Лечение
29.01.98
Возможно, что моих записей хватило бы на издание книги вроде «Рецепты от Шамана», но сам я не пользовался этими рецептами. В эту публикацию практические советы без изменений включены, лишь если они попали в один день с важным диалогом.
— Как ты готовишь этот папоротник (*Здесь щитовник австрийский, или широкий (Dryopteris austriaca, WIHD. dilatata) по Беркутенко А.Н., ВирекЭ.Г. (1995).) ?
— Солил.
— Как?
— Слой папоротника, слой соли, сверху пресс, чтобы он дал сок. Через неделю сок сливаешь, ворошишь папоротник и заливаешь рассолом.
— Сколько соли?
— Пока не перестанет растворяться.
29.01.98
С годами выяснилось, что круг общения Шамана неожиданно широк. Сегодня я бы даже сказал, что, живя на берегу, Шаман общается со всеми окружающими его людьми. Некоторые виделись с Шаманом лишь раз как больные или ухаживающие за больными, другие общаются редко, но регулярно. Ни эти люди, ни Шаман не находят в таком общении ничего удивительного.
— Где ты вообще берешь соль, крупу?
— Кузьма привозит.
— Почему он это делает?
— Почему ты приносишь мне вещи?
— Они не нужны нам в городе.
— Но ты долго несешь их на себе. А патроны, горелка?
— Это подарки.
— Почему ты это делаешь?
— Я хорошо к тебе отношусь.
— И они хорошо относятся. Я лечу их и подсказываю, где, сколько рыбы можно взять.
— Откуда знаешь про рыбу?
— Есть правила, признаки, вообще и местные.
— Расскажи чуть.
— Например, речка не должна быть перекрыта сетью больше трех дней в неделю. И не подряд.
— Почему?
— Рыбе нужны проходные дни, чтобы не переводилась.
— А местные?
— В окрестностях Магадана рыба идет хорошо в нечетные годы, плохо в четные.
— А в других местах?
— Надо там пожить, почувствовать. Севернее, может быть, правило четности не так сильно выполняется.
— Еще есть какие-то признаки?
— Горбуша ходит в год с брусникой, не ходит с грибами.
— То есть грибы ходят в четные?
— Не всегда. Четность — более общий признак.
— И у отдельных речек есть приметы?
— Конечно.
— Ну ты шама-ан. (Смеюсь)
— Хоть горшком назови. (Смеемся вместе)
— Так браконьеры платят тебе продуктами?
— Это не плата, а отношения. Ты бы еще крупу в деньги перевел. Кроме того, Кузьма считает меня колдуном.
— Тебе нравится, что тебя называют Шаманом?
— Хоть горшком...
09.03.98
В чем никак нельзя заподозрить Шамана, так в сентиментальности. Он запросто мог поговорить с куропаткой и, окончив разговор, пообедать ею же. Раз я сказал ему, что предпочитаю охоту без общения, но Шаман лишь пожал плечами и напомнил о разведении кур и коров. И вдруг на окошке его хижины я увидел веточки в банке.
— В первый раз вижу среди тайги веточки на окне. Зачем?
— Зимы еще много. Часто нужны активные вещества.
— Как ты их добываешь из веточек?
— Это ольха. Суточного урожая пыльцы с семи сережек хватает на лекарство взрослому.
— Ты ешь эту пыльцу?'
— Эта — горькая. И слишком сильна. Лес и так полон лекарств и витаминов. Зимой можно жевать стланик, почки березы, ольхи или шишечки. Пыльца — для мазей и смесей при лечении.
— Ты прочел это в книгах?
— Ни в одной книге не сказано о круглогодичном сотрудничестве с растениями. Для этого нужно долго прожить с ними.
09.03.98
Наверное, Шаман — единственный «лечащий врач» на сотни километров. Он не может ни с кем консультироваться,у него нет медицинских книг и стандартных лекарств. Но он всегда действует так, будто точно знает, что делать.
— Ты лечишь все болезни?
— Только те, которые преодолел сам.
— Но говорят, что ты лечишь многие болезни.
— Болезней не так много, много вариаций.
