонах числа 10-го мая,
постепенно увеличивая их. Нередко бывает, что в период с 25
мая по 10 июня все всходы безвозвратно гибнут от ночных
заморозков. Шаман не отчаивается и с каким-то отстранённо-
фатальным упорством начинает снова и снова.
В 2012-м Шаман отсеялся после заморозков третий раз (!)
16 июня и всё равно получил свой отменный урожай. Ещё он
из года в год увеличивает свои солнечные участки, которые,
кроме обычной обработки, требуют сооружения небольшой
каменной стенки для защиты от господствующих в вегетатив-
ный период ветров (стенки тоже постепенно увеличиваются).
– Много ты собираешься обрабатывать земли?
– Сотки три в сумме.
– Почему три?
– Не хочу тратить больше часа-двух в день.
– Наверное, нужна железная воля для такого экстремаль-
ного земледелия?
– Вопрос момента.
– Не понял.
– Я каждый день берусь в нужный момент.
– А какой именно нужный?
– Когда захочу.
– Но я могу сегодня не захотеть вообще.
– Тогда не берусь. Это редко. Нужные моменты бывают
почти каждый день.
– А потом же продолжать работать? Всё равно нужны
волевые усилия.
– Волевое усилие – не полениться в нужный момент.
Сделаешь это – дело пойдет час-два легко.
17.06.2016
Вообще-то я – «профессор по кафедре психологии». Так
написано в дипломе Высшей аттестационной комиссии. А та-
ких мыслей о воле не встречал. Воля, конечно, не моя тема.
Однако разных учебников прочел не один десяток.
Сегодня нужный момент наступил у Шамана в конце дня. В белые ночи ко-
нец дня – понятие циферблата. Моросит. Смотрю из хижины: Шаман босиком и
голый по пояс, что-то перекапывает или окучивает, блестит под дождиком. Тем-
пература плюс семь, ветер. Ну, почему он не мёрзнет, я сам знаю – нужно просто
двигаться. Не лихорадочно, а расчётливо, чтобы движения хватило на нужное
время. А вот насчет волиѕ Дождавшись, когда Шаман оденется и присядет под
навес к чайнику, продолжил расспросы.
– Насчет воли, помнишь, вчера говорили?
– Да.
– Ты все дела начинаешь в нужный момент?
– В основном.
– Тогда всё же ты очень волевой человек.
– Дело привычки.
– Привычки ловить моменты?
– И, главное, начинать действовать.
– А бывает, что когда работаешь в огороде, хочется заняться чем-то другим?
– Бывает.
– Сразу переключашься?
– Иногда.
– Когда иногда?
– Когда решаю, что это разумно.
– Пропускаешь моменты?
– Ловить моменты – малая часть. Нужно уметь ими управлять.
28.06.2016
Наблюдаю за бурундуком. У него трудное время. Запасы съедены ещё, на-
верное, в начале июня или даже в мае. А новой еды пока очень-очень мало.
У колымской растительности бешеная энергетика. В конце мая тепло только
начинается, а в начале сентября – всё. Не каждый год, но нужно быть готовым –
упадёт снег, встанут морозы. Потеплеет – не потеплеет ещё разик-другой? Рас-
тению будет уже всё равно. Нужно за два с половиной месяца вырастить листья,
процвести и дать плоды-семена. Одуванчики, например, успевают даже дважды.
Но к концу июняѕ Бурундук неутомимо осматривает травы. Семенные коро-
бочки – зелёные ещё, колоски пырея – пока не созрели, отросток какой-нибудь
травы погрызть – невкусно и непитательно. Но упорный зверёк не отчаивается, не
нервничает, продолжает поиски. Прямо как Шаман. Только движет им не воля,
а потребность, желание найти еду. Ба! И Шаман «ловит» желание. Как бурундук,
только желания разнообразней.
Упорное наблюдение позволяет описывать и бурундука, и Шамана. Правда,
нужно помнить, что и Шаман, в свою очередь, с юмором наблюдает за моим на-
блюдением. Без чувства юмора о таких вещах лучше не думать. Тем не менее:
Шаман занимается огородничеством не из-за еды. Жил же до этого, может, лет
сто без огорода.
– Зачем вообще огородничаешь?
– Практика новая. И энергетика земледельца нравится*
.
* Земледелец со своим участком и растениями формирует общее энергетическое
тело. Приводя в порядок участок, он приводит в порядок свою энергетику. Подробнее см.
в разделе «Энергетика земледельца» в книге «Свобода Шамана» (издания 2010–2016 гг)
– Долго эта практика будет новой?