12.12.02
Странные для Колымы осень и зима. Стабильно стоит уже больше месяца 25—30 градусов мороза, но снега нет. Выпадал немножко в начале октября, почти весь раздуло. Холодно, пыль. Явные климатические аномалии. Травы и ягоды хрустят под ногами, как стеклянные. На редких снежных застругах переплетение медвежьих, волчьих, лисьих, заячьих, мышиных и птичьих следов. В декабре на Колыме звери не спят и не сидят в норах! Как бы не померзли без снега. Тревожно.
Недалеко от прежней землянки Шамана поселился один из браконьеров. Бригада помогла ему сделать землянку. Оставили рыбу, крупу, соль, три ящика свечей и бочку солярки. Он ухитрился сжечь все за месяц. Свечами воздух в землянке нагревал, чтобы за дровами не ходить. Навещаю третий раз. Медитировать он не умеет и учиться не хочет—другое воспитание. В результате говорит сам с собой и мне неимоверно «приседает на уши». В городе казался крутым. Не свихнулся бы.
Наверное, у него не хватает жиров в пище. В одном месте кожа на лице треснула, проступили фрагменты мимических мышц, как в анатомическом атласе. Храбрится, не хочет со мной идти в город. Принес ему сала, жирной колбасы, майонеза и растительного масла. Знаю, что все съест быстро, вместо того чтобы растянуть на зиму. Перезимует с моей помощью до прихода бригады и больше не захочет так жить.
Шаман бы не стал помогать. Во сне общался с ним (* Шаман немного научил общению во сне.).
— Почему не помочь?
— У него низкий уровень культуры. Быстро превратится в иждивенца.
— Но он живет трудно. Набрал кубометр мидий и стог морской капусты на зиму. Жиров нет.
— Нужно, чтобы он не ждал твоей помощи, а боролся.
— Если я принесу ему мешок мороженых кур, он бороться не будет?
— Скорее всего тогда замерзнет.
— Почему?
— Или он будет бороться за жизнь каждый день, или не сможет.
— Куры помещают бороться?
— Должна быть стабильность борьбы. Куры позволят временно не бороться, как свечи и солярка. Из-за них он чуть не замерз, так как сразу не приобрел привычку запасать дрова. Вспомни судьбу ушедших коренных народов: они прекрасно жили до того, как к ним пришла «помощь» западной цивилизации.
— Но он сам из западной цивилизации.
— Это Колыма. Он мог бы частично выживать где-нибудь в обильной сибирской тайге или в тамбовском остаточном лесу. Здесь частично не получится. Или он полностью задействует все свои ресурсы в борьбе за жизнь, или сдохнет.
— Ох и суров ты. Вообще не нужно помогать?
— Наоборот, хочу, чтобы он имел шанс. Можешь давать гостинцы. Но немного и не систематично. Чтобы он на них не рассчитывал. Пусть рассчитывает только на себя.
— А мог бы городской выжить без начальных припасов?
— С тепла — некоторые. Но к морозам нужно добыть большого зверя и научиться регулярной добыче.
— Как большого без оружия?
— Ямы, петли. Тросов море много выносит.
09.03.99
Шаман не стремится ничего скрывать, но говорит со мной, медленно подбирая слова. Это напоминает мне мои объяснения сложных концепций студентам, не владеющим терминологией. Я прекрасно знаю, что ограничения опыта не дают объяснить многое, даже при владении языком. Как объяснить семилетнему про любовь, например? Просто говоришь знакомые для него слова, которые так и остаются словами.
— Почему ты не пьешь чай?
— Пью, когда захочу.
— При мне не пил ни разу.
— Я пью кипяток и отвары.
— Откуда ты знаешь о травах?
— Из книг, из жизни.
— А как ты составляешь новые отвары?
— Чувствую, что надо делать. Иногда мне снятся составы. После этого я просто знаю.
— Но как ты делаешь отвары для больных?
— Они болеют тем, чем я уже болел, и я знаю, что нужно.
10.03.99
Присматриваясь к лечебным процедурам, я следил и за состоянием Шамана, предполагая, что он как-то влияет на больных. Ничего необычного в его внешности не было, но после лечения он, примерно в четверти случаев, был сосредоточен и даже грустен.
— Что заботит тебя после процедур?
— Не заботит, напоминает.
— Что?
— О том, как начал лечить.
— Можешь рассказать?
— Встретил однажды в городе знакомую по юности. Когда-то она была слишком красива, я а слишком застенчив. И не подходил к ней. При встрече ей было сорок, она выглядела плохо и была тяжело больна. Ночью проснулся, вспомнил про неё и вдруг понял, как полечить на расстоянии.
— Вылечил?
— Облегчил.
— Ты знал, где она находилась в тот момент?
— Не имеет значения.
— Зачем тогда больных привозят к тебе?
— Можно и без этого. Кто-то может рассказать, что-то показать. Но гораздо увереннее и лучше, когда вижу.
— Почему ты вдруг понял, как ее лечить?
— Очень сердечно пообщались. Воспоминание было тоже очень «сердечным», и очень хотел помочь.
09.05.99
Шаман предложил мне забрать несколько килограммов красной икры для родственников. Раньше он не говорил о хозяйстве, но я предполагал, что, живя в столь суровых местах, Шаман ведет жестокую борьбу за существование. Это предположение заставляло меня захватывать лишние продукты и не налегать на угощения Шамана. Сегодня выяснилось, что мои предположения неверны. Наоборот, Шаман думает, что он живет в хороших условиях, а я в городе тяну с большим напряжением.
— В городе прожить легче. Оставь икру себе.
— Скоро будет новая. Хорошо бы вы съели эту до июля. В городе потруднее прожить.
— У тебя так много икры?
— Солю одну бочку в путину . Если разделить на все дни года — около ста пятидесяти грамм на день. Ни один человек
столько не съест.
— Что ты еще заготавливаешь на зиму?
— Бочку грибов, пару бочек лосося, бочку разнорыбицы, пару-тройку банок краба, бочонок брусники морожу, по банке рябины, голубики, потом папоротник, морская капуста, шишка, шикша, красный корень, черемша, дикий лук... Глянь в леднике.
— Теперь понял, почему ты не взял витамины. А тогда подумал, что из-за щепетильности насчет химии.
— С витаминами здесь получше.
— Килограммы ценнейших продуктов на день! Зачем Кузьма тебе привозит крупу, картошку? Зачем мы охотились?
— Крупы, картошка, хлеб — углеводы. Охотимся редко, это практика.
— Значит, тебе не нужны продукты, которые я приношу?
— Разнообразие радует. Апельсин, лимон, томаты, киви эти интересны. А консервы или концентраты...
— И сколько времени у тебя уходит, чтобы кормиться год?
— Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то дней десять — двенадцать.
— Десять дней кормят год?
— Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.
— Теперь призадумаюсь. Почему так?
— В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки... Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.
— Но это нужные вещи. Отношения, уровень, престиж, наконец.
— Тебе пока лучше жить и практиковать в городе.
09.05.99
Солнечные склоны в крутых распадках уже хорошо прогреваются днем. Появились проталины. На них сухо, так как вода моментально стекает с крутого склона. Высокая, желтая с осени трава и множество кустиков с прошлогодней брусники. Я так увлекся брусникой, что подскочил на месте, когда молчавший неподвижный Шаман вдруг спросил:
— Что ты говорил о «жестокой борьбе за существование»?
— Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.
— Имей в виду: как только начнешь бороться — это первый шаг к смерти.
— А не бороться, так сразу замерзать?
— Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.
— Как?
— Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.
— Но без напряжения сил не обойтись.
— Обойтись. Старайся делать то, что нужно, «по течению» дня, часа, мига.
— Но как?
— Начни, старайся чувствовать — и поймешь.
16.06.98
Наблюдая за общением Шамана с больными, я обратил внимание на «привязку» его действий к приливам и отливам, фазам Луны или Солнца, ветрам, камням, растениям, животным и рыбам. Предполагая, что Шаман использует какие-то лестные потоки энергии и существ, я решил, что умения Шамана должны быть не универсальными, а «местными».
— Ты мог бы лечить, например, жителя Украины?
— Не сразу. Надо пожить там, почувствовать воздух, воду, ритмы.
— Но врач лечит в любом месте.
— Я учился в Хабаровске и работал участковым. Медицина в кризисе.
— Что ты имеешь в виду?
— Сегодня врач не целитель.
— А ты целитель?
— Я не вмешиваюсь, если меня не просят. И я лечу не болезнь, а человека с его миром.
— Любой может лечить, если научится?
— Нет. Больной должен верить целителю.
— Что-нибудь, кроме сложившейся репутации, влияет на доверие больного?
— Репутация мало что значит. Главное — сила действий.
— Что это?