– Не знаю. Как почувствую.
– Потом займешься другой практикой?
– Если эта энергетика будет не нужна.
– А пока нужна?
– Нравится.
– То есть это не совсем волевой процесс?
– Совсем волевой – когда совсем не нравится.
– Но и такие нужны. Как же приучать ребенка, не знаю, зубы там чистить,
игрушки за собой собирать, посуду мыть? Некоторых – учиться.
– В том-то и отличие человека от бурундука, что мы можем быть совсем во-
левыми для будущего.
– Мысли читаешь?
– Наблюдаю.
(Смеемся вместе. Только я немного огорошенно).
28.06.2016
По ночам довольно холодно. Растапливаю печку. Сначала выгребаю золу и
угольки в специальную ёмкость. Раньше Шаман оставлял себе только немного
золы на всякие мази-смеси. Топим плавником и сушняком, без малейшей химии.
В городах-селах такой золы, наверное, не найти*
. Теперь всю золу не выкидыва-
ем, большую часть Шаман вкапывает в свои полянки-огородики.
Раздуваю огонёк, привычно глотаю немного дыма, щурю глаза. Вот зачем я
здесь дым глотаю, комаров кормлю, собираю, колю-пилю дрова, воду таскаю?
Нормальные люди сейчас ТВ смотрят или в сети сидят в благоустроенных квар-
тирах с горячей водой. Или млеют рядом с отмыто-ухоженной теплой женщиной.
Шутки шутками, а серьезно – зачем?
Завтра пойду в город. Душ, чистые простыни, отношения, друзья, сеть, вкус-
няшкиѕ Правда, потом опять приду сюда или ещё в какое-нибудь красиво-глухое
место. И таких миллионы. Зачем?!
Энергетика? Не только. А Шаман вообще живет так годами, всю зиму чело-
века не видит. С точки зрения современной науки он невероятнее инопланетяни-
на. Потому что считается, что человек не может жить без общества. Но полных
отшельников на Земле тысячи, а может, и десятки тысяч.
– С утра в город пойду.
– Угум (звук не совсем такой, Шаман скорее гукает, не открывая рта).
– Женщины.
– Угум.
– Как тут живешь годами без женщин?!
– На войне научился.
– Я вообще-то служил в армии, два года с «макаронкой»** в казарме. Так
главная тема всех разговоров – женщины.
* Видел раз в пригороде, как компания автомобильных взрослых с детьми жарила шаш-
лыки на крашеных (!) досках. Не удивлюсь, если они бензином или еще какой-нибудь химией
разжигали.
** «Макаронка» – очень длинные дни, когда ты отслужил по закону уже ровно два года, а
приказа о демобилизации все нет.
– Понятно. И как справлялись?
– Чего только не было в ротеѕ
– А ты?
– В город.
– Старые женщины, гулящие девчонки?
– Всякие. А что ты хочешь в 21 год?! Не напоминай. Хотяѕ тогда сорока-
летние старыми казались, а сейчас на седьмом десятке – молодежь (смеемся
вместе).
– Да, в том возрасте и месте у вас не было другой возможности.
– Какой?
– Долго жить без женщин.
– А как это возможно?
– Не говорить и, главное, не думать о них.
– В казарме на 150 человек? Да и ТВ. Хотя тогда только аэробика в закры-
тых купальниках была.
– Я и говорю: невозможно было.
– И в лесу долго невозможно.
– Возможно, если управляешь мыслями.
– Мысли сами приходят. А через неделю-две только эти мысли и есть.
– Приходят – отсылаешь.
– Дисциплина мысли? В армии этому не учили. Наоборот, все разговорыѕ
– Этим и отличается волевой человек. И, кстати, светлый от тёмного.
– Мыслями?
– Мысленным промыслом.
28.06.2016
Нравится смотреть на огонь. Даже через приоткрытую дверь печки. Костёр,
конечно, лучше. Но дождь-ветер и под навес заносит. Мысленный промысел вли-
яет наѕ Лучше пока не думать, просто на огонь смотреть. А то придумаешь что-
нибудьѕ
– А физиология как? Дисфункция от неупотребления и всё прочее.
– Не можешь регулировать тело силой мысли, живи как обычный человек.
– Во что сливается общий промысел семи миллиардов?
– В нашу жизнь.
– То есть влияние моего промысла – одна семимиллиардная?
– Не совсем. Мысли редко бывают одиночными. Они всегда в системе с дру-
гими твоими же. Поэтому твои мысли сильнее всего влияют именно на твою
жизнь, дело, родню, село, страну и так далее.