— Целитель должен быть уверен в том, что он делает.
— Откуда больной знает об уверенности целителя?
— Местные — стихийные герменевты, они сразу это чувствуют и не будут лечиться, если целитель не уверен. Да и ты можешь чувствовать.
— Мне говорили, что ты пляшешь с бубном и камлаешь.
— Довольно часто. Бубен, наверное, войдет в арсенал врачей будущего.
— Для чего?
— Большинство болезней происходит из-за рассинхронизации человека с его миром. Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться.
— Никогда такого не слышал. А как же вирусы, бактерии?
— Вирусы, бактерии, психосоматика — материальные проявления потери гармонии с миром.
— Но как бубен вводит человека в гармонию?
— На твоем профессиональном сленге это называлось бы вроде «настройка динамического стереотипа».
20.07.99
Шаман уверенно смешивает из своих заготовок, минералов, свежих растений, насекомых, морской и земной живности лекарства от болезней. Сотни, а может быть, и тысячи составов, которые никогда не повторяются.
— Откуда ты знаешь, что то или иное вещество является лекарством?
— Все является лекарством или ядом в зависимости от дозы.
— Ну да, и водка?
— В малых дозах, начиная с капель и притирок, водкой можно многое лечить. В больших — сам знаешь.
— А откуда ты знаешь, что и как лечить ольхой, а что и как — стлаником?
— Они сказали мне.
— Что-то мне они ничего не говорили.
— Твое сознание забито суетой. В этом состоянии ты не можешь ни спросить растение, ни услышать его.
— Как-то я могу начать практиковать с растениями?
— Береза может поделиться с тобой энергией, а ольха или осина — забрать часть плохой энергии. Но не увлекайся. Они могут забирать и нужную тебе энергию.
— Ты это чувствуешь?
— Даже кошка это чувствует и ест, когда болеет, нужную ей траву. А уж внимательный человек...
— А почему ты все время делаешь разные лекарства?
— Принципиально разных немного. Но одинаковыми они быть не могут.
— Почему?
— Чудак человек. Я же лечу разных людей, в разные дни, при разной погоде, луне, море...
20.07.99
Изрезанная береговая линия и сопки создают множество небольших водоразделов, по каждому из которых стекают ручьи. Шаман ходит с котелком и кружкой от ручья к ручью. Я тоже пробовал. На вкус вода чуть-чуть различается, но определяешь это не сразу, лишь на третий-четвертый день после прихода из города. Шаман говорит, что за четыре дня меняется заметное для самого человека количество воды и содей в организме. И сам знаю: первые три дня в городе замечаешь, что вода в кране из застойного водохранилища хлорирована и проходит по ржавым трубам. Потом перестаешь замечать.
Когда привыкнешь к чистым горным ручьям, если сосредоточиться, замечаешь, что в одном ручье вода чуть горчит, в другом — чуть-чуть щиплет, в третьем — необыкновенно вкусная. Это объясняется разным солнечным, лунным и звездным режимами ледников и ручьев, разным составом торфяных болотец на вершинных плато и минеральным составом горных толщ, через которые вода с ледников и болотец фильтруется.
«Вкусную» воду мы используем для чая или ухи, другие Шаман использует для своих снадобий.
— Какое значение имеет вода для лекарств?
— Вода совместима с травами и с человеком. Например, стараюсь делать отвары и настойки на той воде, на которой растение и выросло.
— Что это дает?
— Так лучше восстанавливаются свойства растения. Как кровь вливать — своя лучше донорской.
— Так просто. Почему официальная медицина это не использует?
— Использует частично. Сам прописывал больным разные минеральные.
— А для трав в аптеках?
— Где, кто, как, когда собирал эти травы? Может даже, травы мучились при этом.
— Но горожанин не может сам собирать.
— Тогда лучше талую. Она немножко похожа на весеннюю.
— А как сделать, чтобы травы не мучились при сборе и сушке?
— Нужны специальные говоры.
— Научи меня.
— Не запомнишь без долгой практики. Пока просто проси прощения, объясняй, что не все выкашиваешь и что-для-чего нужно. Обязательно оставляй достаточно травы на развод и выполняй обещанное.
— Как влияет выполнение обещаний?
— Иначе травы, горы, море и все-все сделают тебе «предъяву». (Шаман улыбнулся, но улыбка относилась только к термину.)