29.06.2016
Белая ночь, белые сумерки всю ночь. Три часа ночи – белым-серо. Серо из-
за мороси и тумана. Ближнюю скалу метрах в двадцати видно, а более далёкие
уже нет. «А ведь они есть». Ты можешь сколько-то о них не думать, но пойдешь
за водой, дровами или рыбу ловить – вот они. Так же и мысли. Отгоняй – не
отгоняй, все равно получишь много. Конечно, монашеские практики мышления
позволяют долго отгонять. Но и самые известные в этом деле монахи тем и из-
вестны, что искушения у них были сильны. Сколько можно отгонять «ненужные»
мысли? И зачем?
Шаман в белые ночи спит мало. Где-то через часик проснется. Дождусь.
– Чайник горячий.
– Не спал?
– Да, думал о волевом управлении мыслями.
– Управляй не управляйѕ (чуть усмехнулись оба).
– Вот именно. Мысли же все равно есть. Ты их отгоняешь, а они только
усиливаются.
– Э-э, брат*
ѕ
– Так разъяснил бы.
– Так мысли не отгоняются. Так их только усиливаешь.
– А как надо?
– Перейди в другой поток**.
– Какой другой?
– Лучше более высокий.
– Так дело не в волевых усилиях, а в другом потоке?
– Само по себе волевое усилиеѕ Нужно правильно направить, управлять им.
И первое время удерживаться в новом потоке.
– Но «в потоке» ты несвободен.
– Ты всегда в каком-нибудь потоке. Выбирай их свободно.
– Ну, не всегда. Например, медитация на белый ум–пространство.
– Это тоже поток. Только в таком потоке ты вряд ли сможешь действовать.
– М-да. Так сверхволевые монахи с их искушениями?
– Очень сильные. Но метод не тот. Методология, ха***.
29.06.2016
По пути в город рассматриваю медвежий след. Только что здесь прошел,
чуть по тропе и ушёл в кусты. Моросит, но след чёткий, с острыми краями не
только в грязи, но и на дне мелкого широкого ручейка. Минута-две. Наверняка
слышал меня, слух-то отменный, и, может быть, наблюдает. Неприятно, но делать
нечего. Вздохнув, продолжаю путь, напряжённо вслушиваясь и всматриваясь.
Конечно, нормальный зверь должен сторониться человека, но медведь – не-
предсказуемое поведение. Минут через двадцать напряжение отпустило, хотя
и нет оснований – вполне мог пойти за мной. Стараюсь не строить негативных
мысленных сценариев.
– Почему не боишься медведей?
– Ко мне не подойдут. Хоть тут стаи их будут.
– Как это делаешь?
– Особое состояние. Подумай, писать ли об этом. А то начитаются, навооб-
ражают у себя такое состояниеѕ
– Подумаю. Что за состояние?
– Словами не описать. В этом состоянии мир устроен так, что им в голову не
придёт подойти ко мне.
* Стандартная фраза Шамана: «Э-э, брат, главного-то ты не понял». Но он давно уже в
нашем общении говорит лишь начало фразы.
** Поток мыслей, поток сознания. – В.С.
*** Шаман знает, что я уже пять лет читаю большой курс (по 80 часов ауд. на группу)
«Теория и методология современной психологии» на факультете (теперь департаменте, ха)
психологии Высшей школы экономики (Москва).
– Побоятся?
– Не это. Просто мы не равны. Это вообще не их мир, не их территория.
– Чувствуешь себя сильнее?
– Сильнее – не то. Сильнее, схватка – это ближе к их миру. В моём мире
этого в принципе быть не может.
– А в его мире человек – просто еда.
– (Шаман не реагировал на иронию. Я знаю теперь почему: когда он
пытается объяснить мысль, ему просто «некогда и лень» отвлекаться на
это). Почувствуешь себя едой – попадешь в его мир.
– Но как он попадает при встрече в нужный тебе мир?
– О, мыслишь в ту сторону. Просто моя воля сильнее.
– Ничего себе – просто. То есть чужая сильная воля может мне навязать свой
мир, свои правила?
– Так и бывает. Только чаще неосознанно.
– Прости простого. Я правильно понял: чья воля сильнее, того и реаль-
ность?
– Да.
– И коллективная воля
– Да.
– И ничем это не изменить?
– Можно действием. Действием ты изменяешь реальность.
– В этом суть шаманства?
– Один из аспектов.
– Как мне развить свою волю?
– Преодолением, дисциплиной и обязательно действием.